Библиографическое описание:

Байбаева М. Х., Уразбаева П. С. Психологические особенности интерактивных методов обучения [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 2-4.

От англ. “interact” — находиться во взаимодействии, действовать друг на друга; обучение через участие, взаимодействие в составе меняющихся групп. Мы называем преподавание и обучение интерактивным, если во время занятия между учащимися, а также между учащимися и учителями наблюдается высокий уровень взаимодействия. Такое взаимодействие обычно происходит в форме обсуждения, каким образом решить ту или иную проблему и насколько приемлемо предложенное решение. Пожалуй, наиболее важно здесь понять, что процесс решения проблемы становится таким же важным или, возможно, даже важнее, чем сам ответ, это связано с тем, что целью интерактивной методики является не просто передача информации, а привитие учащимся навыков самостоятельного нахождения ответов. Количественный состав группы не определяет качество учебы или взаимодействия. Ключевая особенность метода “взаимодействие” состоит в том, что он представляет собой процесс открытия, сущность которого заключается в овладении учащимися навыками обучения через взаимодействие.

Цели интерактивных методов — достижение новых смыслов, понимание связи явлений, целостный охват проблемы. Основу интерактивных методов составляет система многоступенчатого движения

Наиболее успешно обучение может проходить именно в процессе взаимодействия. Они считают, что так учатся быстрее и запоминают лучше то, что узнали во время дискуссии. Это происходит по следующим причинам:

-          учащиеся не только получают информацию, они также вынуждены дать логическое объяснение, почему их путь к решению и само решение является правильным или, по крайней мере, лучшим из имеющихся вариантов;

-          учащиеся прорабатывают идеи более глубоко, т. к. они знают, что нелогично построенные заключения будут оспариваться;

-          учащиеся во время решения проблемы используют свой и чужой опыт. Такой общий фонд знания больше, чем знания любого отдельного ученика;

-          учитель тоже может учиться, узнавая что-то новое от учеников.

Виды интерактивных методов. Работа в микро-группах (малых группах)

Мозговой штурм. Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Этапы и правила мозгового штурма:

1.      Постановка проблемы. Предварительный этап.

2.      Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма.

Правила для этого этапа:

Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений. Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Комбинируйте и улучшайте любые идеи. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе оценка приветствуется. Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн.

Дискуссия. Психологи называют спором дискуссию, приобретающую характер межличностного конфликта, где каждый защищает свое «я». Полемика подразумевает столкновение с идейным противником. Дебаты — прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании. Диспут от латинского (disputare) — рассуждать, разбирать, спорить. Диспутом обычно называют публичную дискуссию, специально организованную для определенной аудитории. Преимущества дискуссии дает импульс проблемному обучению (студенты не просто пассивно получают знания, но «добывают» их, решая познавательные задачи) в процессе дискуссии формируются специфические умения и навыки: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), навыки критического мышления,

Интерактивная лекция. Интерактивная лекция представляет собой выступление ведущего обучающего мероприятия перед большой аудиторий в течение 1–4 часов с применением следующих активных форм обучения:

Фасилитация Ведомая (управляемая) дискуссия или беседа

Кейс-метод (case study) — от англ. сase — случай — техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) кейсы.

Преимущества метода Учащемуся легко соотносить получаемый теоретический багаж знаний с реальной практической ситуацией.

Вносит в обучение элемент загадки, тайны.

Разбираемая гипотетическая ситуация не связана ни с каким личным риском ни для одного из участников.

Аквариум — это ролевая игра, в которой принимают участие 2–3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее.

Преимущества метода

Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени.

Учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков.

Стимулирует участников к практической работе.

Деловые и ролевые игры

Ряд активных методов обучения получил общее название «деловые игры». Этот метод представляет собой в комплексе ролевую игру с различными, зачастую противоположными интересами ее участников и необходимостью принятия какого-либо решения по окончании или в ходе игры. Ролевые игры помогают формировать такие важные ключевые квалификации руководителей, как коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления и т. д.

Игровые методы обучения обладают наибольшим потенциалом в обеспечении профессионального развития руководителей, позволяют совершенствовать деятельность и создавать новые модели профессиональной практики, что соответствует целям актуализации управленческого профессионализма в современных условиях.

Деловые игры характеризуются направленностью на снятие определенных практических проблем, приобретение навыков выполнения конкретных приемов деятельности. Деловые игры проходят, как правило, в форме согласованного группового мыслительного поиска, что требует вовлечения в коммуникацию всех участников игры. По своей сути этот метод обучения является особой формой коммуникации.

Правила использования интерактивных методов.

Чтобы учащиеся охотнее высказывали свои мнения и идеи, учитель может использовать следующие полезные приемы:

1)        Всегда благодарите их за высказанные мнения.

2)        Не говорите, что вы считаете их ответ неверным, а вместо этого спросите лучше, согласны ли с таким мнением другие учащиеся. Если окажется, что весь класс неправильно понял обсуждаемый вопрос, тогда вы можете объяснить им свою точку зрения.

3)        Старайтесь выбирать пассивных учеников. Иногда некоторые учащиеся кажутся пассивными, но у них могут быть очень оригинальные мысли или мнения, которые отличны от других и побуждают посмотреть на вопрос под другим углом зрения.

 

Литература:

 

1.      И. А. Каримов. 2012 год станет годом поднятия на новый уровень развития нашей Родины. − Т.: “Узбекистон”, 2012. — 36.

2.      Учебное пособие по изучению доклада Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова «2012 год станет годом поднятия на новый уровень развития нашей Родины», посвященного итогам социально-экономического развития страны 2011 года и важнейшим приоритетам на 2012 год. — “Ўқитувчи” НМИУ, 2012. − 282 с.

3.      И. А. Каримов. “Узбекистан на пороге независимости”.Ташкент: “Узбекистан”,2011.

4.      Каримов И. А. «Итоги социально-экономического развития республики в 2011 году и важнейшие приоритеты устойчивого развития экономики в 2012 году. Заседание Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 января.

5.      «О Государственной программе “Год семьи”» Постановление Президента Республики Узбекистан от 27.02. 2012 года, № ПП-1717

6.      Бодалев В. В. Профессиональная психология». Питер», 2011.

7.      Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. Питер,2010.

8.      Дружинин В. П. Психология. Учебник «Питер», 2008.

9.      Радугина А. Р. «Педагогика и психология». Учебник М.: «Прогресс»2009.

10.  Крылов Л. Д. Психология М.: ИНФРА, 2010.

11.  Реан.А., Бордовская Н., Розум С. Психология и педагогика. «Питер»,2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle