Библиографическое описание:

Белоруссова Е. В., Михайлова О. Р. Развитие творческой активности студентов в условиях профессионального образования [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 157-159.

В данной статье средства развития творческой активности студентов из опыта работы педагогов ОГБПОУ «Костромской техникум торговли и питания». Показана роль творческой активности в формировании специалиста конкурентоспособного на рынке труда.

Ключевые слова:творческаяактивность, образование, рабочая тетрадь.

 

Происходящие преобразования в российской экономике обусловили повышение требований работодателей к уровню квалификации работников, их профессиональной компетентности, навыкам творческой деятельности.

Основными показателями качества подготовки специалистов в настоящее время являются: достаточный профессионализм; творческое мышление и способность к самообразованию. Подготовка специалиста, конкурентного на рынке реального производства, владеющего умениями и знаниями по своей специальности, имеющих практический, пусть и небольшой, опыт предполагает использование в процессе обучения методов, способствующих развитию творческой активности студентов.

Под творческой активностью понимается способность к реализации собственных креативных усилий в учебной и профессиональной деятельности в соответствии с индивидуальными интересами и целями.

Показателями творческой активности студента могут считаться новизна оригинальность, отстранение от шаблона, ломка традиций, неожиданность, целесообразность, ценность, перенос знаний из одной предметной области в другую или в сферу профессиональных компетенций. Творческая активность является неиссякаемым резервом профессионального роста и личностного развития человека.

Главная цель развития творческой активности студентов — воспитание подлинно творческой свободной личности

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи

-        формировать у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;

-        развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

-        воспитывать интерес к участию в творческой деятельности;

-        формировать профессиональный кругозор и творческий подход к своей профессиональной деятельности.

Современная ориентация образования на формирование компетенций предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых студент может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою потребность выразить себя как субъект обучения и проявить себя в профессиональной сфере.

Педагогами ОГБПОУ «Костромской техникум торговли и питания» создаются следующие условия, способствующие развитию творческой активности:

1.         организация активной деятельности всех студентов на учебных занятиях (применение педагогических приемов, интерактивных технологии и активных форм организации учебного процесса);

2.         включение творческих заданий исследовательского характера профессиональной направленности во внеаудиторную самостоятельную работу;

3.         применение современных средств обучения;

4.         включение студентов в систему профессиональных конкурсных мероприятий различного уровня, от уровня техникума до — международного.

К активным формам деятельности относятся такие формы организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования.

Например, студентам предлагается перевести рецепт из неспециализированной литературы (журнал, интернет) в технологическую карту блюда; или составить конкретный перечень блюд по предложенным ингредиентам.

Одним из способов развития общих компетенций служат деловые игры [1]. В техникуме существует практика проведения обобщающих занятий в форме игры. Опыт работы показывает, что подготовка к итоговым занятиям для студентов всегда сопряжена с психологическим дискомфортом. Игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего студента не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать лишнее, сопоставлять, оценивать. Процесс должен быть организован так, чтобы каждый студент стремился решить учебные задачи своими силами, и умел работать в группах.

Эффективной формой организации современного урока производственного обучения являетсямастер-класс. У педагогов торгового отделения техникума сложилась система проведения уроков учебной практики в форме мастер-класса. Именно такая форма организации урока имеет большой потенциал для развития творческой активности студентов. Например, уроки производственного обучения ПМ.01 «Продажа непродовольственных товаров», темы «Упаковка товаров» и «Продажа галантерейных товаров», традиционно проводятся мастерами производственного обучения в форме мастер-классов «Дизайнерская и подарочная упаковка» и «Магия платка». В рамках этих мастер-классов педагоги не только демонстрируют эксклюзивные трудовые дизайнерские приёмы, организуют деятельность студентов по их присвоению, но и на этапе оценивания результатов самостоятельной работы на уроке, вводят критерий «Оригинальность исполнения (нестандартный, творческий подход к выполнению задания)». Это несомненно мотивирует студентов к проявлению своего творческого потенциала.

Самостоятельная работа является одной из важнейших составляющих учебного процесса в ходе, которой происходит формирование навыков, умений и знаний, и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентами приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать профессиональные задачи. Учебные задания творческого уровня направлены на решение проблемных вопросов задач или производственных ситуаций.

Приводим примеры некоторых заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:

1.         Дисциплина «Технология продукции общественного питания для различных категорий потребителей»: Разработать цикличное двухнедельное диетическое меню для диеты № 7». Это задание послужило основой для разработки совместного практического проекта по организации лечебного питания в нефрологическом отделении Костромского филиала ЧУ «Медико-образовательной организации «НЭС», который реализуется на базе техникума по настоящее время, на основании договора о сотрудничестве.

2.         Дисциплина «Математика»: Подготовить сообщение по теме «Фракталы: наука и искусство. Студент Иванов Л. использовал содержание данной работы для подготовки к конкурсу «Интеллект ХХI» в рамках Десятой региональной олимпиады технического творчества «Радуга талантов» студентов профессиональных образовательных организаций Костромской области (2014 г), целью которой является «…развитие творческого потенциала обучающихся и студентов с креативным мышлением, подготовка их к успешной деятельности».

3.         Дисциплина «Иностранный язык»: Подобрать пословицы, поговорки связанные с профессией. Перевести и подобрать русский эквивалент. Следует отметить, что ряд студентов подошли к выполнению этого задания не формально, в частности Сизов С., представил в своей работе более 30 пословиц и поговорок. Ему было предложено обобщить опыт свой работы и представить результаты на конференции в Шестнадцатой областной научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее»

Разработка новых методов и приёмов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, требует применение принципиально новых средств обучения.

В последнее время деятельность педагога техникума по формированию новых знаний и умений немыслима без средств организации познавательной деятельности обучающихся (опорных сигналов, структурно-логических средств, листов рабочей тетради, обобщенных алгоритмов решения задач и т. д.)

Рабочие тетради являются средством развития познавательной активности и организации профессиональной самостоятельности работы студентов. При разработке, формировании рабочей тетради педагоги техникума руководствуются следующими правилами:

-        Все задания начинаются побудительными словами: Изобразите…; Сделайте…; Обозначьте…; Выделите…; Проанализируйте…; Классифицируйте…, Предложите рациональное решение…; и т. д.;

-        Задания в рабочей тетради представлены в разных формах: тестовой с выбором ответа, классификацию и обобщение различных фактов, решение расчетных задач различных типов, решение ситуационных заданий;

-        Задания обеспечивают усвоение знаний, на репродуктивном, конструктивном и творческом уровне.

При подборе вопросов и заданий реализуется дифференцированный подход: степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов, требующих простого воспроизведения определенной известной информации, до заданий, требующих установить межпредметные связи, или заданий, требующих умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения.

Применение дидактических пособий в обучении дает следующие результаты

-        улучшает качество образования,

-        повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации,

-        дает возможность реализации перспективных методов обучения,

-        обеспечивает проверку уровня усвоения содержания каждой темы предмета.

Наряду с рабочими тетрадями педагоги техникума работают над формированием электронных образовательных ресурсов. Например, в декабре 2014 года педагогами отделения общественного питания презентовано учебно-методическое пособие для реализации МДК 07.01 «Технология приготовления сладких блюд и напитков».

Большим потенциалом для формирования творческой составляющей профессиональных компетенций студентов техникума обладают олимпиады и конкурсы профессионального мастерства. В техникуме сложилась система конкурсных мероприятий, которая позволяет уже на первом курсе выявить талантливых студентов с высоким уровнем творческого потенциала, индивидуально сопровождать их обучение, выращивать призёров региональных, Всероссийских и Международных соревнований.

Таким образом, необходимыми условиями для развития творческой активности являются

-        совершенствование содержания учебного процесса;

-        повышение уровня его организации;

-        внедрение эффективных форм и методов обучения;

-        широкое применение в учебном процессе современных средств обучения

-        конкурсное движение (предметные олимпиады и конкурсы профессионального мастерства).

Активизация творческой работы студентов нашего техникума призвана, не только пробудить и поддержать интерес к различным дисциплинам и модулям, но главное, сформировать потребность к реализации собственных креативных способностей в учебной и профессиональной деятельности, что, в конечном итоге, приводит к формированию выпускника — специалиста, конкурентного на рынке реального производства.

 

Литература:

 

1.      Белоруссова Е. В. Деловая игра как средство развития творческой активности студентов в условиях профессионального образования // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 218–220.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle