Библиографическое описание:

Бодичева Л. В. Технологизация образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в обучении [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 101-103.

Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам.

Прежде всего, необходимо исходить из наиболее общего, метапредметного понимания технологии как научно и практически обоснованной системы деятельности, применяемой человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей. В настоящее время технологии, основанные на достижениях физики, химии, энергетики, биологии, математики, информатики и других наук, произвели технологическую революцию.

Технологический подход в производственной сфере — представление производственных процессов как технологий — стал неотъемлемой чертой современного материального производства. Он выступает как концентрированное выражение достигнутого уровня развития, внедрения научных достижений в практику, как важнейший показатель высокого профессионализма деятельности.

С введением в школе федеральных государственных стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения, изменяются требования и к учителю. Развивать метапредметные компетенции обучающихся может учитель, который владеет в совершенстве технологиями обучения.

Краткое описание образовательной технологии можно представить в следующей структуре (по Г. К. Селевко):

1.      Сущность технологии, отражающая главную решаемую проблему, основные качества, принципиальную идею, существо применяемой системы обучения, наконец, основное направление развития учебно-воспитательного процесса.

2.      Целевые ориентации технологии. Система целей является стержнем, удерживающим стройность технологии и придающим ей лицо. Обращение к категории «цель» характеризует позицию, ориентацию на определенную сферу развития человека. Характеризуются цели и задачи, достижение и решение которых планируется в технологии.

3.      Концептуальная основа педагогической технологии. Это краткое описание основных идей, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке ее построения и функционирования, в том числе философские позиции, используемые факторы и закономерности развития, научная концепция освоения опыта, применяемые методы воспитания.

4.      Организационные особенности технологии рассматриваются с позиций современных идей и теорий воспитания, принципов системности, соответствие целей социальному заказу.

5.      Процессуальная характеристика (методические особенности технологии). Раскрываются комплексное применение и взаимодействие всех методических средств, особенности методики, диагностика, планирование.

6.      Учебно-методическое обеспечение (учебные планы и программы, учебные и методические пособия, дидактические, оценочные материалы, наглядные и технические средства обучения) [3, c.61–62].

Технологизация обучения — это направление педагогической науки, исследующее и открывающее закономерности и принципы, оптимальные способы и средства эффективного достижения образовательных целей на основе технологического подхода к процессу обучения и развития обучающихся.

Педагогическую технологию определяют как область знаний о проектировочной деятельности, позволяющую, используя язык технологических процедур проектирования, переводить педагогическую позицию, педагогический замысел, педагогические представления о том или ином педагогическом объекте в форму проекта, который может быть реализован в образовательной практике.

В более широком смысле образовательная технология состоит из:

-        проектирования и представления планируемых результатов обучения;

-        создания и использования средств диагностики учебных достижений обучающихся в предметных областях и сформированности компетенций:

-        набора моделей обучения, средств и методов активизации познавательной деятельности;

-        критериев выбора оптимальной модели для конкретных условий обучения;

-        широкого использования компьютерной и аудиовизуальной техники, активных форм обучения, современной организации образовательного процесса и самостоятельной работы.

Объектами технологизации в образовательной деятельности должны быть: цели; содержание; организационные способы восприятия, переработки и представления информации; формы взаимодействия субъектов образовательной деятельности, процедуры их личностно-профессионального поведения, самоуправления и творческого развития.

Продуктами технологизации образовательного процесса могут выступать личностные социально и профессионально значимые алгоритмы и стереотипы поведения обучающихся, результатом чего становится успешность и конкурентоспособность выпускников образовательных организаций.

Признаками технологичности образовательного процесса являются:

-        детальное описание образовательных целей;

-        поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов;

-        системное применение психолого-педагогических и технических средств передачи, представления, восприятия, переработки учебной и социокультурной информации;

-        системное использование обратной связи в целях корректировки и оценки эффективности образовательного процесса;

-        гарантированность достигаемых результатов;

-        воспроизводимость процесса обучения вне зависимости от мастерства педагога;

-        оптимальность соотношения затрачиваемых ресурсов и усилий.

Технологичность образовательного процесса рассматривается и как один из показателей качества и оценки деятельности образовательной организации и образования в целом, обеспечивающих его экономическую эффективность и гуманистическую направленность. В этом контексте она выступает и как норма проектирования образовательного процесса, и как специальным образом сконструированные под заданную цель наборы методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов, шагов участников образовательных отношений, которые должны гарантировать достижение поставленных образовательных целей и свободу их осознанного выбора. [2, c.319]

Основные дидактические идеи технологизации с учётом компетентностного подхода должны учитывать:

-        гарантии достижения конечного результата;

-        универсальность для любой образовательной организации, любого учебного предмета, любого педагога, любого обучающегося;

-        проектирование технологической карты по каждому предмету на весь период обучения через систему микроцелей — компетенций;

-        диагностичное целеполагание в категориях компетенций, определённых ООП;

-        диагностику как констатацию достижения или недостижения обучающимся требований ООП на каждом этапе обучения;

-        технологизацию как новые возможности целесообразного, объективного и достаточно четкого управления учебным процессом и его качеством по конечным результатам.

-        использование новых организационных форм:

·         образовательные экспедиции;

·         турниры способностей (метапредметные олимпиады);

·         организационно — деятельностные игры;

·         проекты;

·         сетевые проекты;

·         мастерские;

·         тренинги;

·         метапредметное занятие, метапредметный урок;

·         метапредметный семинар;

·         рефлексивные сессии;

·         веб-квест;

·         урок-кейс.

При технологизации обучения меняется статус учителя: передатчик информации превращается в менеджера учебного процесса. Проектирование образовательного процесса — одно из наиболее трудоёмких и ответственных видов деятельности педагога. В этом контексте учитель рассматривается не только как специалист в определённой предметной области, но и, прежде всего, как педагог-менеджер или режиссер, лицо, несущее личную ответственность перед обучающимися и самим собой, отвечающее за последствия результатов обучения. Учитель, не имеющий собственного профессионального опыта, вряд ли сможет качественно организовывать учебную деятельность по освоению профессии. [1, c.173]

Изменение целей, содержания и форм обучения оказывает существенное влияние и на характер общения учителя и обучаемого, на атмосферу их взаимодействия. Партнёрство, равенство личностей в выборе, поступках, ответственности, положительный эмоциональный фон — всё это становится перманентной доминантой отношений и формы взаимодействия обучающихся и обучающих, а также тех и других между собой.

Новизна подходов в условиях компетентностного обучения требует, чтобы педагоги сами усвоили:

-        алгоритм работы над новыми организационными формами уроков;

-        способы/техники проблематизации деятельности обучающихся;

-        техники консультирования;

-        технологию оценки уровня сформированности компетенций обучающихся.

Для этого необходим опыт:

-        разработки проектного замысла в составе группы;

-        инициации и приемов мотивации работы обучающихся;

-        сопровождения в качестве руководителя;

-        оценивания уровня сформированности результатов по компетенциям;

-        оценивания потенциала предмета для формирования компетенций;

-        освоения технологий разработки и применения КОЗ (компетентностно-ориентированных заданий), кейсов по методу Case Study (анализ конкретных ситуаций), проектов, деловых и имитационных игр и других активных форм.

Применение активных форм организации обучения, применения современных педагогических технологий можно считать одним из основных путей формирования и развития компетенций обучающихся при реализации ФГОС.

 

Литература:

 

1.                  Ефремова Н. Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М.: Национальное образование, 2012, c.173

2.                  Монахов В. М. Введение в теорию педагогических технологий. Монография. Волгоград. Перемена, 2006, c.319

3.                  Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998, с.61–62

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle