Библиографическое описание:

Шорстова В. Ф. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на современном этапе [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 85-86.

Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности [2]. Воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный поток информации: СМИ, детский сад, кино, Интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания собственного малыша. Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Но материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколения. Это очень опасно — лишить ребенка исторической памяти. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример [5].

Воспитание и обучение предполагает широкое использование духовного опыта русского православия, но без введения религиозного образования детей как такового. Поэтому обращение к опыту православной педагогики в настоящее время особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Воспитательный процесс в детском саду необходимо строить на основе русской культурной традиции, которая предполагает:

-          целостное восприятие мира,

-          воспитание всесторонне и гармонично развитой личности,

-          духовно-нравственное воспитание, как основа деятельности и саморазвивающейся личности,

-          формирование такого коллектива, где каждый самоценен, и все пребывают в гармонии друг с другом,

-          взаимодействие, основанное на диалоге старших и младших детей, детей и взрослых (педагогов и родителей),

-          развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству.

Духовно-нравственное воспитание воспринимается как средство коррекции развития и поведения, средство возрождения традиций православного семейного воспитания и уклада семьи через православные праздники: Рождество, Святки, Крещение, Благовещение, Пасху. Благодаря этому дети накапливают знания о различных церковных праздниках, о народных традициях. Чтобы праздник удался очень важно провести предварительную подготовку, во время которой детям подробно рассказывают о том, чему посвящен праздник, как он проводился в старину, что означают отдельные обряды. Все это позволяет детям сознательно относиться к восприятию праздника [4]. На праздниках используются все возможные средства эмоционального общения с детьми: музыка, живопись, игры, сказки, встречи со священниками. В праздниках необходимо и очень важно участие родителей. Они помогают шить детям костюмы, накрывают столы для совместной трапезы. Хорошо привлекать к участию в праздниках бабушек и дедушек дошкольников.

Красочные и торжественные праздники глубоко влияют на детское сознание и находят отклик. Детские впечатления обсуждаются в диалогах, задушевных беседах. Не стоит забывать, что в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания [3]. Необходимо содействовать сохранению духовного здоровья детей, знакомя их с основами православной культуры. Способствовать обновлению содержания общего социально-гуманитарного образования, направленного на преодоление последствий отказа от опоры на ценности традиционной духовной культуры. Важно принимать во внимание, что со временем нравственные представления детей изменяются от нравственного реализма, характеризующегося твердым и непоколебимым разделением всех поступков на две категории: хорошее и плохое, к нравственному релятивизму, основанному на понимании, что все заслуживают уважительного к себе отношения и в каждом поступке можно найти его нравственное обоснование. Реалист полагает, что нравственные законы незыблемы, едины для всех и не терпят исключений. При переходе к нравственному релятивизму дети начинают судить о нравственной стороне поступков по их последствиям, и поступок все равно будет плохим, даже если он совершен из самых лучших побуждений. Вместе с тем, давая нравственную оценку поступку, даже если он привел к плачевным результатам, дети уже могут принимать в расчет намерения совершившего такое действие человека. [1]

Детство — время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается — так же в дошкольном возрасте — с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

 

Литература:

 

1.      Архангельский, Л. М. Комплексный подход в теории и практике нравственного воспитания / Л. М. Архангельский — М.: Знание, 1983.

2.      Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А. М. Виноградова — М.: Просвещение, 1989.

3.      Островская, Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника / Л. Ф. Островская — М.: Просвещение, 1987.

4.      Петракова, Т. И. Духовные основы нравственного воспитания / Т. И. Петракова — М., 1997.

5.      Султанова, Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 5,6 — с. 6.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle