Библиографическое описание:

Аверина Е. А. Рейтинговая система оценки знаний студентов в электронном журнале созданном на базе сервиса Google таблицы [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 227-229.

Долгие годы в педагогической практике использовались традиционные методы контроля знаний, в которых главная роль уделялась преподавателю, а прием экзамена или зачета требовал у него много времени и значительных затрат энергии. Положение сильно изменилось с развитием процесса компьютеризации образования. Использование компьютерных систем контроля знаний по курсу перестало быть явлением исключительным. И все же компьютерная форма контроля знаний, позволяющая экономить труд преподавателя, дает наилучшие результаты тогда, когда является следствием компьютерной поддержки учебного процесса.

К прогрессивным методам контроля относится рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков. Применение рейтинга является системой, организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность.

Рейтинговая система контроля учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с приобретением знаний, умений и других показателей, формирующих личностные качества студента: участие в научной работе, написание реферата, участие в конкурсах, выступление с докладом на студенческой научной конференции и др.

Рейтинг (от англ. to rate — оценивать) как метод упорядоченного ранжирования учащихся в соответствии с индивидуальной суммой баллов имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с обычной пятибалльной шкалой, где определяется средняя оценка. Эти преимущества выражаются не только в более дифференцированной оценке знаний, умений и навыков учащихся. Опыт применения рейтинга показывает, что он является системой, организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность. Анализ действующих в мировой школе систем оценки учебных достижений показывает, что существенное преимущество имеют системы, основанные на индивидуальном рейтинге студента, определяемом по совокупности оценок в различных «контрольных точках» процесса изучения дисциплины.

Рейтинговая система оценок

В разработанном электронном журнале оценка студента выводится на основании суммы 2-х или 3-х составляющих (в зависимости от вида занятия) — баллы за выполнение работ, баллы за посещаемость занятий и баллы за отчет о проделанной работе:

-       Посещение занятия независимо от результатов работы на нём оценивается в 1 балл.

-       Каждой практической работе в зависимости от её сложности и значимости присваивается рейтинг в баллах (от 10 до 80).

Критерии определения количества баллов заработанных на занятии:

Вид занятия: теоретическое

1 балл: за присутствие на занятии

1–10 баллов: за ведение конспекта на занятии

1–5 баллов: за решение задачи у доски

1–3 баллов: за решение задачи в конспекте, выполненное раньше записанного решения на доске другим студентом

Система поощрений — преподаватель может выставить дополнительные баллы за оригинальность программы, за разработку дополнительных вариантов решения, за аккуратное ведение конспекта и другие положительные качества работы.

Система штрафов:

-        5 баллов: за опоздание на занятие без уважительной причины

-        1 балл: за каждое замечание по поведению студента на занятии

-        1 балл: за каждый день просрочки сдачи конспекта занятия

Вид занятия: практическое

10 баллов: за присутствие на занятии

1–10 баллов: за каждое верно выполненное практическое задание

2 балла: за каждый верный ответ на вопрос из отчета по практической работе

Система поощрений — преподаватель может выставить дополнительные баллы за оригинальность программы, за разработку дополнительных вариантов решения, за аккуратное ведение конспекта и другие положительные качества работы.

Система штрафов:

-        5 баллов: за опоздание на занятие без уважительной причины

-        1 балл: за каждый день просрочки сдачи практической работы

-        0,5 балла: за каждый день просрочки сдачи отчета по практической работе

Расчет академической оценки студенту на конкретный момент

1.        Рассчитывается максимальная сумма баллов, которую было возможно набрать, не пропуская занятия и выполняя все работы на максимальную оценку.

2.        Устанавливается «дельта» — количество рейтинговых баллов за один академический балл (максимальная сумма делится на количество проведенных занятий)

«отлично» = максим.сумма минус дельта

«хорошо» = от нижнего предела «отлично» отнимаем дельту

«удовлетворительно»= от нижнего предела «хорошо» отнимаем дельту

«неудовлетворительно» = менее половины максимальной суммы баллов за все выполненные работы

В случае пропуска занятий по уважительной причине (имеется медицинская справка или приказ на снятие на обслуживание на данный период) студент может сам прийти к преподавателю в день дополнительных занятий и сдать пропущенную работу, она оценивается полными баллами, исходя из ее правильности, как на занятии.

Методически очень важно, что при календарном планировании практических работ преподаватель может заложить в план много «мелких» работ по 10–15 баллов, или наоборот, несколько глобальных, на 100–150 баллов каждая. В первом случае достигается цель повышения дисциплины и посещаемости, что важно на 1 и 2 курсе, а на старших курсах можно сделать акцент на сложность работ.

Самым важным моментом является то, что полученный рейтинг — не средний балл, а сумма всех набранных баллов. При академической системе оценка 2 — отрицательная, в рейтинговой системе «плохих» оценок просто не существует, т. к. любая оценка вливается в общую сумму баллов. Раньше мы всегда избегали оценивать работу на «2», старались дотянуть до «3». Сейчас, если работа «весит» 40 баллов, можно за слабую работу поставить половину — 20 баллов, а в общую сумму пойдет 21 балл (1 за посещаемость), и этот студент все равно опережает того, кто отсутствовал на занятии.

Мной был разработан электронный журнал на базе сервиса Google Таблицы который входит в бесплатный пакет Google Apps for Education, где производится пересчет текущей суммы баллов в академическую оценку. В электронном журнале фиксируются баллы за сданную текущую работу, а на отдельном листе (УСПЕВАЕМОСТЬ ЗА СЕМЕСТР) напротив фамилии студента расчитывается академическая оценка, которая соответствует данному периоду, которую можно заносить в классный журнал. Также для мотивации студентов здесь обозначаются лидеры и аутсайдеры по количеству набранных баллов за семестр (фамилии лидеров отображаются в общем списке студентов красным цветом, фамилии аутсайдеров — желтым). Также электронный журнал производит:

Автоматический подсчет оценки «5»:

=count(диапазон с оценками)-countif(диапазон с оценками;4)-countif(диапазон с оценками;3)-countif(диапазон с оценками;2)

Автоматический подсчет оценки «4»:

=count(диапазон с оценками)-countif(диапазон с оценками;5)-countif(диапазон с оценками;3)-countif(диапазон с оценками;2)

Автоматический подсчет оценки «3»:

=count(диапазон с оценками)-countif(диапазон с оценками;5)-countif(диапазон с оценками;4)-countif(диапазон с оценками;2)

Автоматический подсчет оценки «2»:

=count(диапазон с оценками)-countif(диапазон с оценками;5)-countif(диапазон с оценками;4)-countif(диапазон с оценками;3)

Вычисление среднего балла по группе:

=Round(AVERAGE(диапазон с оценками))

Вычисление уровня обученности:

=(кол-во «5»+кол-во «4»+кол-во «3»)/ максимальный балл

Вычисление уровня успешности:

=(кол-во «5»+кол-во «4»)/ максимальный балл

Вычисление степени обученности:

=(кол-во «5»*100+кол-во «4»*64+кол-во «3»*36)/макс балл/100

 

Рейтинговая форма контроля успеваемости студентов позволяет осуществлять непрерывный мониторинг за работой студента в течение семестра и точнее дифференцировать оценку в зависимости от уровня приобретенных знаний и умений. Рейтинговый контроль способствует обеспечению регулярной и целенаправленной самостоятельной работы студентов по усвоению учебной программы, равномерной нагрузке и дает возможность постоянного контроля за успеваемостью самими студентами и преподавателями, повышению качества обучения и прочности знаний студентов.

Рейтинг затрагивает интеллектуальную, эмоционально-волевую, в том числе мотивационную и ценностно-ориентационную сферы обучаемого. Он влияет на формирование адекватной самооценки и формирует способность к самоконтролю. В этом состоит психологическая сущность рейтинга.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle