Библиографическое описание:

Мукажанова Ш. О. Содружество искусств на уроке литературы [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 106-109.

В работе освещено содружество искусств на уроках литературы, формирование у учащихся умения: систематизировать и обобщать знания об объекте изучения; решение задач, требующей комплексного применения знаний, полученных при изучении разных предметов в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении задач.

 

«Наиболее глубокие связи лежат не столько в содержании фактического материала, сколько в характере умственного труда».

(В. А. Сухомлинский)

Наиболее удивительные открытия XXI в. будут сделаны не благодаря развитию науки и техники, а благодаря тому, что мы по-новому оценим само понятие «человек». Современная школа переживает в настоящее время тяжелый процесс становления. Работники просвещения настаивают на необходимости отойти от стандартов обучения, стереотипов педагогического мышления. В докладе для Международной комиссии ЮНЕСКО по делам просвещения XXI в. её глава Жан Делор определил противоречия между небывалым развитием знаний и возможностью человека их эффективно использовать. Настоящий педагог сегодня не столько тот, кто обучает, а тот, кто чувствует, как обучается ребенок. Курс «Мировая литература» дает исключительные возможности для формирования мировоззрения школьников, их эстетического развития. Приобщая школьников к наиболее высоким достижениям мировой культуры и литературы, учитель литературы воспитывает общую культуру, развивает художественно-образное мышление, формирует творческую личность. Преподавание литературы как одного из видов искусства, как искусства слова — одна из основных тенденций методики. Именно такое преподавание обеспечивает достижение цели её изучения — приобретение выпускниками школы среднего литературного образования, воспитание грамотного, квалифицированного читателя, способного ориентироваться в произведениях разных видов искусства. Литература должна и может быть важнейшим толчком духовного становления и обогащения личности, ее самореализации, достижения гармонии с окружающим миром. Ведь именно литература как вид искусства помогает пробудить, стимулировать силы и способности человека, сделать из него творца. А это так важно сегодня, когда выпускник школы должен сам позаботиться о собственной судьбе, о своем месте на мировом рынке труда. Литература существовала и сейчас существует параллельно с другими видами искусства; литературоведение взаимосвязано с другими науками. Гуманистическая направленность образования в настоящее время заключается в постановке следующей цели — развивать человека, а также развивать его личностные качества. Во время изучения художественной литературы учащиеся развивают ум, творческие способности, эстетические чувства. Ныне является актуальным развитие межпредметных связей, а также пути их реализации на уроках литературы и русского языка, что способствует общему развитию личности, формированию ее мировоззренческой культуры, а также творческого мышления. Литературоведение как наука связана с другими науками: психологией, социологией, фольклористикой, историей, мифологией, риторикой, этикой, эстетикой и др. Литература как вид искусства связана с живописью, музыкой, театральным искусством, а для XX и XXI веков характерна связь с преимущественно новыми видами искусства: кино, радио, телевидением. Творчество выдающихся деятелей того или иного вида искусства является важнейшим этапом развития мировой и национальной культуры. В общеобразовательной школе больше всего уделяется внимание изучению одной из трех научных дисциплин литературоведения, а именно истории литературы. История литературы исследует развитие и изменение литературных направлений и художественных стилей во взаимодействии с развитием общества и историческими событиями. Литература развивалась, изменялась, отражая историю общества. Именно через искусство возможно приобщение к культуре человечества и радости творческого отношения к жизни. Анализ художественного произведения — это путь от непосредственного читательского впечатления к уточнению авторской позиции, это попытка приблизиться к писателю, его мировосприятию и осмыслению мира в целом, а для этого необходимо иметь четкое представление и определенные знания о той эпохе, в которую жил и творил тот или иной писатель. Для этого целесообразно проводить экспресс-викторины. Учащиеся должны дать ответы на следующие вопросы: Что вы знаете об этом человеке?.. предмете?.. явлении? Например, при изучении эпохи Просвещения, творчества Иоганна Вольфганга Гете и Фридриха Шиллера рекомендовано проводить экспресс-викторину со следующими вопросами: Что вам известно о Французской буржуазной революции? Кто такие Робеспьер, Спиноза, Кант, Бах, Вивальди, Свифт? Такого рода методы работы с учащимися дают возможность восстановить в памяти приобретенные знания на уроках истории, музыки, изобразительного искусства, в то же время таким образом составить представление о той или иной эпохе, в которую жил писатель. При изучении античной литературы, а именно творчества Гомера, Эсхила, Вергилия, учитель-литературовед обращается к мифологии, к фольклору. Без толкования отдельных понятий эпохи Античности, определенной информации о древнегреческих богах, мифических героях, об особенностях быта и идеалах древности учащиеся не смогут понять значимости таких гениальных произведений, как «Илиада», «Энеида», «Прометей прикованный» и других, изучение которых является обязательным в средней общеобразовательной школе. Изучая творчество писателей эпохи Ренессанса, учитель должен акцентировать внимание не только на исторических фактах XIV — XVI вв., но и на достижениях науки, географических открытиях (открытия Магеллана, Васко да Гама, Колумба и др.), а также произведениях живописи. Учащимся восьмых и девятых классов уже достаточно хорошо известны имена выдающихся художников эпохи Ренессанса, таких, как Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Учащихся заинтересует также информация, что Буонарроти Микеланджело был не только итальянским скульптором, живописцем, архитектором, но и известным поэтом своей эпохи. Правильно построенная беседа учителя со школьниками на уроке литературы о титанах эпохи Ренессанса позволит получить более полное представление об этом периоде развития мировой культуры. С древних времен литература и театральное искусство существовали параллельно. Такие замечательные драматические произведения, как «Гамлет», «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Мещанин во дворянстве» Ж. Б. Мольера создавались для представлений на театральной сцене. Но в наше время эти творения искусства не только идут на подмостках театров всего мира, но и изучаются в школьном курсе «Мировая литература» как произведения художественной литературы и, даже более того, трагедии В. Шекспира экранизированы и пользуются большим успехом у любителей кино. Просмотр фильмов, поставленных по произведениям выдающихся классиков, также расширяет кругозор учащихся, учитывая то, что их значительная часть ориентирована именно на визуальное восприятие информации. Говоря о связях между литературой и театром, нельзя не отметить связь музыки и литературы. Искусствоведам хорошо известна баллада «Лесной Царь». В 1782г. И. В. Гете пишет замечательное поэтическое произведение под этим названием. Более 30 лет спустя (1815 г.) в предместье Вены 17-летний помощник школьного учителя Франц Шуберт написал балладу на слова Гете «Лесной царь». Его произведение открыло новую страницу в истории музыкального искусства. Баллада Гете заинтересовала и других композиторов, её же перевел для фортепьяно Ференц Лист. Но творение Шуберта наиболее прекрасно. Именно в нем воедино слились и слова, и музыка. Прослушивание фонозаписи баллады «Лесной царь» дает возможность учащимся более выразительно передать видения больного ребенка, который умирает на руках отца, мчавшегося на коне в грозовою ночь. Многие другие гениальные произведения немецкого писателя эпохи Просвещения Иоганна Вольфганга Гете обрели прочную и долгую жизнь в изобразительном искусстве, в музыке. Многие композиторы обращались к его великой трагедии «Фауст». Широкой популярностью пользуется лирическая опера Ш. Гуно, симфония Ф. Листа с тем же названием «Фауст». Многие стихотворения Гете положены на музыку. Замечательные романсы на слова великого немецкого поэта создали Г. Берлиоз, Л. Бетховен, И. Брамс, Ф. Лист, В. А. Моцарт, Ф. Шуберт, Р. Шуман. Среди русских композиторов, обращавшихся к лирике Гете следует назвать М. И. Глинку («Гретхен за прялкой» из трагедии «Фауст»), М. П. Мусоргского («Блоха»), П. И. Чайковского («Не спрашивай»). Прослушивание фонозаписи этих произведений на уроках литературы при изучении творчества И. В. Гете позволит учащимся глубже вникнуть в смысл поэзии Гете и по достоинству оценить гениальность этого великого немецкого поэта. Этот факт служит доказательством межпредметных связей таких двух научных дисциплин, как история литературы и история музыки. Интересна судьба еще одного стихотворения И. Гете под названием «Другая», которое перевел на русский язык М. Ю. Лермонтов, а спустя долгие годы на слова была написана музыка выдающимся русским композитором С. И. Танеевым — и сегодня это произведение исполняется как один из лучших романсов XIX века. Такого рода информация, полученная учащимися на уроках литературы, воспитывает эстетические чувства, интерес к произведениям искусства, а также любовь к искусству в целом. Дополнительную информацию на уроках учащиеся могут получать не только от учителя, но и от своих одноклассников. Некоторым учащимся может быть предложена роль ассистента учителя, и ученик может самостоятельно подготовить того или иного рода информацию, необходимую по данной теме и выступить с докладом перед классом. Так, например, при изучении творчества французского писателя Виктора Гюго, а именно его популярного романа «Собор Парижской Богоматери» может быть предложено учащимся выступить с докладом об исторических фактах, связанных с событиями, описанными в романе, а также об архитектуре Нотр — Дам де Пари. Анализируя роман «Собор Парижской Богоматери», следует акцентировать внимание учащихся на образе самого Собора, а также на архитектурных особенностях этого исторического памятника. Биографам известно, что В. Гюго испытывал огромный интерес к средневековой культуре, к средневековому зодчеству, воплощенному в величественном образе Собора Парижской Богоматери. Для В. Гюго средневековая готика — это, прежде всего, замечательное народное искусство, выражение талантливой народной души со всеми чаяньями, страхами и верованиями своего времени. В каждом камне этого собора видна принимающая сотни форм фантазия рабочего, направленная гением художника. И как писал В. Гюго: «Крупнейшие памятники прошлого — это творение целого общества»... В центре романа — главные герои — выходцы из самой гущи народной толпы и величественный памятник истории — Собор Парижской Богоматери, сообщение о котором заинтересует учащихся, а также позволит более точно представить, где происходят события, описанные в романе. На уроках литературы прослеживается связь с такими науками, как социология и психология, а именно при анализе первого русского романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», где на первом плане стоит социальная проблема взаимоотношений человека и общества, автор объясняет поступки героев с точки зрения психологии. Существует ряд других путей реализации межпредметных связей на уроках литературы. Что касается уроков русского языка, то следует отметить традиционно сложившуюся связь языка и литературы, а именно, при изучении синтаксиса и пунктуации учитель — словесник зачастую использует предложения из произведений художественной литературы с актуализацией того или иного автора. Взаимосвязь языка и литературы была, есть и будет актуальной, так как преподавание литературы и языка в средней общеобразовательной школе представляется возможным в силу традиционно сложившихся связей по той причине, что литература — это искусство слова, а материальным носителем образности в литературе является речь. Лингвистика как наука не может существовать и развиваться сама по себе, а только во взаимодействии с другими науками: с литературой, живописью, психологией, этикой, историей. При изучении грамматики русского языка довольно часто в нашем регионе проводится параллель с грамматикой украинского языка, а иногда приходится обращаться и к исторической грамматике. Реализация межпредметных связей на уроках русского языка наиболее приемлема на уроках развития речи. Например, при написании сочинений на различную тематику, а именно при написании сочинений на тему: «Мой родной город» целесообразно использовать информацию об истории родного города, а при написании сочинения на тему: «Живопись. Описание картины» используются учащимися сведения об авторе картины и о самом произведении искусства. Так, например, при описании портрета Моны Лизы (картина «Джоконда»), автором которой является Леонардо да Винчи, учащимся важна будет информация об истории создания этого шедевра мирового искусства, а также о самой Лизе дель Джокондо и о других версиях создания этой картины. Те или иные методы реализации путей межпредметных связей должны способствовать развитию творческих способностей учащихся, созданию творческой атмосферы в классе, расширению кругозора школьников, то есть такой обстановки, которая благотворно влияет на появление новых оригинальных идей, и это дело не одного дня, недели, месяца, а результат упорного и систематического труда на протяжении года, всего периода обучения в школе, да и всей жизни. ІІІ. Выводы Межпредметные связи на уроках литературы и языка способствуют общему развитию личности, формированию её мировоззренческой культуры, расширению кругозора, развитию творческих способностей индивидуума. Литература как вид искусства связана с живописью, музыкой, театральным искусством, кинематографией, радио и телевидением. Литературоведение как наука связана с другими науками и научными дисциплинами, что свидетельствует о невозможности существования отдельно взятого вида искусства или научной дисциплины без взаимодействия с другими. Литература развивалась, изменялась, отражая историю общества. В данной работе прослеживаются пути реализации межпредметных связей на уроках литературы и языка, которые позволяют учащимся восстановить в памяти приобретенные ранее знания на уроках истории, географии, музыки, изобразительного искусства. Каждый из предложенных методов (экспресс — викторина, доклады учащихся как ассистентов учителя, прослушивание фонозаписи композиторов — классиков, обсуждение произведений живописи, дополнительная информация историка, архитектура и др.) является продуктивным для воспитания общей культуры учащихся, для развития художественно-образного мышлёния, для стимуляции сил и способностей человека сделать из него творца, а сегодня это важно, поскольку выпускник школы должен сам позаботится о своей судьбе, о своем месте на мировом рынке труда.

 

Литература:

 

1.      Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. — М., Наука, 1979.

2.      Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. — М.: Просвещение, 1983.

3.      Славская К. А. Развитие мышления и усвоение знаний. — / Под ред. Менчинской Н. А. И др. — М.:Просвещение, 1972.

4.      Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. — Нар. образование, 1985.

5.      Федорец Г. Ф. Межпредметные связи и связь с жизнью–в основу обучения. — Нар. образование, 1979, № 5.

6.      Федорова В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи — М., Педагогика, 1989.

7.      Мицкевич Б. П. Гете и его время — Минск, БГУ, 1977.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle