Библиографическое описание:

Муллаголова Э. Ш. Ключевые аспекты обучения иностранному языку на современном этапе [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 17-19.

В настоящее время в мире происходят стремительные изменения, затрагивающие все наиболее важные сферы общественной жизни. И школьное образование, являясь одной из важнейших сторон общественной жизни, не могло остаться в стороне. Начавшийся процесс модернизации поставил перед педагогами новые цели и задачи, от успешного решения которых зависит успех проводимой реформы.

Очевидно, что предъявление новых требований к уровню образования и развития личности, изменения, происходящие в обществе, обусловливают появление новых концепций, технологий и методов обучения, главная цель которых состоит в повышении качества школьного образования.

Успешное достижение данной цели невозможно без четкого представления о том, на каких принципах базируется ее реализация, какие методы должны быть использованы в данном процессе, каковы новые требования, предъявляемые к уровню подготовки современного учителя. Важность перечисленных выше составляющих процесса модернизации свидетельствует об актуальности рассматриваемых в настоящей статье вопросов.

Мировая интеграция России выводит на первый план не только ценности мировой культуры, но культуры каждой отдельно взятой нации. А это значит, что изменился социальный заказ общества на личность: в настоящее время важнейшей ценностью становится развитие у человека способности продуктивно общаться с представителями других культур. В то же время, современная национально-культурная ситуация в современной России накладывает свой отпечаток на развитие культуры и языка каждого этноса, придавая ему большое значение.

В современных условиях на первый план выдвигаются такие качества личности, как готовность к диалогу и взаимодействию, умение работать в команде, умение находить общий язык с людьми разных культур, способность понимать особенности их менталитета, наконец, открытость и толерантность. Все перечисленные качества воспитываются совокупностью составляющих современной школьной системы, и «иностранный язык» как важная составляющая этой системы обретает все большее значение.

Специфика культурной и национальной составляющих современного российского общества выдвигают требования к концепции изучения иностранных языков как одной из ценностей национальной культуры как единого целого, способствующего формированию ценностного отношения и к собственной, и к чужой национальной культуре.

Именно поэтому в настоящее время исключительно важно осознать необходимость новой концепции обучения иностранным языкам, представляющим собой важнейшую ценность любой национальной культуры.

Реализация новой концепции призвана способствовать:

-        формированию личностного самосознания;

-        национальному и жизненному самоопределению учащихся;

-        усвоению учащимися культурных ценностей;

-        адаптации личности учащегося в современной социально-культурной среде;

-        развитию ценностного отношения к родным традициям и культуре;

-        формированию и развитию у учащихся навыков межкультурной коммуникации.

Важно помнить, что в настоящий момент происходит гуманизация всей системы образования и ее переориентация на ценностно-личностный подход, направленный на развитие личности и обеспечение ее социально-экономических и культурных отношений с окружающими.

Действительно, чтобы научиться понимать чужой язык, недостаточно выучить необходимые для этого слова. Необходимо разобраться в культурной картине мира носителей изучаемого языка, понять их способ мышления, что вызывает наибольшие трудности в процессе обучения. Однако овладение понятиями чужой культуры необходимо не только для того, чтобы иметь возможность общаться с людьми за пределами собственного государства, но и для того, чтобы учащиеся понимали, что их культура не является единственно возможной, что существуют другие представления о жизни, другие картины мира.

Очевидно, что важнейшими особенностями современного лингвистического школьного образования являются:

-        культурологическое содержание;

-        получение навыков межнационального, межкультурного общения;

-        ориентация учащихся на ценностное отношение;

-        использование в обучении иностранному языку коммуникативного подхода.

Учитывая перспективы развития социальной сферы и экономики, выпускникам школы необходимо обладать новыми личностными и профессиональными качествами, такими как творческое, системное мышление, владение языковыми и коммуникативными компетенциями, развитыми способностями к анализу собственной деятельности, способностями к самостоятельным действиям в различных условиях. Развитие этих необходимых качеств обеспечивается при применении коммуникативного подхода, целью которого является приобретение умения свободно ориентироваться в условиях иноязычной среды, адекватно реагировать на возникающие в процессе общения с иностранцами ситуациях.

Использование коммуникативного метода обучения иностранным языкам позволяет развить у учащихся «чувство языка», что соответствует стоящим перед выпускниками задачам — научиться языку в целях общения.

Модернизация российской школы через внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является ключевым элементом данного процесса.

Приоритетными целями изучения иностранного языка в соответствии с данными стандартами становятся:

-        формирование так называемой коммуникативной концепции, ориентированной на вхождение выпускников школы в различные сферы трудовой деятельности;

-        овладение необходимыми во всевозможных жизненных ситуациях навыками и умениями;

-        всестороннее развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, их познавательных интересов;

-        воспитание позитивного отношения учащихся к людям и обществу в целом;

-        получение навыков использования полученных в школьных стенах знаний и умений в повседневной жизни.

Используя новые информационные технологии, возможности глобальных сетей, учащиеся должны приобретать умение адекватно реагировать на происходящие в мире изменения, что является объективной необходимостью в свете нового подхода к политике образования.

Модернизация школьного образования подразумевает начало обучения иностранными языкам cо 2-го класса, что является признанием объективно существующей необходимости в удовлетворении социального интереса к изучению данного предмета, а также признанием его важности для решения задач всестороннего развития личности учащихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего начального образования второго поколения ориентированы на развитие личности школьника, поддержание у него интереса к обучению, формирование стойкого желания и умения учиться, получать новые знания, воспитание его нравственных и эстетических чувств, а также охрану и обеспечение психического и физического здоровья детей.

Реализуемые российской образовательной школьной системой программы обозначили следующие основные направления воспитания в процессе обучения:

-        социальная адаптация учащихся;

-        формирование у учащихся прочных нравственных принципов;

-        формирование у учащихся гражданской ответственности, основанной на общепринятых духовных ценностях;

-        передача в процессе обучения духовных богатств мировой и отечественной культуры.

Концептуальные принципы коммуникативного подхода к изучению иностранного языка таковы:

-        обучение иностранным языкам должно вестись на основе деятельностного подхода;

-        должно происходить непрерывное формирование у школьников коммуникативной компетенции;

-        коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам должно происходить только в условиях аутентичного процесса социализации учеников.

Формирование коммуникативной компетенции происходит при всех видах речевой деятельности: чтении, письме, говорении, слушании и т. д.

Стандарты нового поколения предусматривают повышение коммуникативной мотивации учащихся через такие факторы, как доброжелательная обстановка на уроке, создание положительного эмоционального климата в детском коллективе, установление доверительных отношений между учащимися и учителем, а также и между самими учащимися.

Изменение целей обучения иностранным языкам на современном этапе не могло не отразиться и на требованиях, предъявляемых к подготовке современного учителя, выдвигая в качестве основных средств повышения качества образования непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства, развитие педагогических компетенций, постоянное повышение квалификации, проведение самоанализа, обобщения накопленного опыта, обмен наиболее удачными находками с коллегами.

Необходимость реализации основных направлений модернизации школьного образования, и обучения иностранным языкам в частности, позволяет выделить следующие требования, предъявляемые к подготовке современного учителя иностранного языка:

-        постоянное целенаправленное повышение уровня профессионализма, соответствующее приоритетам государственной образовательной политики;

-        регулярное обновление собственных знаний о содержании нормативных документов, определяющих цели и задачи обучения;

-        использование передовых методик и технологий обучения;

-        регулярное пополнение знаний о психологических и физиологических особенностях учеников и применение полученных знаний при организации учебного процесса в школе;

-        целенаправленное овладение современными подходами к оценке достигнутых учащимися в результатов, подразумевающее не только стандартизированные способы оценивания, но и обеспечение прозрачности и открытости системы оценивания, ее объективности и соответствия международным стандартам;

-        постоянное использование в учебном процессе научных методов, вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность;

-        развитие умений применять современные информационно-коммуникативные технологии, широко использовать интерактивные формы обучения, применять сетевые технологии.

Таким образом, анализ современных аспектов образовательной политики России, реализуемой в настоящее время, позволяет сделать вывод о том, что работа учителя иностранного языка должна строиться на концептуальных принципах коммуникативного подхода к изучению иностранного языка и планироваться исходя их стоящих перед системой школьного образования задач обеспечения высокого качества школьного образования при сохранении его фундаментальности и соответствия перспективным потребностям личности школьника.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle