Библиографическое описание:

Примов Ш. К., Яхшиева З. Ш., Алимкулов С. О., Яхшиева М. Ш., Рустамов А. Ш. Требования к мастерству учителя на уроке [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 34-36.

Сегодняшние требования перед преподавателями учебных заведений-это качество обучения и воспитания, а также качество урока. Именно урок является тем звеном в цепи педагогического процесса, в котором, говоря словами М. Н. Скаткина, «как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется на уроке». [1]

Перед учителем возникают все новые вопросы, связанные с пониманием задач урока и разнообразием способов их реализации, подготовкой и проведением уроков, типологией и структурой их. Какой педагог не хочет быть учителем-мастером, чтобы у него каждый урок был эффективным, содержательным и интересным? Но для этого мало быть опытным учителем «со стажем», надо ещё хорошо владеть методикой преподавания, педагогическими и инновационными технологиями.

Что же главное в подготовке учителя к уроку? На что нужно обращать внимание в первую очередь, говоря о педагогических знаниях и умениях, составляющих педагогическое мастерство учителя на уроке? По существу, здесь нужно говорить почти о всей методике и технике урока, что, конечно, невозможно. Поэтому выделим лишь отдельные технологические стороны педагогического мастерства учителя при подготовке урока, наиболее существенные.

Мастерство учителя на уроке в первую очередь зависит от того, как он подготовлен к уроку, как использует постоянно растущие возможности. Он должен систематически и целенаправленно заниматься самообразованием, обогащать свой опыт новыми методами работы.

Очень важно хорошо продумать цель и конкретные педагогические задачи, которые необходимо решить на уроке. «Комплексное планирование задач (целей) образования, воспитания и развития школьников,— утверждает академик Ю. К. Бабанский,— вытекает из первого принципа дидактики и является важнейшим способом оптимизации процесса обучения, так как оно позволяет за одно и то же время решить не одну и ни две, а несколько учебно-воспитательных задач». [2]

Цель каждого урока включает в себя реализацию воспитательных, образовательных и познавательных (развивающих) задач.

Воспитательные задачи характеризуются формированием у учащихся основных мировоззренческих идей (например, материальность мира, причинно-следственные и другие связи явлений, движение, развитие в природе и обществе, познаваемость мира, разоблачение идеалистических взглядов), обеспечивают ознакомление их с общественно- политическими событиями, содействуют воспитанию патриотизма, интернационализма, коллективизма, гуманности и других нравственных качеств человека и ценностных отношений.

Образовательные задачи воспитания включают в себя обучения и даче школьникам знаний, умениям и навыкам в соответствии с требованиями учебных программ.

Познавательные задачи предполагают развитие у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале (составлять схемы-конспекты, планы изученного, формировать умения сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия), развитие у школьников самостоятельности в мышлении и учебной деятельности, развитие речи учащихся, развитие у них умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, развитию эмоций.

У опытных педагогов ученики отчетливо понимают, что является на уроке наиболее важным, существенным, во что им следует по-настоящему вникнуть, что запомнить, а что только принять к сведению.

Вот как сформулировала цель урока по химии при изучении темы «Растворы» Яхшиева Зухра Зиятовна (Джизакский гос. пед. институт, предмет Методика преподавания химии). Образовательная — познакомить учащихся с концентрациями растворов, умения экспериментировать и применять математический расчет. Воспитательная — вскрыть сущность раствора, умения их готовить, расчетными приемами решать задачи и определять концентрации. Познавательная (развивающая) цель урока — с опорой на знания учащихся уметь проводить опыты, а также разделять смешанные растворы по концентрациям. При этом урок был поделен на части, в которых получение теоретических знаний сопровождались практическими (ученики проводили опыты) и в завершении которых, математическая обработка результатов способствовала принятия правильно-обоснованного ответа.

Основные правила организации современного урока такие: определение цели, анализ содержания учебного материала в соответствии с поставленной целью, формирование задач обучения, выбор наилучших для данных условий приемов и методов обучения, четкая организация взаимодействия учителя с учащимися, выбор типа урока и его структуры.

Особую сложность для учителя представляет определение структуры урока. Структура урока — это последовательность и взаимосвязь таких основных элементов, как проверка знаний, изучение нового, закрепление ранее изученного, контроль за ходом усвоения, обобщения изученного, задание на дом. Структура урока не должна быть шаблонной и стандартной. Последовательность основных элементов урока зависит от специфики содержания темы, подготовленности учеников, места урока в системе других уроков по данной теме. На основании продуманной структуры урока учитель составляет его план. Что фиксировать письменно и в какой форме это делать, зависит от опыта педагога, содержания данного урока, его типа и вида. Главное не в форме письменного оформления и не в использовании определенных схем, а в глубоком осмысливании цели, содержания, структуры и хода урока.

Вопрос в том, нужно ли в ходе подготовки к уроку предусматривать дозировку времени для каждого его этапа? Вне всякого сомнения, нужно. Но в период проведения урока время может быть пересмотрено. Это зависит от складывающихся ситуаций на уроке: подготовленности школьников, степени восприятия новых знаний, эмоционального настроения и т. д.

После того как урок распланирован, необходимо усвоить план урока. Нужно ли каждому учителю тщательно учить конспекты и планы своих уроков? Ответ на этот вопрос может быть утвердительным не только для начинающего учителя, но и учителя с большим опытом, многое зависит от индивидуальных особенностей учителя.

Довольно ярко педагогический труд учителя при подготовке к уроку охарактеризовала Ю. Л. Львова. [3] Она разработала рекомендации по подготовке учителя к уроку, наметила рациональные умственные операции, которые помогают учителю в организации творческой работы.

1.                   Вчитайся в раздел программы, который подлежит изучить на данном уроке, а в некоторых случаях — и в объяснительную записку к программе.

2.                   Изучи материал этого раздела, вопроса, темы.

3.                   Сформулируй замысел урока, ответив на вопрос, что бы ты хотел достигнуть в результате его.

4.                   Представь коллектив данного класса, мысленно нарисуй конкретных учеников. Представь психологию этих учеников, используя искусство педагогического перевоплощения, постарайся наметить их путь к поставленной цели.

5.                   Выбери из всего арсенала методических приемов самые оптимальные для данного материала и для данных учащихся.

6.                   Соразмерь выбранные приемы со своими возможностями, смоделируй свои действия на данном уроке.

7.                   Придумай структуру урока и зафиксируй все найденное в плане-конспекте.

8.                   Подготовь наглядные и учебные пособия, не забудь настроить, подготовить и проверить исправность проектора, компьютера и др.

9.                   Повтори про себя или вслух узловые элементы плана.

10.               Спроси себя:

11.               — Ты готов к уроку?

Эти операции педагогически оправданы, так как из них складывается процесс рождения урока; подчеркивают, что создание урока — это большой творческий труд. Как раз от этого и зависит результативность урока.

 

Литература:

 

1.                   Скаткин М. Н. «Совершенствование процесса обучения». — М.: Педагогика, -1971. –с.149

2.                   Бабинский Ю. К. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса». Метод.основы. — М.: Просвещение, — 1982. –с.50.

3.                   Львова Ю. Л. «Творческая лаборатория учителя» (Из опыта работы): 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, — 1985. — с.51–60.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle