Автор: Мазина Оксана Назимовна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Библиографическое описание:

Мазина О. Н. Технология развития профессионального интереса у студентов профессиональной образовательной организации [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 164-170.

В статье представлена технология развития профессионального интереса студентов профессиональной образовательной организации (на примере обучающихся по профессии «Повар, кондитер» Ташлинского политехнического техникума).

Ключевые слова: интерес, профессиональный интерес, развитие, технология, воспитательное мероприятие.

 

В государственной программе развития образования на 2013–2020 годы перед профессиональным образованием поставлена цель — существенно увеличить вклад профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию России, в повышение её глобальной конкурентоспособности, обеспечить востребованность экономикой и обществом каждого обучающегося. Учитывая это, ведущим направлением работы профессиональной образовательной организации в сложившейся ситуации является создание условий для формирования и развития у студентов личностных и профессиональных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, а также развитие творческой личности, умеющей адаптироваться в современных условиях.

Соответствовать этим требованиям может рабочий (служащий), обладающий профессиональной направленностью, стремящийся овладеть и совершенствовать свою профессиональную деятельность, т. е. обладающий развитым профессиональным интересом. Профессиональный интерес представляет собой непосредственное эмоциональное практико-познавательное отношение к профессии, при благоприятных условиях переходящее в направленность личности на конкретную профессиональную деятельность. Профессиональный интерес неизменно сопутствует успешной профессиональной деятельности.

Значительный вклад в исследование проблемы развития профессионального интереса у будущих рабочих внесли В. В. Арнаутов, Е. П. Гроссу, Л. А. Йовайша, В. И. Ковалев, С. П. Кряжде и др. [1,3,4]

Развитие профессионального интереса студентов профессиональной образовательной организации может и должно формироваться на наш взгляд, не только в учебной, но и внеучебной деятельности. В связи с этим система воспитательных мероприятий рассматривается нами как основа развития профессионального интереса обучающихся учреждений среднего профессионального образования.

Современная справочная литература понятие «интерес» раскрывает множественными трактовками: «Интерес — реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений, участвующих в них индивидов, социальных групп, классов»; «отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному» [7]. Несмотря на множество подходов к определению интереса, мнения исследователей сходятся при определении его параметров и характеристик, среди которых выделяют положительно окрашенную и избирательную обращенность обучающегося к разным сторонам учения. Таким образом, интерес это единство интеллектуальных, эмоциональных, волевых проявлений личности, ядро которого составляют мыслительные процессы.

В ракурсе проблемы нашего исследования для нас важно определить сущность понятия «профессиональный интерес». Следует отметить, что профессиональный интерес студентов формируется в деятельности, связанной с будущей профессией. В результате анализа теоретических источников по проблеме профессионального интереса в таблице 1 нами представлена содержательная характеристика данного понятия.

Таблица 1

Содержательная характеристика понятия «Профессиональный интерес»

Автор

Содержание понятия

В. В. Кревневич

направленность личности на успешное овладение выбранной профессией в результате осознания ее общественной и личной значимости и эмоциональной привлекательности

С. П. Кряжде

динамичный комплекс психических свойств, процессов, проявляющихся в избирательной познавательной и волевой активности, направленной на предполагаемую или приобретенную профессию

В. Г. Иванов

положительное отношение человека к определенной профессии, заключающееся в выделении ее из ряда других и стремлении больше узнать о ней

Е. П. Гроссу

направленность личности к определенной деятельности, стимулирующей развитие личности и ее творческие силы

В. Ф. Афанасьева

избирательное, эмоциональное, познавательное отношение, выражающееся в стремлении к определенной деятельности, к практическому овладению

Т. Л. Бухарина

избирательная активность в отношении предполагаемой профессии

 

Соответственно, в литературе по психологии и педагогике профессиональный интерес рассматривается как сложный комплекс психических свойств и состояний, включающий избирательную познавательную, эмоциональную и волевую активность, направленную на выбранную или выбираемую профессиональную деятельность.

Существуют различные подходы в определении структуры профессионального интереса. Ряд авторов (В. Ф. Афанасьев, Т. Л. Бухарина, В. В. Кревневич) [2] выделяют два компонента, входящих в структуру профессионального интереса: эмоциональный и познавательный. Однако выделение лишь двух компонентов, на наш взгляд, недостаточно полно раскрывает природу профессионального интереса, не учитывает волевую устремленность личности. Без усилий в преодолении трудностей невозможно овладеть будущей профессией. Стремление к определенной деятельности характеризуется волевой установкой личности, поэтому волевой компонент является одним из важных составляющих профессиональный интерес. Нужно отметить, что наряду с познавательным и эмоциональным компонентами в ряде работ выделяется и волевой (В. В. Арнаутов и др.) [1].

Профессиональный интерес проявляется «в избирательной познавательной, эмоциональной, волевой активности», — считает Н. А. Суханова [9]. В свою очередь, ученый Л. А. Йовайша [3] выделяет в структуре профессионального интереса такие компоненты как: любознательность, положительное эмоциональное отношение к определенному предмету, социальную установку к данной сфере деятельности, волевое усилие действовать в интересующей области, потребность в усвоении профессиональных знаний и навыков, потребность в повышении квалификации.

На основании анализа научной литературы А. В. Мордовская приходит к выводу, что структура профессионального интереса, состоящая из трех компонентов — познавательного, эмоционального и волевого — не отражает действенной позиции учащихся в овладении профессиональной деятельностью. В своем исследовании она рассматривает структуру, включающую четыре компонента: познавательный, эмоциональный, волевой и потребностно-деятельностный. Она трактует профессиональный интерес «как эмоционально окрашенное положительное и избирательное отношение школьников к определенной профессии, связанное со стремлением расширить знания и умения, характеризующиеся волевой установкой на овладение ею, потребностью в активной деятельности» [6].

Такой же точки зрения придерживается В. В. Арнаутов [1], который, опираясь на исследования Н. И. Виноградовой, А. Е. Голомштока, П. А. Рудика, Ф. К. Савиной, выделяет группы проявления профессионального интереса в деятельности: проявление в познавательной деятельности, выражающейся в стремлении к приобретению профессиональных знаний, осведомленности о содержании профессии; проявление в эмоционально-волевой сфере личности, выражающейся в положительном отношении к данному виду деятельности, осознание ее общественной значимости, в стремлении достичь высоких результатов; проявление в практической деятельности, выражающейся в стремлении к проверке способностей, желание самореализоваться в данной профессии и др. При таком подходе четко прослеживаются структурные компоненты профессионального интереса: познавательный (когнитивный), эмоциональный, волевой, потребностно-деятельностный [1], представленные на рисунке 1.

 

Рис. 1. Структура профессионального интереса (по В. В. Арнаутову)

 

Рассматривая специфику развития профессионального интереса у студентов профессиональной образовательной организации отметим, что формирование общих и профессиональных компетенций является основой реализации Федеральных государственных стандартов нового поколения для учреждений среднего профессионального образования. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта студенты должны обладать общими и профессиональными компетенциями, где под компетенцией понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Как мы видим, в ФГОС декларирована общая компетенция «ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес» [8]. Соответственно суть профессионального образования состоит уже не столько в изучении профессиональных и общеобразовательных дисциплин как таковых, а в использовании их для развития необходимых качеств, обеспечивающих профессиональную и социальную компетентность обучающихся.

Рассматривая особенности развития профессионального интереса у студентов нами было проведено анкетирование среди обучающихся первого курса по профессии «Повар, кондитер» Ташлинского политехнического техникума. При исследовании особенностей развития профессионального интереса нами были проведены следующие методики:

1) Методика анализа мотивационных факторов выбора профессии и будущей профессиональной деятельности «Выбор профессии». В анкетировании «Выбор профессии» приняли участие студенты первого курса по профессии «Повар, кондитер». Результаты анкетирования представлены на рисунке 2.

Анкетирование, проведенное у обучающихся позволило сделать следующие выводы. На вопрос «Сознательно ли Вы выбрали профессию, по которой сейчас обучаетесь?» 16 респондентов (80 %) ответили, что выбрали профессию повара, кондитера сознательно. На вопрос «Был ли страх при выборе профессии?» только 7 респондентов (35 %) ответили, что испытывали страх. Отвечая на вопрос «Кто повлиял на выбор Вашей профессии?» 10 респондентов (50 %) указали, что на выбор повлияли друзья и родственники; 5 респондентов (25 %), указали, что на их выбор повлияли родители; 5 респондентов (25 %) указали, что на их выбор оказала влияние профориентационная работа.

Результаты анкетирования показали, что более 80 % опрошенных обучающихся сознательно выбрали профессию повара, кондитера, по которой в настоящее время обучаются. Профориентация при этом повлияла примерно на 20 % обучающихся при выборе профессии. Однако за первый год обучения в техникуме лишь небольшая часть обучающихся (49 %) узнала много нового о профессии и улучшила свое отношение к ней. Такие результаты свидетельствуют о том, что необходимо осуществление специальной деятельности по развитию профессиональной мотивации и интереса к освоению профессии в техникуме.

Рис. 2. Результаты диагностики «Выбор профессии» среди обучающихся 1 курса по профессии «Повар, кондитер»

 

2) Методика «Шкала ранжирования мотивов». Обучающимся первого курса была предложена методика «Шкала ранжирования мотивов» в виде таблицы 2, где им предлагалось ознакомиться с 10‑ю предложенными мотивами и расположить их согласно собственной мотивации, при выборе профессии. В таблице 3 представлены полученные результаты по «Шкале ранжирования мотивов».

Таблица 2
Шкала внешних и внутренних мотивов
Мотив
Классификация мотивов

1 Интересная и многообразная деятельность

Внутренний мотив

2 Возможность применения личных способностей

Внутренний мотив

3 Возможность работать творчески

Внутренний мотив

4 Самостоятельность в работе

Внутренний мотив

5 Возможность самовыражения

Внутренний мотив

6 Возможность оказывать влияния на деятельность других людей

Внешний мотив

7 Возможность продвижения по службе (возможность карьеры)

Внешний мотив

8 Больший доход

Внешний мотив

9 Возможность общения

Внешний мотив

10 Возможность риска

Внешний мотив

 

Таблица 3

Результаты по шкале ранжирования мотивов

Мотивы

Результаты ранжирования

Интересная и многообразная деятельность

1

Возможность применения личных способностей

6

Возможность работать творчески

7

Самостоятельность в работе

2

Возможность самовыражения

2

Возможность оказывать влияние на деятельность других людей

3

Возможность продвижения по службе (возможность карьеры)

4

Больший доход

5

Возможность общения

4

Возможность риска

8

 

Таким образом, для обучающихся по профессии «Повар, кондитер» наиболее значимым является такой внутренний мотив как интересная и многообразная деятельность, а второе место в рейтинге у обучающихся занимают такие мотивы как самостоятельность в работе и самовыражение. Результаты свидетельствуют о том, что мотивы обучающихся нацелены на профессию, они достаточно хорошо осведомлены о своей будущей профессии, значит, в своих действиях они знают, чего хотят. Таким образом, задача педагогов состоит в том, чтобы продолжать развивать у обучающихся интерес к выбранной профессии на этапах ее приобретения, что подтверждает актуальность данной работы.

Как было отмечено нами ранее, значительными возможностями в развитии профессионального интереса составляют воспитательные мероприятия. Теоретический анализ литературы по проблеме организации воспитательных мероприятий позволил нам раскрыть сущность понятия «воспитательное мероприятие» как организованного и целенаправленного занятия с обучающимися воспитательного и образовательного характера, направленного на организацию досуга обучающихся [5]. Представим технологические аспекты развития профессионального интереса с использованием воспитательных мероприятий в виде программы.

Известно, что воспитательный процесс должен быть организован, это позволяет представить алгоритм действий при разработке программы воспитательных мероприятий, направленных на развитие профессионального интереса студентов следующим образом:

-          определение целей воспитательных мероприятий, описание ожидаемого результата;

-          обоснование содержания воспитательных мероприятий в контексте будущей профессиональной деятельности студентов;

-          выбор организационных форм воспитательных мероприятий по развитию профессионального интереса;

-          выбор процедур анализа программы и содержания воспитательных мероприятий.

В соответствии с предложенным алгоритмом рассмотрим основные этапы разработки программы воспитательных мероприятий, направленных на развитие профессионального интереса у студентов (рисунок 3). Целью проведения воспитательных мероприятий является формирование нравственной, правовой, физической, эстетической, социальной культуры и профессиональной направленности обучающихся. При проведении воспитательных мероприятий решаются следующие задачи: содействие обучающимся в овладении умениями и навыками организации социально значимой деятельности, развитие их творческих и иных способностей, ключевых умений, профессиональных качеств личности. Воспитательные мероприятия, проводимые в профессиональной образовательной организации, группе, должны быть частью реализации плана воспитательной работы профессиональной образовательной организации, группы и должны обеспечивать эффективное решение воспитательных задач.

Воспитательное мероприятие, организованное и проводимое в группе, профессиональной образовательной организации, должно отвечать следующим принципам:

-          добровольность участия обучающихся в соответствии с их интересами и способностями;

-          личностно-ориентированный подход в развитии и формировании личности обучающихся; систематичность в организации;

-          создание условий для проявления творческих возможностей, взглядов, мнений, свободы мысли;

-          сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы;

-          сочетание игры и социально востребованной деятельности с опорой на духовные ценности: добро, истину и красоту.

Надпись: Этапы разработки программы воспитательных мероприятий
Разработки

Программы воспитательных мероприятий

Рис. 3. Этапы разработки программы воспитательных мероприятий, направленных на развитие профессионального интереса у студентов

 

Алгоритм проведения воспитательного мероприятия включает в себя реализацию следующих этапов:

1)                 Диагностический этап (анализ педагогической ситуации): определение потребностей и интересов обучающихся; определение степени важности, актуальности мероприятия для обучающихся; постановка ориентировочных целей и задач; определение готовности и/или неготовности обучающихся к участию; диагностика своей компетенции в организации и проведении мероприятия, выявление необходимости привлечения круга лиц для оказания помощи.

2)   Этап целеполагания. На данном этапе осуществляется формулировка цели, задач и определение необходимых и достаточных условий для их эффективного решения.

3)   Этап планирования (мотивация обучающихся к активному участию в планировании воспитательных мероприятий, выбору форм организации). На данном этапе основным видом деятельности является помощь обучающимся в организации и проведении планирования через мозговой штурм, дискуссию, обсуждение.

4)   Этап подготовки и осуществления мероприятия: подготовка сценария; распределение ролей; организация репетиций; подготовка реквизита и костюмов, музыкального оформления, компьютерного сопровождения; привлечение к подготовке мероприятия специалистов, родителей, педагогов; проведение мероприятия.

5)   Этап рефлексии: анализ и оценка результатов мероприятия на основе сопоставления предполагаемых результатов с полученными; анализ результатов проведенного мероприятия; оценка собственной деятельности каждым участником.

Таким образом, технология разработки программы воспитательных мероприятий по развитию профессионального интереса студентов включает в себя постановку цели и задач воспитательного мероприятия, соответствие воспитательного мероприятия установленным принципам, описание алгоритма осуществления воспитательного мероприятия, выбор формы проведения воспитательного мероприятия, анализ и оценку осуществленного мероприятия.

 

Литература:

 

1.         Арнаутов, В. В. Развитие интереса к профессии учителя у студентов педколледжа в условиях учебно-научно-педагогического комплекса: автореф. дис. … канд. пед. наук / В. В. Арнаутов. — Волгоград, 1995. — 20 с.

2.         Бухарина, Т. Л. Формы и методы развития профессионального интереса учащихся при выборе профессии: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т. Л. Бухарина. — Москва, 1983. — 23 с.

3.         Йовайша, Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников / Л. А. Йовайша. — Москва: Педагогика, 1983.- 48 с.

4.         Кряжде, С. П. Психология формирования профессиональных интересов / С. П. Кряжде. — Вильнюс, 1981. — 386 с.

5.         Мазина, О. Н. Профилактика асоциального поведения учащихся профессионального лицея: учебное пособие / О. Н. Мазина. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. — 151 с.

6.       Мордовская, А. В. Основы профориентологии: учебное пособие для бакалавров / А. В. Мордовская, С. В. Панина, Т. А. Макаренко. — Москва: Юрайт, 2013. — 237 с.

7.         Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений: справ. пособие / С. И. Ожегов. — Москва: ИТИ Технологии, 2012. — 944 с.

8.         Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 N 798 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 260807.01 Повар, кондитер» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 № 29749) // КонсультантПлюс: Высшая школа: учеб. пособие. — Электрон. текстовые данные (400Мб). — [Москва]: КонсультантПлюс, 2013. — Вып. 19: К весеннему семестру 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

9.         Суханова, Н. А. Развитие профессиональных интересов старшеклассников как фактор будущего успешного профессионального выбора / Н. А. Суханова // Образование. Наука. Научные кадры. — 2013. — № 6. — С. 143–144.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle