Автор: Мулендейкина Татьяна Александровна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Библиографическое описание:

Мулендейкина Т. А. Проектирование профессиональной карьеры как средство развития социально-профессионального самоопределения студентов-спортсменов [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 170-175.

В статье ставится проблема социально-профессионального самоопределения студентов. Проектная деятельность и коучинг рассматриваются как средства формирования и развития социально-профессионального самоопределения.

Ключевые слова:проектная деятельность, коуч-сессия, социально-профессиональное самоопределение.

 

Деятельность профессиональной образовательной организации считается успешной, если молодой специалист, завершив обучение, обладает не только компетенциями и способностью эффективно решать профессиональные задачи, но и таким важным компонентом как сформированным социально-профессиональным самоопределением, включающим в себя готовность к профессиональной самоидентификации и готовность к проектированию профессиональной карьеры.

Развитие социально-профессионального самоопределения студентов является важной социально-экономической и психолого-педагогической проблемой. Анализ педагогических исследований (О. М. Артюхова И. А. Бабанова, Т. В. Жуковская, Н. И. Константинова, В. В. Шафиков, Е. В. Ярушина) за последнее десятилетие дает основание говорить об отсутствии у студентов чётких профессиональных намерений и представлений о будущей профессиональной деятельности. Следовательно, в период получения профессионального образования студенты учатся, но не задумываются, как, с кем им хотелось бы работать, на какую перспективу будет направлена их профессиональная деятельность, т. е. студенты не определяют свою роль и область в сфере профессиональной жизни, в которой будет реализовываться их профессиональный потенциал.

Следует отметить наличие достаточного количества исследований, посвященных проблеме профессионального самоопределения студентов разных типов учебных заведений (В. Н. Бевзюк, В. И. Ермошин, И. В. Митюкова, З. Р. Максимова, О. Ю. Мондонен, С. В. Стацук и др.). Однако вопрос развития социально-профессионального самоопределения студентов освящен недостаточно полно и затрагивается в исследованиях Н. В. Кузнецовой и Г. В. Угляницы. Более того, в доступных для нас источниках не удалось обнаружить работ, раскрывающих социально-профессиональное самоопределение студента в соответствии с получаемой специальностью. Эти факты указывают на необходимость рассмотрения процесса формирования и развития социально-профессионального самоопределения студентов-спортсменов.

Студенты-спортсмены, обучающиеся в образовательном учреждении спортивной направленности — училище олимпийского резерва (далее УОР) — призванного реализовывать одновременно несколько равноценных задач: обеспечение непрерывной, специализированной подготовки высококвалифицированных спортсменов, кандидатов в члены и членов сборных команд Российской Федерации по олимпийским видам спорта; обеспечение условий получения образовательной и профессиональной подготовки высококвалифицированных спортсменов, обуславливает специфику образовательной деятельности студентов-спортсменов, обучающихся в УОР. Дело в том, что образовательная деятельность студентов УОР включает в себя не только активность, направленную на овладение профессиональными компетенциями, как у всех студентов, получающих профессиональное образование, но и на спортивное совершенствование, состоящее из тренировочного процесса и участия в соревнованиях. Регулярные выезды студентов-спортсменов на учебно-тренировочные сборы и соревнования, высокие результаты спортивных достижений обеспечивают стабильную мотивацию студентов-спортсменов к спортивной подготовке, но наряду с этим мотивация студентов к учению и овладению профессиональными компетенциями значительно уступает. В связи с этим не все студенты-спортсмены к концу обучения в УОР имеют сформированное социально-профессиональное самоопределение. Так, по результатам опроса, проведенного среди студентов-спортсменов Омского ГУОР (1–5 курс, 110 человек) работу по получаемой специальности «Педагог по физической культуре и спорту» планируют 27 респондентов, будут работать по специальности в случае острой необходимости — 23 человека, 48 студентов еще не думали об этом и 12 — дали отрицательный ответ. Такие результаты объясняются направленностью студентов-спортсменов, занимающихся спортом высших достижений, на спортивное совершенствование и выступление на соревнованиях. Являясь действующими спортсменами, они не желают задумываться о том, что их ждет по окончании спортивной карьеры. Однако, предвосхищая возможные трудности, которые могут возникнуть у спортсменов на этапе завершения спортивной карьеры: чувство усталости, нежелание напрягаться, проблемы в базовом образовании, нет привычки к умственной работе и т. д., о чем подробнее говорится в исследованиях Д. К. Давлеткалиева, И. Б. Иванова, Н. Б. Стамбуловой, С. Н. Шихвердиева, преподаватели ищут педагогические средства оказания помощи студентам-спортсменам в социально-профессиональном самоопределении [2, c.36]. Решение проблемы видится в реализации педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения студента-спортсмена, реализуемое как при непосредственном взаимодействии преподавателей со студентом в рамках образовательного процесса в училище, так и опосредованном, при выезде студента-спортсмена на учебно-тренировочный сбор через сетевое сопровождение. В рамках образовательного процесса преподавателями применяются современные образовательные технологии контекстного обучения: кейс-ситуации, проекты, веб-квесты и др, а также во внеучебное время проводятся индивидуальные коуч-сессии по составлению проекта профессиональной карьеры.

Технологии коучинга и проектной деятельности при составлении проекта профессиональной карьеры являются взаимодополняющими. Так, коучинг, по мнению Тимоти Гэллвея, позволяет раскрыть потенциал человека с целью максимального повышения его эффективности [1, c.17]. А в ходе составления проекта студент определяет направления развития уже осознаваемого потенциала и задает цель своей деятельности. Сочетая коучинг и проектную деятельность, преподаватель помогает студенту осознать путь своего профессионального развития. В подтверждение этому приведем слова С. Л. Рубинштейна «чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? — что я сделал? — чем я стал? … лишь по мере того как личность предметно, объективно реализуется в продуктах своего труда, она через них растет и формируется. Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал» [4, c.641]

Современная педагогическая теория и практика накопила достаточно обширный и ценный опыт применения проектной деятельности (В. П. Беспалько, Н. А. Бредневой, М. В. Войтенко, М. А. Горчаковой-Сибирской, Е. С. Заир-Бек, И. А. Колесниковой, Е. С. Полат, В. И. Слободчикова, Г. П. Щедровицкого и др). Активное использование проектирования в практике обучения студентов (С. А. Татьяненко, Н. В. Емельянова, Т. М. Криво, М. В. Цыгулева, Е. С. Чижикова и др.) позволяет говорить об актуальности данного метода.

Посредством коучинга и проектной деятельности у студентов-спортсменов, по нашему мнению, происходят внутриличностные изменения — формируется осознание направлений профессиональной деятельности, появляется определенность в понимании с кем и где предстоит работать, представление о перспективах своей трудовой деятельности, анализируются собственные возможности, особенности, которые соотносятся с требованиями будущей профессии, т. е. формируется социально-профессиональное самоопределение. Поэтому в нашем исследовании будем говорить о проектах личностного становления. В рамках профессионального образования подобные проекты относятся к акмеологическому проектированию или самопроектированию профессионального (жизненного) пути личности [3, c.123]. В основу акмеологического проектирования положены идеи акмеологии — науки о достижении профессионально-личностных жизненных вершин. Практика применения акмеологических проектов отражена в работах М. В. Войтенко. Проблема проектирования профессиональной карьеры студентами освещалась в исследованиях А. Г. Нагорной, И. Н. Хабаху и др.

Создание проекта профессиональной карьеры со студентами-спортсменами 3 курса происходило на добровольной основе со стороны студента, в ходе индивидуальной коуч-сессии и во внеучебное время. При проектировании мы придерживались этапов, предложенных И. Н. Хабаху [5,c.113]:

1.                  самооценка — анализ собственных возможностей, умений, навыков, профессиональной квалификации;

2.                  определение параметров и мотивации развития профессиональной карьеры — определение того вида деятельности, которым студент желает заниматься;

3.                  определение целей профессионального (служебного) развития — студент разделяет цели на краткосрочные и долгосрочные;

4.                  развитие плана служебного роста — студенты определяют, какие профессиональные характеристики необходимо иметь, чтобы претендовать на замещение желаемой должности, какими из них они обладают в полной мере, а какие надо приобрести и развить;

5.                  контроль — поставленные цели подвергаются пересмотру и анализу.

На этапе «самооценка» нами использовалась техника коучинга «Пирамида логических уровней Дилтса». На втором этапе «определение параметров и мотивации развития профессиональной (служебной) карьеры» применялась та же техника коучинга, но осуществлялся уже «спуск с пирамиды». На третьем этапе проектирования карьеры «определение целей профессионального развития» использовалась техника «целеполагания» SMART. На четвертом этапе «развитие плана служебного роста» студент на основе уже пройденных этапов и имеющегося у него осознания своих актуальных и желаемых качествах, способностях письменно фиксировал, какие качества должны быть для его предполагаемой профессиональной карьеры, какие есть, а какие необходимо развивать. На пятом этапе контроль достигнутых целей проводился по мере их достижения студентом-спортсменом. Время контроля зависит от того, краткосрочные или долгосрочные цели были поставлены студентом. В нашей практике предполагается проверка и контроль целей в течение последующих лет обучения, так как, осваивая учебную программу, овладевая профессиональными компетенциями, проходя производственную практику, студент может осознаннее и конкретнее определить, чем ему хочется заниматься по завершению обучения в СПО и не ошибся ли он, наметив первоначальный путь.

Подробнее проектирование профессиональной карьеры с использованием техники коучинга представим в таблице 1. В коуч-сессии, изложенной ниже, участвовала студентка Виктория К. — кандидат в мастера спорта России по лыжным гонкам. Лучшим достижением спортсменки было шестое место на чемпионате Сибирского федерального округа. Виктория пробовала сменить вид спорта и переходила в биатлон, но состояние здоровья не позволило ей заниматься спортом высших достижений, поэтому пришлось задуматься о завершении спортивной карьеры. Первые три этапа проектирования профессиональной карьеры осуществлялись во время обучения студентки-спортсменки на 3 курсе, промежуточный контроль целей проходил на 4 курсе.

Таблица 1

Техники коучинга и вопросы коуч-сессии

Ответы студентки

1.                  Этап самооценка

Пирамида логических уровней Дилтса (от основания к вершине).

Тренинг проходит в движении. Участник производит шаги, чтобы ощутить прохождение по уровням.

Вика, опиши, пожалуйста, своё окружение, в котором проходит твоя жизнь?

 Рядом со мной бабушка, старший брат, племянник, тренер, друзья по команде (лыжники), друзья из училища, однокурсники, сейчас в моем окружении часто появляются врачи, т. к. большие проблемы со здоровьем.

Опиши те ощущения, которые вызывает у тебя среда. Какие чувства возникают, когда ты говоришь о этих людях?

Врачи — страх, т. к. от них зависит смогу ли я дальше выдерживать большие физические нагрузки, бабушка и старший брат — тревога, я всегда переживаю за брата, мне необходимо, чтобы он всегда был рядом.

С кем из них связаны приятные ощущения, чувства?

Сделай шаг вперед.

Брат — тревога, забота, но и, конечно же, приятные ощущения, он единственный родной человек рядом, а еще племянник.

Вика, что ты делаешь в своем окружении?

Учусь, общаюсь с тренером, хотя уже почти не тренируюсь, так для себя. Играю и занимаюсь с племянником. Общаюсь с друзьями по поводу дальнейшей учебы и спорта. Выслушиваю о проблемах друзей, помогаю.

Назови, пожалуйста, те действия, которые вызывают у тебя положительные эмоции, приносят тебе удовлетворение или за которые ты можешь себя похвалить.

Сделай шаг вперед.

Помогаю бабушке, да и вообще всем постоянно помогаю. Мне нравится помогать, вот на неделе помогла крёстной маме отремонтировать дверь и сама оплатила работу мастера.

Скажи, какими способностями, качествами ты обладаешь?

Эмоциональность, общительность, иногда даже слишком болтливая, веселая, ответственная, настойчивая.

Как ты думаешь, какие твои качества и способности помогают тебе помогать друзьям и родным?

Сделай шаг вперед.

Сочувствие, терпение, умение понять и выслушать, доброта.

Какие ценности важны для тебя?

Сделай шаг вперед.

Справедливость, любовь, семья, доброта

Вика, а как ты думаешь, какую роль ты выполняешь в своем окружении?

Сделай шаг вперед.

Я опора.

Во имя чего, кого ты исполняешь эту роль?

Во имя любви к родным и близким, их защиты и помощи им.

Закрой глаза, почувствуй вокруг себя любовь, вдохни, наполнись. А теперь открой глаза, повернись к тому пути, который ты прошла и скажи, кем следует тебе быть во имя любви, защиты и помощи?

Я — майор полиции.

А кем ты еще можешь быть, чтобы помогать людям и защищать их?

Если в правовых вопросах — то юристом.

Ты много лет занималась спортом, тебе приятна эта среда, а ты можешь помогать спортсменам и защищать их?

Да, я могу изучить право и помогать спортсменам в спорных ситуациях.

2 этап Определение параметров и мотивации развития профессиональной (служебной) карьеры

Пирамида логических уровней Дилтса (от вершины к основанию)

Какие ценности хочется тебе реализовать, будучи майором полиции или юристом?

Сделай шаг вперед

Справедливость и доброта

Какие качества и способности тебе понадобятся для реализации названных ценностей?

Сделай шаг вперед

Честность, порядочность, сдержанность

Что ты будешь делать в своём окружении, обладая этими качествами, будучи майором полиции/ юристом?

Сделай шаг вперед

Помогать семье, друзьям, людям, защищать их в несправедливых ситуациях. Я хочу, чтобы меня запомнили.

С кем ты это будешь осуществлять?

Сделай шаг вперед и в сторону.

С друзьями, будущими коллегами

Посмотри, вот здесь была Вика в начале, а здесь Вика после тренинга. Что ты можешь посоветовать Вике, которая была в начале?

Учись и готовься к поступлению, еще много надо сделать.

2.                  Этап Определение целей профессионального (служебного) развития

SMART

Что ты хочешь? Какую цель ставишь перед собой? Соответствует ли она следующим характеристикам:

Specific — конкретные,

Measurable- измеримые,

Achievable — достижимые,

Realistic — реалистичные,

Timed — определены во времени.

Сомнения — риски, это неплохо. Они подсказывают тебе, на что необходимо обратить внимание. Где ты еще можешь обучаться?

Хочу поступить в Омскую Академию МВД России. Хочу учиться на отделении «Правовое обеспечение национальной безопасности». На счёт достижимости есть сомнения. Есть проблемы со здоровьем, которые могут не позволить достойно сдать нормативы и поступить.

 

Любой ВУЗ, где есть юридический факультет.

Какую цель тебе необходимо достичь?

Поступить в ВУЗ на юридический факультет в 2016 году.

Это долгосрочная цель и ее можно разбить на несколько краткосрочных, которые приведут тебя к основной.

Регулярно выполнять задания по дисциплинам обществознание и история, т. к. эти дисциплины буду сдавать на ЕГЭ.

Один раз в неделю решать тесты.

Каждый месяц прочитывать по одной книге, которую посоветует преподаватель для подготовки к ЕГЭ по обществознанию и истории.

Каждую неделю запоминать по 5 терминов и их определения.

Оцени от 1до 10, в какой мере на данный момент ты приближена к своей цели?

На 3

В какой мере от 1 до 10 выполнима данная цель для тебя?

На 8

3.                  Этап Развитие плана служебного роста

Вика, как ты думаешь, какими качествами и способностями должен обладать юрист-профессионал?

Высокая нравственность, порядочность и безупречность. Ответственность, честность, справедливость, настойчивость, неподкупность. Внимательно работать с информацией и документами. Иметь хорошую память. Уметь эффективно строить общение с людьми.

А какими профессиональными компетенциями обладает юрист?

Знает законы, не скажу пока точно, надо посмотреть.

Какие качества необходимо тебе развивать для будущей профессии и как ты это будешь делать?

Многие из этих качеств есть у меня, не хватает профессиональных знаний. Нужно читать специальную литературу. Память развивать, для этого учить надо больше наизусть. Буду читать информацию по культуре речи.

4.                  Этап Контроль достигнутых целей

Вика, какие у тебя успехи? Поменяла ли ты свою цель?

Цель осталась прежней, хочу в Омскую Академию МВД или в другой ВУЗ, но на юридический факультет.

В соревнованиях больше не участвую, но тренировок не бросаю, уделяю больше внимания основам физической подготовки, чтобы уложиться в нормативы.

Больше знаний по обществознанию. Выполнила хорошую, по мнению преподавателя, работу по теме «Конституционные права граждан РФ».

Выступала на конференции в рамках училища с темой «Виды правовых нарушений в спортивной деятельности».

На «Психологии общения» узнала приемы и техники построения общения и поведения в конфликтах, тоже думаю, пригодится в будущем.

В какой мере ты приблизилась к своей цели?

Пока на 6

 

Важнейшим результатом коуч-сессии по проектированию профессиональной карьеры, по нашему мнению, являются субъективные личностные изменения студента-спортсмена, осознающего путь своего дальнейшего профессионального развития и понимающего, как можно использовать потенциал образовательной программы училища для своего профессионального становления. При подобных изменениях в личности студента можно уже говорить о наличии готовности к проектированию профессиональной карьеры и его идентификации с выбранной профессией. Эти изменения достаточно трудно измерить, но проявляются они в активности студента, направленной на профессиональное самосовершенствование, которые мобилизуются посредством соотнесения студентом-спортсменом своего актуального настоящего и проектируемого профессионального будущего. Если студент-спортсмен не хочет работать по специальности, как оказалось в нашем случае, и не видит иного выхода, как вообще уйти из спорта, то педагогам училища необходимо оказать помощь студенту-спортсмену и показать те направления, в которых он может реализовать свои ценности, не покидая любимой спортивной сферы.

 

Литература:

 

1.      Дж. Уитмор Коучинг высокой эффективности. /Пер. с англ. — М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. — С. 168.

2.      Иванов И. Б. Психологическое консультирование как средство помощи спортсменам, завершающим и завершивших спортивную карьеру: дис….канд.псих.наук — СПб. — 2009–196с.

3.      Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учеб.пособие для высш. учеб.заведений/ И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007–288 с.

4.      Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2008. — 713с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

5.      Хабаху И. Н. Подготовка студентов к проектированию своей будущей профессиональной карьеры: дис… канд. пед. наук. — Краснодар — 2006–197с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle