Библиографическое описание:

Миронова О. И. Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный турист» в начальной школе» [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 104-106.

Пояснительная записка

1.1Актуальность программы

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности обучающегося. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

Ситуация со здоровьем детей приобретает за последние годы трагический характер, о ней говорят широкая общественность и политики, 80 % детей имеют нарушения состояния здоровья. Необходимо принимать меры для изменения сложившегося положения.

При организации внеурочной деятельности, являющейся продолжением образовательного процесса начального образования, следует четко определять её отличительную психолого-педагогическую позицию: основной организационной формой должна стать сюжетно-ролевая игра. Ведь игра — интересный и захватывающий процесс, в котором каждому участнику, младшему школьнику, приходиться реагировать на то, как складываются игровые ситуации. В процессе игры во внеурочной деятельности (на туристической прогулке, в походе или на экскурсии) выявляются индивидуальные особенности поведения ребенка в различных сюжетно-ролевых ситуациях, раскрываются личностные качества, вырабатываются и постигаются определенные морально-нравственные ценности и культурные традиции.

Одним из реальных давно опробованных путей является туризм. Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы, т. е. углублённого изучения во время походов истории природы и культуры родного края, о нём можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве культурно — патриотического воспитания.

В наше непростое время, когда многократно возрастала опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов, необходимо использовать возможности туризма в условиях экстремальных ситуаций.

Изучение данного курса обеспечивает духовно-нравственное развитие обучающихся, формирование гражданственности, воспитание нравственных чувств и трудолюбия, развитие творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и семье.

В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно-ориентированных технологий.

Предлагаемая программа туристической деятельности с младшими школьниками тесно связана с содержанием следующих учебных дисциплин: «Окружающий мир», «Физическая культура», «Технология» и др. Более того, виды и направления внеурочной деятельности интегрируют результаты учебной деятельности — универсальные учебные действия в конкретных формах организации активной практико-ориентированной деятельности обучающихся в туризме и краеведении, что, собственно, и обеспечивает их взаимосвязь и формирование качественно новых универсальных учебных действий.

1.2. Цель программы — формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления.

Задачи программы

Образовательные задачи:

-        Освоение туристских навыков в походе, слёте.

-        Освоение знаний прохождения технических этапов туризму

-        Изучение различных способов переправ;

-        Изучение и совершенствование техники наведения туристских этапов соревнований

-        Физической подготовке, обеспечение выживания в экстремальных условиях;

Развивающие задачи:

-        обучение воспитанников приемам самостоятельной и коллективной работы;

-        развитие эмоционально ценностного и коммуникативного опыта;

-        приобщение их к самовоспитанию и самообразованию (контроль и самоконтроль своих действий, своего поведения и отношения к делу, воспитанию дисциплинированности и организованности, хорошей физической подготовки и т. п.).

-        обучение детей выдержке, смелости в решении возникающих вопросов, усидчивости, способности управлять своим поведением;

-        развитие силы, выносливости, координации движения в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;

-        развитие эмоциональной сферы личности, повышение уверенности в себе, формирование позитивной самооценки.

Воспитательные задачи:

-        формирование общей культуры личности, способной адаптироваться в современном обществе;

-        формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;

-        воспитание трудолюбия, ответственности, дисциплинированности;

-        воспитать стремление к саморазвитию;

-        воспитать потребность в здоровом образе жизни.

-        выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе.

Программа разработана для обучающихся 4 класса на 34 часа занятий — 1 раз в неделю

1.                  Учебно-тематический планирование.

п/п

Разделы программы

Часовая нагрузка

всего

в помещении

на местности

1

Введение

1

1

 

2.

Правила поведения юных путешественников

2

1

 

3

Азбука туристско-бытовых навыков

4

 

4

4.

Я, моё тело и моё здоровье

4

1

3

5.

Азбука туристского ориентирования

4

1

3

6.

В гостях у путешественников — героев сказок

3

 

3

7.

Путешествие во времена года

4

1

3

8

Путешествие в мир моей школы

2

 

2

9

Загадки школьного двора

2

 

2

10

Азбука путешественника

8

2

6

11

Зачётный летний однодневный поход

вне сетки часов

 

 

 

 итого

34

7

27

 

Методическое обеспечение программы

№ п/п

Раздел

тема

Форма занятия

методы

Дидактический материал и ТСО

Форма подведение итогов

1.

Азбука туристско-бытовых навыков

Занятие-игра, соревнования поход,

Словесный, наглядный, практический, репродуктивный

Туристическое оборудование

Соревнования туристско-краеведческая олимпиада, слёт

2.

Азбука туристического ориентирования

Экскурсия, соревнования

Словесный, практический,

Карты, компас

Соревнования

3.

Путешествие в мир моей школы

Экскурсия, олимпиада

Словесный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстрационный

 

туристско-краеведческая олимпиада

4.

Азбука путешественника

Консультация

Словесный, объяснительно-иллюстрационный

Аптечка

 

5.

Я, мое тело и мое здоровье. (ОФП)

Игра, соревнования

Наглядный, репродуктивный

 

Соревнования

 

Литература:

 

1.      Андреев Н. В. «Топография и картография» М.: Просвещение 1985

2.      Антропов К., Расторгуев В. Узлы. — М.: ЦДЮТур МО РФ, 1994

3.      Бардин К. В. Азбука туризма. — М.: Просвещение, 1981

4.      Богданов М. Я., Краковяк Г. М».Гигиена», издательство «ФиС» 1969

5.      Ковыш Э. Н. Соревнование туристов. — М.: Физкультура и спорт, 1990

6.      Кодыш Э. Н., Константинов Ю. С., Кузнецов Ю. А. «Туристские слёты и соревнования» М.: Профиздат, 1984

7.      Константинов Ю. С. Туристические слёты и соревнования учащихся. — М.: ЦДЮТур МО РФ 2000

8.      Константинов Ю. С., Кузнецов Ю. А «Подготовка судейских кадров по туристским соревнованиям» М.: Профиздат, 1982

9.      Лебединский Ю. В. «Слёты и соревнования юных туристов». — Горький, 1965

10.  Попчиковский В. Ю. «Организация и проведение туристских походов» М.:Профиздат, 1987

11.  «Спортивное ориентирование» М.: «ФиС», 1987

12.  «Физическая подготовка туристов» М.: ЦРИБ «Турист», 1985

13.  Богданов М. Я., Краковяк Г. М».Гигиена», издательство «ФиС» 1969 Под ред. Гоголева М. И. «Основы медицинских знаний учащихся» М.: «Просвещение» 1991

14.  Константинов Ю. С. «Туристские соревнования учащихся» М.: ЦДЮТ 1995

15.  Кошельков С. А. «Обеспечение безопасности при проведении туристских слётов и соревнований учащихся» М.: ЦДЮТ 1997

16.  «Походная туристская игротека» М.: ЦРИБ «Турист» 1991

17.  «Физическая тренировка в туризме» М.: ЦРИБ «Турист» 1989

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle