Современный учебник истории как средство организации деятельности обучающихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 03.05.2015

Статья просмотрена: 6278 раз

Библиографическое описание:

Нарышкина, В. С. Современный учебник истории как средство организации деятельности обучающихся / В. С. Нарышкина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8075/ (дата обращения: 25.04.2024).

Одним из основных условий организации эффективного учебного процесса в школе является решение проблемы повышения качества современных школьных учебников.

На сегодняшний момент существует большой выбор учебников и учебных пособий, призванных обеспечить реализацию образовательных и учебных программ. Школьные учебники являются ведущим дидактическим средством организации учебной деятельности учащихся и преподавательской деятельности учителя, главным — одобренным государством — инструментом учения, материальной основой построения образовательно-воспитательного процесса на конкретном уроке. В силу этого они должны создаваться на общих теоретических и методических основах, принятых как представителями предметной и педагогической науки, так и обществом в целом.

Так каким же должен быть современный учебник, чтобы выполнить возложенные на него функции образования, развития и воспитания школьников, удовлетворить потребности учащихся и оправдать надежды родителей, чтобы стать средством организации успешной и эффективной учебной и педагогической деятельности?

Традиционное представление об учебной книге по истории воспроизводится в определении учебника как: «массовой учебной книги, излагающей предметное содержание образования и определяющей виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учётом их возрастных и иных особенностей» [4, с. 41].

Для практического исследования вида и роли учебника в образовательном процессе был выбран Учебник по Всеобщей Истории для 5 класса (С. В. Колпаков, Н. А. Селунская) [2]. Данный учебник входит в учебную линию «Вертикаль» издательства «Дрофа». Он соответствует ФГОС [5], одобрен РАО и РАН и включен в Федеральный перечень учебников [3].

Данный учебник написан с позиций цивилизационного подхода. Он повествует о первых людях на Земле, возникновении и истории древнейших цивилизаций Египта, Передней Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Большое внимание уделяется проблеме взаимоотношений и взаимовлияний древних цивилизаций.

Настоящий учебник — составная часть комплекта учебников Образовательной программы `Школа 2100`, созданного в рамках единой концепции современной общеобразовательной школы.

Проводя анализ структуры учебника истории, была взята за основу схема [1, с.39–40], включающая:

1.                  Текстовый компонент

-        Основной текст

-        Дополнительный текст

-        Пояснительный текст

2.                  Внетекстовый компонент:

-        Иллюстрации

-        Методический аппарат

-        Аппарат Ориентировки

Изложение материала учебника начинается с вводного текста. В нём представлены основные правила и приёмы работы с учебником, а также дан ответ на вопрос «Для чего мы изучаем историю?». Вводный текст имеет существенное значение — он помогает учащимся быстро сориентироваться в учебнике и в дальнейшем использовать весь его потенциал.

Учебный компонент представляется собой лаконично изложенную историческую информацию, соответствующую темам по истории Древнего мира в пятом классе. Текст содержит повествовательный, описательные, объяснительные приёмы изложения. Он написан доступным для пятиклассника стилем и лаконично отображает необходимый для изучения материал.

Заключительный текст представлен кратким обзором развития цивилизаций Древнего мира. Он не только отражает основные вехи развития, указывает на отдельные особенности и помогает вспомнить основные понятия, но также, что немаловажно показывает связь античной культуры с российской. В итоге, заключительный текст учебника помогает ещё раз учащимся осознать значимость изучения истории, проследить её влияние на современность и даёт стимул для дальнейшего изучения.

Дополнительный текст в учебник представлен редким цитированием выражений известных философов и видных деятелей древности, а также вставками отрывков художественного текста в параграфах по изучению мифологии древности. В учебнике не представлен дополнительный текст в виде документов.

Пояснительный текст представляет собой словарь в конце каждого параграфа, подписи к иллюстрациям и картам.

Внетекстовый компонент представлен многообразием иллюстрация, карт, документальными изображениями. Со стороны методического аппарата учебник содержит ключевые вопросы, вопросы и задания. Аппарат ориентировки отображен в виде оглавления, рубрикации, системы символов, словарей и указателей с использованием основных дат, понятий и персоналий по всеобщей истории.

Роль данного учебника в образовательном процессе можно проследить в процессе проведения уроков истории.

В течение педагогической практики мною были проведены уроки в классе, следующему по программе данного учебника.

Составление плана урока и подготовка к нему начинались с прочтения и анализа текста учебника. В большинстве случаев текст учебника использовался источником нового материала на уроке. Термины и даты, приводимые в тексте и конце параграфа, использовались в качестве ключевых. Большая часть вопросов к уроку, была составлена на основе текста учебника. Были использованы и ключевые вопросы, представленные в тексте параграфов.

Подготовка опорной презентации также осуществлялась на основе учебника и в процессе урока синхронно выделяла особо значимые аспекты темы.

Учебный процесс на уроке всегда проходил при непосредственном использование учебника — как основного источника новых и обобщающих знаний.

Ход урока был построен на представленной в параграфе логике изложения исторической информации. Работу с текстом вёл как учитель — аудиальное воспроизведение информации параграфа, так и учащиеся — чтение текста, работа с текстом в парах и группах, анализ текста, поиск ответа на поставленные вопросы, краткий пересказ.

Недостатком текстового компонента я считаю отсутствие исторических документов. Такой навык работы, как работа с историческим документом важно и нужно развивать в учащихся с самого начала работы по курсу истории. Исторические документы не только развивают навыки работы с текстом, но также учат критически мыслить, находить и обрабатывать необходимую информацию.

Кроме работы с текстовым компонентом, велась активная работа с иллюстративным аппаратом и картами.

Параграфы 29 (Древние Афины), 31 (Появление греческих колоний), 32–33 (Греко-Персидские войны) сопровождаются картами по изучаемому материалу, с помощью которых, я как учитель-практикант, без затруднений отработала навык работы с картами. Учащиеся же, активно работали с картами как на уроке — это индивидуальная работа, работа у доски, так и дома — при выполнении заданий в рабочей тетради. С помощью представленных карт учащиеся хорошо усвоили географическое положение Аттики, направления Греческой колонизации и смогли проследить ход греко-персидских войн. Карты, представленные в данных параграфах, использовались при работе и с другими темами, т. к. давали широкий круг информации для логического размышления учащихся на уроке во время обобщения уже известной и новой информации.

Иллюстративный аппарат, который представлен основными изображениями по теме, являлся хорошим объектом для размышлений. Иллюстративный аппарат включает: изображение рельефов, реконструкции архитектурных объектов и памятников, изображение монет и рельефов, модели кораблей, фотографии сохранившихся фрагментов культурной среды, картины и мозаики. На его основе учащиеся могли самостоятельно делать выводы и отвечать на проблемные вопросы. Например, изучая ход греко-персидских войн, учащиеся, не изучая раздел о битве при Саламине, с помощью проблемных вопросов и изображения греческой триеры смогли объяснить причины победы греков. Нехватка иллюстративного материала в учебнике, стала заметна при переходе к параграфу 35 (Религия древних греков) — столь обширный материал, с большим количеством персоналий, по-моему, мнению должен сопровождаться большим количеством иллюстраций. В целом иллюстрации в учебнике несут в себе важную смысловую нагрузку. Они помогают образно усвоить материал, развивают мышление учащихся. Иллюстративный материал частично заменяет текст; выполняет функцию обслуживания текста.

Одним из минусов данного учебника — является отсутствие текстовых таблиц, планов-схем, опорных схем. В условиях начала работы с таким массивом информации, как всеобщая история в рамках урока, я считаю необходимым наличие обобщённого и наглядного материала, который можно использовать на уроках, при выполнении учащимися домашних заданий, а также при подготовке к промежуточным формам контроля.

Аппарат ориентировки включает предисловие, примечания, заключение, библиографические материалы, указатели. Он помогает учащимся полнее овладеть знаниями по истории и наиболее эффективно использовать учебник в процессе обучения. Также аппарат ориентировки имеет свои недостатки — отсутствие ссылок на интернет ресурсы, библиографии и справочников.

В обобщение полученного мною опыта работы с данным учебником истории мне хотелось бы сказать, что учебник под редакцией С. В. Колпакова и Н. А. Селунской по Всеобщей Истории для 5 класса, как и все современные учебники по истории, имеет свои плюсы и минусы. В целом, учебник даёт полное, последовательное, а главное доступное представление о всеобщей истории для учеников 5 класса. С помощью него учащиеся могут освоить основной материал по курсу истории, научиться работать с текстом, иллюстративным аппаратом, а также освоить навыки работы с аппаратом ориентировки. Учебный комплекс, включающий рабочие тетради и электронное пособие, является дополнительным источником знаний. Однако, ведущая роль на уроке и в процессе выполнения домашних заданий остаётся за учебником. И учитель, и учащиеся могут эффективно построить свою деятельность, используя представленный учебник.

 

Литература:

 

1.                  Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника по истории. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 2015. — 77с.

2.                  Колпаков С. В., Селунская Н. А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учебник. — М.: Дрофа, 2012. — 272 с.

3.                  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

4.                  Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 2000. — 240 с.

5.                  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)

Основные термины (генерируются автоматически): учебник, аппарат ориентировки, всеобщая история, иллюстративный аппарат, учащийся, греко-персидские война, дополнительный текст, работа, урок, Древний мир.

Похожие статьи

Проблемный метод активизации познавательной деятельности...

учебник, всеобщая история, аппарат ориентировки, иллюстративный аппарат, учащийся, урок, работа, дополнительный текст, греко-персидские война, Древний мир.

Урок по истории древнего мира в 5 классе с использованием...

Углубить знания учащихся по истории Древней Греции.

Мой главный труд по истории посвящён греко-персидским войнам.

Учащиеся меняются текстами. Проводится совместная проверка с обсуждением вслух.

Понимание исторического источника учащимися как...

Во-первых, «часть учащихся испытывает отрицательные эмоции при работе с текстом источника и считает, что это необязательный материал».

— 216 с. Крючкова Е. А. Работа с письменными историческими источниками в курсе истории Древнего мира (V класс)...

Задания для самостоятельной работы студентов по курсу...

Проанализируйте основной текст учебника истории (на выбор; 5–9 классы).

Алексашкина Л. Н. Всеобщая история. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.

Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира.

Развитие внимания учащихся 5-х классов на уроках истории...

Урок по истории древнего мира в 5 классе с использованием... Углубить знания учащихся по истории Древней Греции. 2. Развивать внимание, память, мышление, умение выявлять причинно-следственные связи, совершенствовать навыки работы с исторической картой.

Использование ЭОР на уроках истории: дань моде или...

Текст, методический аппарат и иллюстративный ряд рассчитаны на

Интерактивные карты по истории «Всеобщая история» (ЗАО «1С».2009–2010). Издание имеет 40 карт по истории древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени.

Образование государства в Древнем Египте (урок истории...)

Урок по истории древнего мира в 5 классе с использованием... Углубить знания учащихся по истории Древней Греции.

У презентаций естьряд преимуществ: ‒ учащихся привлекает новизна уроков. Учитель, использующий в своей работе мультимедийные презентации...

Использование электронных исторических карт при изучении...

Использование информационных технологий позволит учащимся найти объект сначала на карте мира, затем на карте страны, затем перейти к тематической карте или карте-схеме.Кроме того, открытие нового знания на уроке истории целесообразнее начинать не с текста учебника или...

Обобщение педагогического опыта. Новые подходы...

Новые подходы к формированию понятийного аппарата учащихся на уроках истории и обществознания.

Основные термины (генерируются автоматически): понятийный аппарат, ученик, учащийся, термин, форма работы, признак, работа, знание, ребенок, класс.

Похожие статьи

Проблемный метод активизации познавательной деятельности...

учебник, всеобщая история, аппарат ориентировки, иллюстративный аппарат, учащийся, урок, работа, дополнительный текст, греко-персидские война, Древний мир.

Урок по истории древнего мира в 5 классе с использованием...

Углубить знания учащихся по истории Древней Греции.

Мой главный труд по истории посвящён греко-персидским войнам.

Учащиеся меняются текстами. Проводится совместная проверка с обсуждением вслух.

Понимание исторического источника учащимися как...

Во-первых, «часть учащихся испытывает отрицательные эмоции при работе с текстом источника и считает, что это необязательный материал».

— 216 с. Крючкова Е. А. Работа с письменными историческими источниками в курсе истории Древнего мира (V класс)...

Задания для самостоятельной работы студентов по курсу...

Проанализируйте основной текст учебника истории (на выбор; 5–9 классы).

Алексашкина Л. Н. Всеобщая история. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.

Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира.

Развитие внимания учащихся 5-х классов на уроках истории...

Урок по истории древнего мира в 5 классе с использованием... Углубить знания учащихся по истории Древней Греции. 2. Развивать внимание, память, мышление, умение выявлять причинно-следственные связи, совершенствовать навыки работы с исторической картой.

Использование ЭОР на уроках истории: дань моде или...

Текст, методический аппарат и иллюстративный ряд рассчитаны на

Интерактивные карты по истории «Всеобщая история» (ЗАО «1С».2009–2010). Издание имеет 40 карт по истории древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени.

Образование государства в Древнем Египте (урок истории...)

Урок по истории древнего мира в 5 классе с использованием... Углубить знания учащихся по истории Древней Греции.

У презентаций естьряд преимуществ: ‒ учащихся привлекает новизна уроков. Учитель, использующий в своей работе мультимедийные презентации...

Использование электронных исторических карт при изучении...

Использование информационных технологий позволит учащимся найти объект сначала на карте мира, затем на карте страны, затем перейти к тематической карте или карте-схеме.Кроме того, открытие нового знания на уроке истории целесообразнее начинать не с текста учебника или...

Обобщение педагогического опыта. Новые подходы...

Новые подходы к формированию понятийного аппарата учащихся на уроках истории и обществознания.

Основные термины (генерируются автоматически): понятийный аппарат, ученик, учащийся, термин, форма работы, признак, работа, знание, ребенок, класс.