Библиографическое описание:

Бексултанова З. М., Джамалдаева Л. Л., Гакаев Р. А. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 4-6.

География занимает особое место в ряду других школьных предметов, так как обладает широким спектром средств мотивации учебно-познавательной деятельности школьников: через содержание предмета, использование разнообразных средств, активных форм и методов обучения, интеграцию с историей, обществознанием, биологией, математикой, физикой.

Современные условия преподавания в школе требуют от самого учителя хорошей методической подготовки, организации учебного процесса таким образом, чтобы у обучающихся возрос интерес к изучаемой дисциплине [2].

В условиях глобализации школа не может раз и навсегда вооружить учащихся всей необходимой ему информацией, поскольку эта информация постоянно и интенсивно обновляется. Школа готовит учащихся к активной познавательной деятельности, позволяющей обеспечивать личностный интеллектуальный рост, обогащать имеющиеся знания, применять их в новых ситуациях. Современный этап развития общеобразовательной школы связан, прежде всего, с необходимостью решения проблемы повышения познавательной активности и творческого потенциала учащихся. Решение этой проблемы тесно связано с формированием положительной мотивации учащихся по отношению к их учебно-познавательной деятельности, к изучаемым предметам [1].

Большое внимание может уделяется проблеме использования литературных произведений как средства формирования положительной мотивации учебно-познавательной деятельности школьников в процессе изучения географии. Использование отрывков литературных произведений позволяет реализовать межпредметные связи географии и произведений русской литературы, что способствует достижению таких метапредметных результатов обучения как формирование умений работать с разными источниками географической информации [8]

В процессе изучения географии школьники познают окружающий мир в разных формах и видах деятельности: практически и теоретически, рационально и эмоционально. Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности требует особого внимания учителя. Это очень сложный и многоплановый компонент содержания. Он определяет формирование у школьников избирательного отношения к окружающей действительности, способностей оценивать события и процессы, происходящие в природе и обществе, стимулирует формирование активной жизненной позиции. В состав этого важного компонента содержания также входят такие аспекты мировоззрения как убеждения, идеи, нравственные принципы, то есть идеологические обобщения более конкретных научных географических знаний [1].

Работа учителя по развитию рассматриваемого компонента содержания состоит в создании на уроках географии позитивной эмоциональной атмосферы, в формировании положительного эмоционального настроя учащихся через использование отрывков литературных произведений, содержащих эмоционально насыщенные, яркие описания природных объектов и явлений.

Использование на уроках географии умело подобранных отрывков из произведений художественной литературы не только создает положительный эмоциональный настрой учеников, но также обеспечивает познавательную нагрузку и создаёт мотивацию на уроках географии.

Необходимо отметить и развитие сети Интернет, общую компьютеризацию общества, которая сказалась на снижении уровня читательского интереса в целом. И это происходит в момент необходимости исследования глобального потепления, демографических, этнических, геополитических проблем человечества, будущих продовольственных проблем и природосберегающих технологий. Одной из важнейших причин неблагополучия человечества, кризисного состояния природной среды является низкий уровень экологической культуры населения, отсутствие у людей экологического самосознания и устойчивой потребности в природоохранной деятельности, устойчивом ценностном отношении к природному окружению. Данную проблему можно обозначить как одну из вечных проблем, порожденных ходом развития цивилизации [7].

Один из примеров активизации познавательной деятельности учащихся, выполнением самостоятельных заданий с художественной литературой и темы про воды суши [4,5].

За несколько дней до урока, учащимся предлагается самостоятельное творческое задание: «Подберите описания рек в произведениях русских писателей». На уроке, после знакомства с типами питания рек, с характерами рек, учащиеся в описаниях находят признаки, по которым можно узнать характер реки, объясняют, чем он обусловлен. Возможные варианты описаний и ответов к ним:

«Под глинистой утесистой горой,

Унизанной лачужками, направо,

Катилася широкой пеленой

Родная Волга, ровно, величаво…». Н. А. Некрасов.

Ответ. Река Нева — широкая, «державная» (обращается внимание на политическую значимость реки), Волга — широкая, ровная величавая. Обе эти реки протекают по равнинной местности. Второе описание реки Невы создает ее образ во время нагонного наводнения.

«Блеща средь полей широких,

Вот он льется! Здравствуй Дон!

От сынов твоих далеких

Я привез тебе поклон.

Как прославленного брата

Реки знают тихий Дон;

... Приготовь же, Дон заветный,

Для наездников лихих

Сок кипучий, искрометный

Виноградников твоих…». А. С. Пушкин.

«…У прибрежных лоз, у высоких круч

И любили мы и росли.

Ой, Днепро, Днепро, ты широк, могуч

Над тобой летят журавли…

….Враг напал на нас, мы с Днепра ушли.

Смертный бой гремел, как слеза.

Ой, Днепро, Днепро, ты течешь в дали,

И волна твоя, как слеза…». Е. Долматский.

Ответ. Характер реки Дон равнинный, об этом говорят такие признаки: «широк, могуч», «тихий», «льется», течет «средь полей широких».

«Где мчится Арагва в тенистых брегах

И нищий наездник таится в ущелье,

Где Терек играет в свирепом веселье;

Играет и воет, как зверь молодой,

Завидевший пищу из клетки железной,

И бьется о берег в вражде бесполезной,

И лижет утесы голодной волной…

Вотще! Нет ни пищи ему, ни отрады:

Теснят его грозно немые громады…».

«Терек воет, дик и злобен,

Слезы брызгами летят.

Буре плач его подобен,

Но по степи разбегаясь

Он лукавый принял вид,

И, приветливо ласкаясь,

К морю теплому (какому?) приник». А. С. Пушкин.

Ответ. Река Терек берет начало в высоких горах Кавказа, такие признаки, как «свирепое веселье», «воет, дик и злобен», «бьется о берег» говорят о горном характере реки. В нижнем течении Терек течет по равнине и здесь приобретает черты равнинной реки: «лукавый», «приветливый», «ласковый». Море теплое — Каспийское.

Вопросы «литературно-географического» направления для урока географии:

1.      Кто, по мнению матушки недоросля Митрофанушки, призван компенсировать дворянам незнание географии? (Извозчики. «География? Не дворянская наука. Случись ехать куда-то, так извозчики-то на что ж? Не учись ей, Митрофанушка». Сынок, конечно, её послушался.)

2.      Назовите реки, протекающие в нашей стране, от названия которых происходят фамилии трёх героев известных произведений русской литературы. (Онега — Онегин, Лена — Ленский, Печора — Печорин.) [3].

3.      Именем какого былинного богатыря назван самый высокий водопад в России? (Илья Муромец, на Курильских островах.)

4.      Вспомните А. С. Пушкина и скажите: как назывался в старину на Руси морской залив или бухта? (Лукоморье.)

5.      Именем какого русского поэта называется сейчас Царское Село в Ленинградской области? (Пушкина — город Пушкин.)

6.      Какая река «при тихой погоде» чудилась Н. В. Гоголю «вылитой из стекла»? (Днепр.)

7.      Глушь для Фамусова — это... Какой город? (Саратов.)

8.      В какой стране, по мнению героя чеховской «Свадьбы», всё есть? (В Греции.)

9.      Где расположен мыс Байрон? (В Австралии, самое восточное окончание этого материка.)

10.  Псевдоним какого американского писателя совпадает с названием города в Великобритании и Канаде? (Джек Лондон.) [6,8].

Художественная литература, привлекаемая на урок, помогает конкретизации географического и исторического материала и формированию у учеников ярких образов прошлого, являющихся составной частью их представлений. Художественная книга позволяет поддержать внимание учеников, способствует развитию интереса к предмету. Фрагменты произведений учитель привлекает, чтобы ввести учащихся в обстановку или воссоздать колорит, дать картинное или портретное описание [9].

Использование на уроках литературно-художественных описаний природы, научно-популярной литературы, материалов периодической печати, поэтических произведений широко может практиковаться преподавателями географии и русской литературы. Это позволяет приобщить учащихся к пониманию красоты и уникальности природы, необходимости бережного отношения к ней, формирует у учащихся потребность постоянно учиться, пополнять знания. Достаточно часто учитель может подбирать такой материал, который бы не оставил учащихся равнодушными, способствовал их интеллектуальному развитию, создавал эмоциональный настрой.

 

Литература:

 

1. Баранский Н. Н.. Методика преподавания экономической географии. М.: Учпедгиз,1960.

2.       Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Научное обозрение. 2014. № 4.

3.       Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. География. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Часть I. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012.

4.       Душина И. В., Пятунин В. Б., Летягин А. А. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях. М.: Дрофа, 2007. — 509 с.

5.       Иванов Ю. А. Методика преподавания географии. Брест.: БрГУ, 2012. 96 с.

6.       Перлов Л. Е. География в литературных произведениях / Л. Е. Перлов. — М:: Дрофа, 2005.

7.       Рашидов М. У., Гакаев Р. А. К вопросу взаимоотношения общества и природы в Чеченской Республике. Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского № 3 (9) /2007

8.       Штерн В. Умственная одарённость. — Спб.: Союз, 1997. — 124 с.

9.       Электронный ресурс: yalyshevaas.ru, natursciences.area7.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle