Библиографическое описание:

Голд Е. А. Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом» [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 47-50.

В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском сад, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию. Новые подходы к организации работы с детьми позволили изменить характер взаимодействия педагога с детьми.

На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей:

1)        развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;

2)        учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;

3)        развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.

Для реализации поставленных задач воспитателю необходимо:

-          формировать речь детей через развитие познавательной деятельности (как самостоятельной, так и специально организованной),

-          ежедневно организовывать разнообразную самостоятельную деятельность детей (игровую, художественно-речевую, продуктивную и т. д.),

-          ежедневно предусматривать индивидуальное речевое общение с ребенком (по его личным вопросам, по литературным произведениям, с использованием малых форм фольклора, по рисункам детей и т. п.),

-          организуя целенаправленные занятия, использовать новые формы, на которых речь является средством мыслительных, умственных действий и в то же время становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

На первом этапе работы необходимо:

-          проанализировать задачи работы программы, по которой непосредственно работает группа,

-          создать все необходимые условия для развития речи детей по теме «Знакомим с родным городом»,

-          составить перспективный план для работы со всеми участниками педагогического процесса: с детьми, с родителями воспитанников и с педагогами, участвующими в воспитании и обучении (взаимодействие со специалистами).

При создании развивающей среды мы руководствовались следующими принципами:

1.      Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.

2.      Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности.

3.      Обеспечение возможности для исследования и изучения.

При составлении плана программы работы по ознакомлению старших дошкольников с родным городом была продумана среда группы. Это специально отведенное место, где собраны игры, упражнения, дидактические пособия и т. д. Так, например, для развития у детей интереса к истории и культуре родного края, города, семьи в развивающей среде группы имеются открытки с видами Санкт-Петербурга, иллюстрации, конструкторы и бросовый материал, позволяющий моделировать среду города. Имеются подборки иллюстративного, дидактического материала, тематические альбомы, игры:

-          о достопримечательностях города,

-          об известных людях,

-          об истории города (мифы и легенды), о защитниках и героях города;

-          о культурных традициях города (Петербургский этикет);

-          о памятниках культуры и культурных учреждениях;

-          материалы по ознакомлению с городской символикой и властью города (губернатором);

-          материалы для проведения экскурсий (ближайшее окружение; материалы, позволяющие рассказать детям о трех эпохах жизни города: возникновение города при Петре I; Ленинград (наличие книг о Ленинграде); Санкт- Петербург (современный город);

-          сценарии, атрибуты, декорации, элементы костюмов для вечеров развлечений и т. д.

-          материалы по воспитанию культуры петербуржца, по формированию умений правильного поведения в общественных местах (театре, музее, в гостях, столовый этикет).

-          фотоальбомы, издаются семейные газеты, сценарии семейных праздников, картотека семейных блюд и т. д.

Сегодня в практике работы имеют место разные формы занятий: игра-занятие; занятие- открытие с постановкой проблемных заданий; занятие-загадка; занятия с элементами занимательности. Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: в регламентированной, совместной и самостоятельной. Однако главными являются специальные занятия по обучению родному языку и развитию речи. Необходимо помнить и понимать, что в системе работы лежит комплексный подход, ведущим принципом является принцип взаимосвязи разных речевых задач (в зависимости от возраста детей). На каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи — это связывание предложений в высказывание, в словарной работе — это работа над смысловой стороной речи, в грамматике — это формирование языковых обобщений.

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, т. к. основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина и др. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей таковы:

-          Речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности:

-          Ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи:

-          Ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений над языком, для саморазвития речи.

-          Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста — это овладение нормами и правилами родного языка и развитие коммуникативных способностей.

При разработке проблемы развития речи детей, совершенствования методов и приемов обучения языку выделяются три основных направления:

1        структурное (фонетика, лексика и грамматика),

2        функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, речевого развития),

3        когнитивное, познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений).

В исследованиях функционального направления (Л. В. Ворошнина, Г. Я. Кудрявцева, О. С. Ушакова, А. В. Зрожевская, Н. Г. Смольникова, Е. А. Смирнова, Л. Г. Шадрина и др.), авторы стремились найти наиболее четкие критерии связности речи, чем просто ее логичность, последовательность и т. д. В качестве основных показателей связности было принято умение ребенка структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.

Путь, по которому должно идти руководство развитием речи детей в целях формирования у них способности строить связное и развернутое высказывание (текст), ведет от диалога между взрослым и ребенком к развернутой монологической речи самого ребенка.

Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Развитие речи является процессом многоаспектным по своей природе. Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т. е. речи содержательной, логичной, последовательной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие, явление), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, строить простые и сложные предложения и т. д. В формировании связной речи дошкольников ярко выступает т взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эмоционального, эстетического развития малыша. В психологии 3 основных показателя развития связной речи:

-          ее содержательность (достоверность, глубина, полнота, доступность и др.);

-          логика выражения;

-          форма выражения (эмоциональность изложения), структура высказывания, иными словами, умение выразить свои мысли в речи.

Развитие монологической речи рассматривается как главное достижение детей дошкольного возраста.

Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает:

-          владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении высказываний любого типа,

-          умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (слушать, спрашивать, отвечать, рассуждать, возражать, объяснять),

-          знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации,

-          умение читать и писать (элементарное владение грамотой и письмом).

Развитие связной речи предполагает работу по развитию двух форм речи: диалогической и монологической.

Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на тему, связанную с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных, побудительных (просьба, требование), вопросительных предложений минимальной синтаксической сложности с использованием частиц. Языковые средства усиливаются жестами, мимикой.

Для развития диалога используются беседы на самые разнообразные темы, игры и упражнения на развитие умения слушать, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста.

Беседа как метод обучения — это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. Беседы бывают — воспроизводящие и обобщающие (это итоговые занятия, на которых систематизируются имеющиеся знания, осуществляется анализ ранее накопленных фактов.

Построение беседы:

-          начало (цель — вызвать, оживить в памяти детей полученные ранее впечатления, по возможности образные и эмоциональные. В начале беседы желательно также сформулировать и тему, цель предстоящего разговора, обосновать важность его, объяснить детям мотивы ее выбора.)

-          основная часть беседы (может быть разделена на микротемы или этапы. Каждый этап соответствует существенному, законченному разделу темы, т. е. осуществляется анализ темы по узловым моментам.

-          конец беседы краток по времени, подводит к синтезу темы.

Приемы обучения:

1.                  Одна группа специфичных приемов, обеспечивает работу детской мысли, помогает строить развернутые суждения: вопрос поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связи между объектами: почему? зачем? чем похожи?; стимулирующие обобщение: про каких ребят можно сказать, что это друзья?; репродуктивные вопросы (простые по содержанию): что? где?

2.                  Другая группа, облегчает поиск точного слова, запоминание его: объяснение и рассказ воспитателя, чтение художественных произведений или отрывков, в т. ч. пословиц, загадок, показ наглядного материала, игровые приемы (кратковременные словесные игры или упражнения, привлечение игрового персонажа или создание игровой ситуации),

3.                  Приемы активизации детей для беседы: предварительная подготовка (индивидуальный разговор с ребенком, его родителями и т. д.), дифференциация вопросов и заданий к беседе, неторопливый темп беседы, правильная методика постановки вопросов группе детей.

В дошкольном возрасте происходит обучение двум типам устной монологической речи: пересказ и рассказывание.

Приемы обучения пересказу:

-          образец, чтение произведения,

-          вопросы, объяснения и указания,

-          обращение к личному опыту детей,

-          подсказ слова или фразы воспитателем,

-          совместный пересказ педагога и ребенка (на начальных ступенях),

-          отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз),

-          пересказ по частям,

-          пересказ по ролям,

-          хоровое проговаривание,

-          игра-драматизация или инсценировка текста.

Рассказ — самостоятельно составленное изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа — более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам выбрать речевую форму повествования и определить содержание. Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему).

Главная цель нашей работы, чтобы дети полюбили свой Петербург, чтобы могли литературным, грамотным языком передать свои впечатления о красоте города, чтобы у них к концу дошкольного возраста сформировалась гражданская позиция, произошло осмысление истории и культуры Санкт-Петербурга в контексте мировой истории и культуры. Я думаю, что совместными усилиями педагогов, родителей мы сможем достигнуть этого.

Мы полностью согласны с позицией Галины Тимофеевны Алифановой: «Разве можно протестировать любовь или духовный кругозор? Можно ли измерить уровень сознательности личности и интерес к родному городу? Мне думается, что нет. Люблю — значит знаю… Знаю, значит — люблю».

Наша цель, чтобы ребенок пронес свою любовь к родному городу через всю жизнь, чтобы с нашей помощью смог войти в мир прекрасного и удивительного сообщества людей, которые могут с гордостью называть себя настоящими петербуржцами.

 

Литература:

 

1.                  Чудесный город: Петербургская тетрадь. Учебное пособие для начальной школы, Ермолаева Л. К., Лебедева И. М.: СМИО-пресс, 2010 г.

2.                  Ермолаева Л. К., Лебедева И. М., Захваткина И. З., Шейко Н. Г. Санкт-Петербург. Страницы жизни нашего края — СПб СМИО Пресс, 2006 г.

3.                  Программа «Взрослеем вместе с городом» Г. С. Вежель (интернет)

4.                  Н. В. Алешина. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий — Изд. Творческий центр, 1999 г.

5.                  Концепция воспитания в системе образования Санкт-Петербурга. «Воспитание петербуржца XXI века» (утверждена приказом Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга № 1014 от 26.06.03 г.)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle