Библиографическое описание:

Данилов О. Е., Поздеева О. Г. Создание электронного учебно-методического комплекса дисциплины для дистанционного обучения [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 186-189.

В статье рассматривается, какие возможности должны предоставлять обучающему инструментальные средства дистанционного обучения, как должен осуществляться дистанционный контроль знаний и какие недостатки могут быть у тестирующих программ. Кроме того, перечислены требования, предъявляемые к участникам процесса обучения, проходящего в дистанционной форме, и подходы к его организации.

Ключевые слова:электронные ресурсы образовательного назначения, дистанционное обучение, электронный учебно-методический комплекс.

 

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) преподавателем в образовательном процессе может быть связано с разработкой им электронных образовательных ресурсов (ЭОР), включенных в состав учебно-методических комплексов преподаваемых дисциплин. Общение преподавателя с обучающимися в этом случае может быть реализовано в двух режимах: off-line и on-line. Общение в режиме off-lineпроисходит в виде опубликования участниками процесса обучения в Интернете развернутых и заранее отредактированных текстов в течение достаточно длительного времени. Отметим, что в таком понимании термин «off-line» употребляется довольно редко, так как обычно он обозначает такой режим общения, в котором вообще не задействованы интернет-коммуникации. Синхронное общение участников компьютерного обучения происходит в режиме on-line (в режиме реального времени). Предназначенные для дистанционного обучения инструментальные средства должны, как минимум, предоставлять:

-          удаленное управление учебными дискуссиями;

-          тематическую организацию дискуссий;

-          возможность систематизировать публикуемые послания.

Кроме того, участниками процесса обучения посредством интернет-технологий могут быть использованы следующие возможности:

-          поиск и хранение информации;

-          управление базами данных;

-          разработка совместных проектов;

-          передача послания посредством электронной почты;

-          пересылка файлов;

-          ведение синхронных и асинхронных конференций;

-          выбор единого документа в процессе группового обучения;

-          управление процессом решения групповой задачи.

Дистанционный контроль знаний — важная и популярная тема для обсуждения в настоящее время. До сих пор нет однозначных ответов на многие вопросы технологии и методики не только дистанционного, но и традиционного тестирования, среди которых следующие:

-          Должен ли процесс тестирование приносить удовольствие студенту?

-          Должно ли моральное удовлетворение быть обязательным результатом тестирования?

-          Должны ли быть результаты тестирования публичными?

-          Должен ли процесс тестирования иметь соревновательный характер?

-          Следует ли ограничивать время тестирования?

-          Должен ли процесс тестирования быть обучающим?

-          Нужны ли психологические разгрузки и отдых в процессе тестирования?

-          Должен ли процесс тестирования опираться на личностно-ориентированную сюжетную линию?

-          Следует ли разрешать тестируемому вносить исправления в уже выполненные тестовые задания?

-          Следует ли выделять тестируемому лимит подсказок?

-          Должен ли процесс тестирования позволять тестируемому самостоятельно выбирать порядок действий?

-          Должны ли тестовые задания содержать элемент неожиданности?

-          Что эффективнее для образовательного процесса в целом: тестирование как ролевая игра или тестирование как выбор ответов на вопросы?

Укажем недостатки, характерные для многих обучающих тренажеров и тестирующих программ [1], разбив их на группы:

-          недостатки интерфейса обучающихся (отсутствие режимов самообучения; отсутствие соревновательного компонента; отсутствие психологических факторов для активизации внимания; однообразие представления информации; неоднозначность обозначений и т. д.);

-          недостатки интерфейса составителей тестов (сложность освоения; большие временные затраты на ввод информации и конструирование заданий; сложности ввода графической информации; необходимость технического сопровождения; отсутствие анимационных средств; сложность редактирования тестовых заданий и т. д.);

-          недостатки интерфейса экзаменаторов (сложность освоения; отсутствие оперативного контроля успехов обучающихся; отсутствие средств интегрального наблюдения за успехами группы; сложность сравнения результатов группы по разным темам дисциплины и т. д.);

-          недостатки интерфейса организатора дистанционного обучения (сложность освоения; отсутствие средств систематизации и хранения результатов тестирований; отсутствие средств сопоставления успехов учебных групп по разным дисциплинам; невозможность оперативного контроля за успеваемостью всех обучающихся в учебном заведении и т. д.).

Состояние современной системы образования требует ее модернизации, ориентированной на более полное удовлетворение образовательных потребностей населения путем совершенствования информационной образовательной среды (ИОС) как системно-организованной совокупности средств передачи данных, информационных ресурсов, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения [2; 4]. Информационно-образовательная среда дистанционного обучения должна предоставлять возможность использования формализованных и открытых дистанционных технологий обучения, а также обеспечивать открытый доступ к распределенным учебно-методическим, интеллектуальным, информационным и материально-техническим ресурсам системы образования. Правильно организованная телекоммуникационная среда является необходимым, но не достаточным условием успешного протекания образовательного процесса в сети Интернет [3]. Существует ряд требований, предъявляемых к участникам процесса дистанционного обучения, без выполнения которых образовательный процесс не может быть реализован. Перечислим их:

-          наличие у участников процесса обучения доступа к ресурсам сети Интернет;

-          умение ими легко излагать свои мысли письменно;

-          знание участниками персонального компьютера на пользовательском уровне;

-          владение ими навыками работы с электронной почтой.

Отдельно к преподавателям предъявляется еще ряд специфических требований:

-          способность к овладению сетевыми образовательными и коммуникационными технологиями, интегрированными средствами разработки сетевых курсов и сетевых коммуникаций, мультимедийными технологиями;

-          обладание определенной психологической устойчивостью и способность работать с дистанционно удаленными обучающимися;

-          способность работать в условиях распределенного времени;

-          готовность к активному обмену информацией с обучающимися;

-          способность к стимулированию и поощрению обучающихся при выполнении ими учебных заданий в сетевом режиме;

-          готовность оперативно информировать обучающихся об их текущей академической успеваемости, результатах тестов и контрольных заданий;

-          готовность достаточно часто изменять содержание сетевого курса.

Существует два подхода к организации дистанционного обучения [5, с. 30–31]. Первый предполагает создание такой модели обучения, в которой присутствует преподаватель, проявляющий индивидуальное отношение к каждому обучающемуся и создающий виртуальное пространство для совместной работы обучающихся. Другой подход заключается в том, что управление обучением осуществляется самими обучающимися. Преподаватель в такой системе является только разработчиком учебных материалов, а контроль знаний осуществляется автоматизированной системой. В нашей статье мы будем придерживаться первого подхода. В этом случае организационно-управленческое обеспечение учебного процесса предполагает планирование учебного процесса и индивидуальных графиков обучения, контроль за подготовкой и обновлением учебных материалов, контроль за ходом учебного процесса, администрирование доступа к учебным материалам, администрирование базы данных.

Как известно, в деятельности обучения можно выделить три структурных компоненты [8, с. 81]:

-          проектирование;

-          реализацию;

-          контроль и оценку результатов.

Ясно, что это относится как к традиционной форме обучения, так и к инновационным формам, в том числе дистанционной форме обучения.

Исполнение деятельности обучения включает в себя [8, с. 88]:

-          постановку учебной задачи;

-          актуализацию и поддержку учебного материала;

-          обеспечение ориентировочной основы учебной деятельности;

-          организацию учебной деятельности посредством методов обучения, адекватных поставленной цели и содержанию обучения;

-          дозированную помощь обучающимся с постепенным расширением их самостоятельности;

-          психолого-педагогическое сопровождение процесса усвоения материала.

Все пункты этого списка можно отнести и к дистанционному обучению. Также важным является ответ на вопрос, как учить, в качестве ответа на который может выступать та или иная технология обучения. Признаками технологии обучения являются [8, с. 90]:

-          наличие диагностически заданной цели;

-          представление изучаемого материала в задачной форме;

-          адекватное восприятие обучающимися схемы, плана, алгоритма предстоящих действий;

-          наличие разноуровневых заданий с возможностью выбора доступного маршрута обучения, но с гарантией достижения стандарта;

-          предоставление обучающимся ориентиров, по которым они могут оценить уровень своих достижений;

-          дозированная и регламентированная помощь обучающего с учетом достижений и возможностей обучающихся;

-          использование адекватных содержанию форм взаимодействия участников учебного процесса на основе проблемно-поисковых ситуаций, игр, проектов, современных информационных технологий;

-          психологическое сопровождение усвоения в виде актуализации мотивационно-смысловой сферы обучающихся;

-          эффективный контроль и самоконтроль достижений на протяжении всего процесса обучения.

В течение длительного времени наиболее распространенной в системе образования является классно-урочная система. Основными ее чертами являются [8, с. 123]:

-          четкая пространственно-временная регламентация учебного процесса;

-          сочетание поли- и монопредметности;

-          возрастная идентичность;

-          работа с постоянной группой обучающихся;

-          связанность ступеней обучения с календарным течением жизни обучающихся.

Реализовать такую систему полностью с помощью современных технических средств дистанционном обучения пока не представляется возможным, хотя ее основные черты могут быть соблюдены, если в этом есть необходимость.

Типичные для урока ситуации, которые может создать преподаватель для обучающихся [8, с. 125]:

-          выход из неопределенности и уяснение задачи;

-          включение в коллективную работу;

-          выполнение учебной роли;

-          совместная работа с учителем или одноклассником;

-          соревнование;

-          игра;

-          контекстная ситуация;

-          контроль;

-          проблемная ситуация;

-          задачная ситуация.

Здесь преподавателю сложнее использовать методики, подходящие для традиционного обучения. Становится необходимым применение новых форм взаимодействия с обучающимися, которые позволят реализовать представленные выше ситуации. Тем не менее, это является возможным.

Считается, что методист решает следующие задачи, которые также необходимо будет решать создателю дистанционного курса обучения [8, с. 32–33]:

-          осуществляет экспертизу того, насколько содержание учебного курса, отвечает достижениям области науки и культуры;

-          находит наиболее эффективные методы доведения содержания данной науки с учетом различных факторов;

-          ориентирует на специфику мышления, языка, методов и средств познания, характерных для этой учебной дисциплины.

Обычно сетевое обучение используют тогда, когда преподаватель и обучающиеся пространственно разделены и у обучающихся нет возможности посещать очные занятия. Также сетевую модель целесообразно использовать при изучении дисциплин, для овладения которыми не требуется устного общения. При формировании речевых умений более эффективна модель интеграции очного и дистанционного обучения. Если обучение строится на базовых традиционных учебниках, то нет необходимости создавать их сетевые версии. В этом случае используют модель интеграции сетевого обучения и кейс-технологий. Обучение ведется на основе учебного комплекса (кейса), созданного для этой дисциплины [7, с. 103].

В зависимости от используемых дистанционных технологий представление информации для обучающихся осуществляется в виде печатных (традиционных учебно-методических комплексов [2]) или электронных материалов (электронных учебно-методических комплексов, включающих в себя компьютерные образовательные среды, базы данных, электронные издания учебного назначения, аудио- и видеопродукцию).

Одной из основных составляющих дистанционного обучения являются базы данных учебно-методических и справочных материалов. При этом эффективность дистанционного обучения существенно зависит от того, в какой форме представлены учебные материалы:

-          печатные материалы на базе традиционных учебников;

-          компьютерные электронные учебники;

-          учебные материалы на аудио- и видеокассетах (такие материалы можно уже считать устаревшими);

-          радио- и телевизионные курсы (сложно реализуемые виды курсов);

-          материалы лекционных курсов, лабораторных практикумов и других видов занятий на носителях электронной информации (материалы, объединенные одной тематикой, дидактической целью и т. п.);

-          компьютерные обучающие приложения и другие файлы на носителях электронной информации (самостоятельные единицы учебной информации).

Эффективность дистанционного обучения зависит и от того, насколько оперативна связь обучающегося с преподавателем. В системах дистанционного обучения применяют следующие формы взаимодействия обучающихся, преподавателей и организаторов обучения:

-          традиционную почту;

-          факсимильную связь;

-          компьютерные технологии;

-          видеоконференции с использованием одной из форм телевещания;

-          аудио- и видеоконференции на основе телефонных технологий;

-          интранет-системы;

-          глобальную сеть Интернет.

Наиболее универсальной и перспективной технологией дистанционного обучения, обеспечивающей доступ к хранилищам информации как обучающихся, так и преподавателей, на любом уровне является интернет-технология.

Учебные материалы, предполагающие дистанционное сопровождение и поддержку самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся, характеризуются следующими свойствами [6, с. 70–71]:

-          предназначены для обучающихся (дают полное представление о целях самостоятельной деятельности, концепции построения учебного материала);

-          обладают достаточной полнотой изложения (содержат такой объем информации, который позволяет самостоятельно или с минимальной помощью преподавателя овладеть компетенциями, основанными на необходимых для этого знаниях, умениях и навыках);

-          содержат систему опорных ориентиров (помогают оперативно составить общее представление об изучаемом материале, свободно ориентироваться в нем, быстро находить нужную информацию);

-          содержат систему заданий для самоконтроля (имеются образцы или возможные варианты решений задач, критерии для определения правильности выполнения заданий, учебные тесты и т. п.);

-          имеют систематизированную справочную информацию (ссылки на используемые источники, библиографические описания и т. д.);

-          организованы так, что позволяют обучающимся осуществлять их отбор для достижения индивидуальных целей (предоставляют возможность разноуровневого конструирования учебной структуры).

 

Литература:

 

1.         Данилов О. Е. Обучающая программа-тренажер по физике / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2014. — № 15. — С. 256–258.

2.         Данилов О. Е. Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть учебно-методического комплекса дисциплины / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 552–555.

3.         Данилов О. Е. Реализация дистанционного обучения в вузе с помощью сервисов Google / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2014. — № 5. — С. 498–502.

4.         Данилов О. Е. Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — Ч. 3. — С. 448–451.

5.         Журавлева О. Б. Управление интернет-обучением в высшей школе / О. Б. Журавлева, Б. И. Крук, Е. Г. Соломина; Под ред. Б. И. Крука. — М.: Горячая линия — Телеком, 2007. — 224 с.

6.         Лебедева М. Б. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / М. Б. Лебедева, С. В. Агапонов, М. А. Горюнова и др.; Под общ. ред. М. Б. Лебедевой. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — 336 с.

7.         Полат Е. С. Дистанционное обучение в профильной школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, А. Е. Петров, М. А. Татаринов и др.; под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 208 с.

8.         Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Сериков; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle