Библиографическое описание:

Умархаджиева С. Р. Формирование способности к самообразованию у студентов вуза [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 225-227.

В данной статье рассматриваются методы обучения по формированию готовности к самообразованию студентов.

Ключевые слова: самообразование, самоактуализация, самореализация, педагогическое взаимодействие, личностно-ориентированный подход.

 

Динамичное развитие общества, связанное с постоянной сменой потребности на рынке труда приводит к необходимости повышения трудового потенциала специалиста, для достижения конкурентоспособности. Такого порядка условиях, молодому специалисту трудно стать востребованным без постоянного совершенствования профессиональных качеств путем самостоятельного получения знаний. Но не каждый вчерашний студент способен самостоятельно заниматься плодотворным самообразованием. О чем свидетельствуют исследования по самообразованию Дьяченко М. И., Кандитовича А. А., Якулина В. А., Пидласого И. П., что студенты, как и школьники, не умеют самостоятельно организовывать самообразовательную деятельность. В связи с этим актуальность приобретает самообразование студентов, как важнейшее условие формирования всесторонне развитой личности. Соответственно самообразовательная деятельность должна решать одну из важнейших задач вуза, как подготовка студентов — будущих конкурентоспособных специалистов.      Целью исследования выступает теоретическое обоснование методов обучения по формированию готовности к самообразованию студентов.   Для начала конкретизируем понятие «самообразование». Самообразование есть самостоятельное приобретение знаний вне учебного заведения, без помощи преподавателя, отмечают в словарях русского языка Д. Н. Ушаков, С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова, Т. Ф. Ефремова. Конечно же, среди ученых бытуют различные мнения по поводу видов самостоятельности, но в данном случае рассматривая осуществление образовательного процесса, используем понятие «познавательная самостоятельность». На вид самостоятельности как познавательная самостоятельность указывают Н. В. Кухарев, Л. Г. Вяткин, М. Н. Скаткин, Б. П. Есипов, В. А. Валюк,Л. В. Жарова,Д. Б. Богоявленская и другие. Обучение, выступая как один из признаков образовательного процесса, состоит в том, что самостоятельная познавательная деятельность студентов должна осуществляться под руководством преподавателя. В зависимости от меры интеллектуального развития степень вмешательства со стороны преподавателя должна ограничиваться, а уровень самостоятельности студентов повышаться.     Также в статье 14 Закона «Об образовании» говорится, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самообразования личности, создания условий для ее самореализации [Ст.14].           В соответствии с данным законом, в обязанности преподавателя входит развитие у студентов самостоятельности, инициативы, творческих способностей, то есть преподаватели при дискуссии учебных предметов должны пробуждать к ним интерес у студентов и эффективно организовывать самообразование.             В данном случае, самообразование с одной стороны выступает как учебная активность студента в процессе образовательного взаимодействия с преподавателем, и с другой стороны, как самостоятельная учебно-познавательная деятельность по овладению дополнительными знаниями по учебному предмету.        На наш взгляд в обоих случаях основным средством подготовки личности к самообразованию выражает образовательный процесс, построенный на основе личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего достижения высокого уровня сформированности знаний, умений навыков и мотивов посредством учебно-педагогического взаимодействия между преподавателями студентами [1, С.127].  Содержание понятия «взаимодействие» психологический словарь определяет как процесс непосредственного или опосредованного воздействий субъектов друг на друга, порождающее их взаимообусловленность и связь [2, С.72]. Как известно, обучаемый в образовательном процессе синхронно занимает позицию, как объекта, так и позицию субъекта. Студент является объектом образовательного процесса в том случае, если он выступает в качестве объекта психолого-педагогического воздействия. Студент является субъектом:

-        если выступает как субъект познания, образовательной, практической и трудовой коммуникативной деятельности;

-        если выступает как субъект социальных процессов, протекающих в ходе образовательного процесса.

Личностно-ориентированный подход связан с устремлением педагога содействовать развитию учащегося, а именно проявлению его субъективных качеств, то есть необходимо, чтобы студент занимал позицию активного субъекта познания в ходе осуществления образовательного процесса. Так как самообразование является субъективной деятельностью личности, подготовка к ней должна пройти весьма индивидуально. Многое определяется интересом студентов не только к содержанию учебного материала, но и к процессу приобретению знаний [3, С.72]. Что обуславливает соблюдения принципов личностно-ориентированного подхода:

Принцип самоактуализации — важно актуализировать общие и специальные способности учащегося.

Принцип индивидуальности — в задачи образовательного учреждения входит создание условий для развития индивидуальности личности учащегося и педагога.

Принцип субъективности — следует помочь стать истинным субъектом жизнедеятельности.

Принцип выбора — без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей обучающегося.

Принцип творчества и успеха — индивидуальная и коллективная творческая деятельность помогает развивать индивидуальные способности учащегося и учебной группы.

Принцип доверия и поддержки — доверие и вера в учащегося, поддержка его стремлений к самоореализции и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.

Вышеперечисленные принципы создают условия для эффективной организации самообразования, самопознания, самовоспитания и самореализация обучающихся.

Отметим, что результативность подготовки студентов к самообразованию в образовательном процессе зависит от способности преподавателей педагогически компетентно руководить самообразованием студентов, и конечно от степени подготовки студентов к данному в виду деятельности и от соответствующих средств.То есть преподаватели сами должны систематически заниматься самообразованием, самопознанием, самовоспитанием и самореализацией.

Таким образом, хорошо спланированная и организованная работа по самообразованию выявляет способности студентов, реализует их творческий потенциал, повышает уровень собственной познавательной деятельности, а, следовательно, — и общий уровень успеваемости.

 

Литература:

 

1.      Загреков Л. В. Николина В. В.:Теория и технология обучения:учеб. пособие для студентов пед.вузов/М.:2004.,С–127.

2.      Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь.-СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,2008.,С-72.          

3.      Райский, Б. Ф. О комплексном подходе к формированию у школьников готовности к самообразованию. Самообразование школьников и развитие их личности: Изд-во ВГПИ,2004.,С–12.

4.      ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»,№ 273-ФЗ от 29.12.2012

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle