Библиографическое описание:

Балакирева А. А. Развитие двигательных качеств обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 7–9 классов средствами проектной деятельности на уроках физической культуры [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 91-94.

Все знают, что это невозможно, но приходит невежда, которому это неизвестно — он-то и делает открытие

А. Эйнштейн

 

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) обучающихся, двигательные качества, проектная деятельность, дневник физического совершенствования.

 

В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни.

В Послании Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства» на 2015 год отмечается, что «…здоровье народа сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей…»

Самая острая и требующая срочного решения проблема — низкая физическая подготовленность учащихся. Реальный объем двигательной активности учащихся не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. По данным различных исследований, лишь около 10 % школьников имеют уровень физического развития и здоровья, близкий к норме, около 40 % детей страдают хроническими заболеваниями. Увеличивается число учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (36 из 100 %). Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80 %, что связанно с увлечением компьютеризации общества. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью.

По данным Научно-исследовательского центра физической подготовки и спорта Вооруженных Сил Российской Федерации, 60 % молодого поколения имеют неудовлетворительные оценки по физической подготовке и только 16 % имеют спортивные разряды. Это связанно с тем, что в настоящее время физической культурой и спортом в стране занимаются всего 10 % населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 60 %.

Формирование здорового поколения — одно из главных стратегических задач развития страны.

Федеральный Государственный Стандарт впервые определил такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании — красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», ФГОС. Понимание того, что будущее любой страны определяется здоровьем нации, привело к усилению роли физической культуры и спорта в деятельности государства и общества к активному использованию физической культуры и спорта в поддержании и укреплении здоровья населения.

Президентом подписан Указ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» с целью развития человеческого потенциала, укрепления здоровья населения, рост популярности спорта, престижа здорового образа жизни, а также обеспечить олимпийское наследие.

В рамках обновлённого ГТО предусматривается сдача спортивных нормативов в одиннадцати возрастных группах, начиная с шести лет. С1 сентября 2015г в России во всех школах официально проводятся нормы ГТО по физической подготовке.

Хорошим, проверенным стимулом развития массового спорта остаются собственно спортивные соревнования, такие, как «Лыжня России», «Кросс наций» На поддержку подобных мероприятий направлено и международное движение «Спорт для всех». Этот полезный проект Международного олимпийского комитета и Всемирного совета по спорту ЮНЕСКО пропагандирует именно массовый спорт, особый стиль жизни, в котором спорт, физическая активность — важный элемент общей культуры человека.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности.

Моя статья посвящена теме: Развитие двигательных качеств обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 7–9 классов средствами проектной деятельности на уроках физической культуры.

Объект: развитие двигательных качеств

Предмет: проектный метод

Цель: создание условий для развития двигательных качеств обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 7–9 классов средствами проектной деятельности на уроках физической культуры.

Задачи:

1.      Изучить теоретические основы проектной деятельности;

2.      Рассмотреть особенности развития двигательных качеств обучающихся с ТНР 7–9 классов ГБОУ СО «ЦПМСС «Речевой центр»

3.      Разработать дневник физического совершенствования, как вид проектной деятельности в режиме дня школьника;

4.      Определить уровень развития двигательных качеств с помощью тестирования и представить результаты.

А теперь перейдем к теоретическим основам проектной деятельности развития двигательных качествобучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 7–9 классов.

На современном этапе модернизации российского образования все настойчивее подчеркивается значимость проблемы повышения качества образования. Поиск новых средств и методов формирования личности, способной к самостоятельным действиям, саморазвитию, самоопределению в будущей профессиональной деятельности — актуальная задача современной педагогической науки, обусловленная потребностям общества. Установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нетрадиционный способ организации образовательного процесса через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез).

Наиболее полным и обобщающим развитие теории проектного обучения выглядит в работах Е. С. Полат. А. Л. Блохин, В. А. Васильев, Г. Л. Ильин, Т. Г. Ивошина, Н. В. Матяш, Н. Ю. Пахомова, П. А. Петриков, М. Б. Романовская и др. Е. С. Полат отмечает, что проектное исследование — способ обучения самой исследовательской деятельности. Приобщение к ней делает учебу производительным трудом, повышает эффект обучения, который состоит в приобретении новых знаний, и в овладении новыми способами деятельности, развивает мыслительные, творческие и коммуникативные умения обучающихся. Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий, учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта [8 с.18].

Развитие двигательных качеств — это процесс, направленный на развитие функциональных возможностей организма, двигательных способностей, умений и навыков, который подготавливает человека к выполнению спортивной и трудовой деятельности. К физическим качествам относятся: быстрота, ловкость, гибкость, сила, выносливость.

К средствам развития двигательных качеств относятся:

физические упражнения (в форме: утренняя зарядка, уроки физической культуры, самостоятельная спортивная тренировка, спортивные игры); занятия на открытом воздухе (бег, катание на коньках, лыжах и др.); соблюдение и выполнение режима дня; закаливание, приемы самомассажа; участие в спортивно-массовых мероприятиях.

В школе, в которой я работаю, обучающиеся имеют ограниченные возможности здоровья: нарушения основных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки и др.), которые обусловлены речевыми патологиями (ринолалия, дизартрия, дислалия, заикание, алалия, афазия, дислексия, дисграфия, тахилалия, брадилалия, дисфония). У таких детей снижена иммунная система организма (часто болеют), имеют большую часть подготовительную группу здоровья. А отсюда низкая мотивация деятельности к обучению.

В своей педагогической практике я разработала дневник физического совершенствования с целью формирования у обучающихся умений самостоятельно добывать новые знания (компетенции), собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы и умозаключения, основанные на постановке социально-значимой проблемы. Таким образом, проектная деятельность дневника физического совершенствования обучающихся определяет совместную с тьютером учебно-познавательную, творческую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Содержание деятельности дневника физического совершенствования имеет структуру: собственное исследование уровня развития двигательных качеств личности, определение целей и задач, отбор методик развития физических способностей, планирование и разработка программы, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости программы развития двигательных качеств.

Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру, я придерживалась её этапам [6 c.127]:

Этап работы над проектом

Содержание работы на этапе

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

1.Постановка проблемы

Определение темы и цели проекта

Выполняют тесты развития двигательных качеств;

Определяют цель

Знакомит с содержанием проектной деятельности: помогает в постановке цели проекта

2.Планирование деятельности по реализации проекта

Определение источников информации;

Определение способов сбора и анализа информации;

Определение способа представления результатов

Составляют режим дня;

Знакомятся с правилами спортивной тренировки;

Составляют план спортивной тренировки;

Отбирают эффективные упражнения для проведения спортивной тренировки

Консультирует по методике проведения спортивной самостоятельной тренировке; способствует определению выбора эффективных упражнений

3.Подготовка продукта деятельности

Сбор информации;

Решение промежуточных задач;

Применение методики развития физических качеств

Выполняют программу спортивной тренировки по развитию двигательных качеств; решают промежуточные задачи; вносят коррективы в программу

Наблюдает, советует; консультирует про программе спортивной тренировки

4. Результаты продукта деятельности

Анализ полученной деятельности через построения графика;

Формирование выводов

Анализируют полученный результат промежуточных и итоговых тестов через построение графиков полученных результатов

Наблюдает, интерпретирует полученные результаты

5. Презентация

Возможные формы отчета:

Дневник физического совершенствования с демонстрацией полученных результатов (графики);

Написание защитной работы по ведению дневника физического совершенствования

Принимают участие в научно-практической конференции среди школьников основной школы

Слушает, задает вопросы

6. Оценка результатов (самооценка и самоанализ)

Соотносят данные полученных результатов с нормативными

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивают усилия обучающихся; креативность, использование источников

 

Дневник физического совершенствования способствует:

-        вносить изменения в самостоятельную спортивную тренировку;

-        корректировать программу развития двигательных качеств;

-        записывать свои показатели тестирования и спортивные результаты;

-        отслеживать уровень двигательных способностей и выявлять уровень физического развития.

Исследование динамики развития двигательных способностей учащихся показывают, что проектная деятельность на уроках физической культуры с различной направленностью дает положительную динамику, а именно в период с 2012 по 2015гг. отмечается рост показателей развития двигательных способностей у 60 % учащихся и у 40 % она осталась без изменений, т. е. эти ребята не смогли перейти с низкого уровня развития на средний. Причинами тому явились следующие особенности:

-        наличие ослабленного здоровья учащихся (хронические и сопутствующие заболевания);

-        неспособность детей самостоятельно заниматься физическими упражнениями по развитию двигательных способностей;

-        отсутствие высокой мотивации к физическому развитию, так как преобладают другие интересы в обществе (компьютеризация в общении);

-        несформированность морально-волевых качеств личности ребенка в преодолении трудностей и достижении цели.

Развитие двигательных способностей и ориентирование учащихся на здоровый образ жизни способствовали росту активности детей во внеурочной деятельности. В 2014г участвовали в соревнованиях по хоккею среди специальных (коррекционных) образовательных учреждений и награждены грамотой за II место. В феврале 2015г. приняли активное участие в общероссийских соревнованиях «Лыжня России-2015» на дистанции 2,5 км классическим ходом. Участвовали в военно-спортивной эстафете среди специальных (коррекционных) школ, где заняли II место по Свердловской области.

Проектная деятельность на уроках физической культуры позволяет решать сразу несколько задач, это в первую очередь развивать физические и двигательные качества. Проводить тесты по ГТО. Формировать адекватную самооценку. Обучающиеся приобретают практический опыт проведения тестирования (владеют методикой тестов), владеют методикой развития и совершенствования двигательных способностей; владеют способами регулирования физической нагрузки; составляют программу физических упражнений на развитие двигательных качеств и выполняют её в режиме дня. Таким образом, формируется самостоятельность в выборе действий, а значит самостоятельная деятельность, что обеспечивает реализации универсальных учебных действий ФГОС: «учить учиться».

 

Литература:

 

1.         Барышников В. Я. Школьникам о развитии физических качеств при самостоятельных занятиях /В. Я. Барышников. — Екатеринбург, 2015. — 272 с.

2.         Дмитриев, А. А. Физическая культура в специальном образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 176с.

3.         Коррекционная педагогика: Основа обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская, Ю. А. Костенкова; Под ред. Б. П. Пузанова. — 3-е изд., доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 160с.

4.         Кулакова Е. А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А. С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

5.         Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2012. — 680с.

6.         Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2003.

7.         Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle