Создание электронного учебно-методического комплекса дисциплины для дистанционного обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 13.04.2015

Статья просмотрена: 1102 раза

Библиографическое описание:

Данилов, О. Е. Создание электронного учебно-методического комплекса дисциплины для дистанционного обучения / О. Е. Данилов, О. Г. Поздеева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 186-189. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7912/ (дата обращения: 19.04.2024).

В статье рассматривается, какие возможности должны предоставлять обучающему инструментальные средства дистанционного обучения, как должен осуществляться дистанционный контроль знаний и какие недостатки могут быть у тестирующих программ. Кроме того, перечислены требования, предъявляемые к участникам процесса обучения, проходящего в дистанционной форме, и подходы к его организации.

Ключевые слова:электронные ресурсы образовательного назначения, дистанционное обучение, электронный учебно-методический комплекс.

 

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) преподавателем в образовательном процессе может быть связано с разработкой им электронных образовательных ресурсов (ЭОР), включенных в состав учебно-методических комплексов преподаваемых дисциплин. Общение преподавателя с обучающимися в этом случае может быть реализовано в двух режимах: off-line и on-line. Общение в режиме off-lineпроисходит в виде опубликования участниками процесса обучения в Интернете развернутых и заранее отредактированных текстов в течение достаточно длительного времени. Отметим, что в таком понимании термин «off-line» употребляется довольно редко, так как обычно он обозначает такой режим общения, в котором вообще не задействованы интернет-коммуникации. Синхронное общение участников компьютерного обучения происходит в режиме on-line (в режиме реального времени). Предназначенные для дистанционного обучения инструментальные средства должны, как минимум, предоставлять:

-          удаленное управление учебными дискуссиями;

-          тематическую организацию дискуссий;

-          возможность систематизировать публикуемые послания.

Кроме того, участниками процесса обучения посредством интернет-технологий могут быть использованы следующие возможности:

-          поиск и хранение информации;

-          управление базами данных;

-          разработка совместных проектов;

-          передача послания посредством электронной почты;

-          пересылка файлов;

-          ведение синхронных и асинхронных конференций;

-          выбор единого документа в процессе группового обучения;

-          управление процессом решения групповой задачи.

Дистанционный контроль знаний — важная и популярная тема для обсуждения в настоящее время. До сих пор нет однозначных ответов на многие вопросы технологии и методики не только дистанционного, но и традиционного тестирования, среди которых следующие:

-          Должен ли процесс тестирование приносить удовольствие студенту?

-          Должно ли моральное удовлетворение быть обязательным результатом тестирования?

-          Должны ли быть результаты тестирования публичными?

-          Должен ли процесс тестирования иметь соревновательный характер?

-          Следует ли ограничивать время тестирования?

-          Должен ли процесс тестирования быть обучающим?

-          Нужны ли психологические разгрузки и отдых в процессе тестирования?

-          Должен ли процесс тестирования опираться на личностно-ориентированную сюжетную линию?

-          Следует ли разрешать тестируемому вносить исправления в уже выполненные тестовые задания?

-          Следует ли выделять тестируемому лимит подсказок?

-          Должен ли процесс тестирования позволять тестируемому самостоятельно выбирать порядок действий?

-          Должны ли тестовые задания содержать элемент неожиданности?

-          Что эффективнее для образовательного процесса в целом: тестирование как ролевая игра или тестирование как выбор ответов на вопросы?

Укажем недостатки, характерные для многих обучающих тренажеров и тестирующих программ [1], разбив их на группы:

-          недостатки интерфейса обучающихся (отсутствие режимов самообучения; отсутствие соревновательного компонента; отсутствие психологических факторов для активизации внимания; однообразие представления информации; неоднозначность обозначений и т. д.);

-          недостатки интерфейса составителей тестов (сложность освоения; большие временные затраты на ввод информации и конструирование заданий; сложности ввода графической информации; необходимость технического сопровождения; отсутствие анимационных средств; сложность редактирования тестовых заданий и т. д.);

-          недостатки интерфейса экзаменаторов (сложность освоения; отсутствие оперативного контроля успехов обучающихся; отсутствие средств интегрального наблюдения за успехами группы; сложность сравнения результатов группы по разным темам дисциплины и т. д.);

-          недостатки интерфейса организатора дистанционного обучения (сложность освоения; отсутствие средств систематизации и хранения результатов тестирований; отсутствие средств сопоставления успехов учебных групп по разным дисциплинам; невозможность оперативного контроля за успеваемостью всех обучающихся в учебном заведении и т. д.).

Состояние современной системы образования требует ее модернизации, ориентированной на более полное удовлетворение образовательных потребностей населения путем совершенствования информационной образовательной среды (ИОС) как системно-организованной совокупности средств передачи данных, информационных ресурсов, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения [2; 4]. Информационно-образовательная среда дистанционного обучения должна предоставлять возможность использования формализованных и открытых дистанционных технологий обучения, а также обеспечивать открытый доступ к распределенным учебно-методическим, интеллектуальным, информационным и материально-техническим ресурсам системы образования. Правильно организованная телекоммуникационная среда является необходимым, но не достаточным условием успешного протекания образовательного процесса в сети Интернет [3]. Существует ряд требований, предъявляемых к участникам процесса дистанционного обучения, без выполнения которых образовательный процесс не может быть реализован. Перечислим их:

-          наличие у участников процесса обучения доступа к ресурсам сети Интернет;

-          умение ими легко излагать свои мысли письменно;

-          знание участниками персонального компьютера на пользовательском уровне;

-          владение ими навыками работы с электронной почтой.

Отдельно к преподавателям предъявляется еще ряд специфических требований:

-          способность к овладению сетевыми образовательными и коммуникационными технологиями, интегрированными средствами разработки сетевых курсов и сетевых коммуникаций, мультимедийными технологиями;

-          обладание определенной психологической устойчивостью и способность работать с дистанционно удаленными обучающимися;

-          способность работать в условиях распределенного времени;

-          готовность к активному обмену информацией с обучающимися;

-          способность к стимулированию и поощрению обучающихся при выполнении ими учебных заданий в сетевом режиме;

-          готовность оперативно информировать обучающихся об их текущей академической успеваемости, результатах тестов и контрольных заданий;

-          готовность достаточно часто изменять содержание сетевого курса.

Существует два подхода к организации дистанционного обучения [5, с. 30–31]. Первый предполагает создание такой модели обучения, в которой присутствует преподаватель, проявляющий индивидуальное отношение к каждому обучающемуся и создающий виртуальное пространство для совместной работы обучающихся. Другой подход заключается в том, что управление обучением осуществляется самими обучающимися. Преподаватель в такой системе является только разработчиком учебных материалов, а контроль знаний осуществляется автоматизированной системой. В нашей статье мы будем придерживаться первого подхода. В этом случае организационно-управленческое обеспечение учебного процесса предполагает планирование учебного процесса и индивидуальных графиков обучения, контроль за подготовкой и обновлением учебных материалов, контроль за ходом учебного процесса, администрирование доступа к учебным материалам, администрирование базы данных.

Как известно, в деятельности обучения можно выделить три структурных компоненты [8, с. 81]:

-          проектирование;

-          реализацию;

-          контроль и оценку результатов.

Ясно, что это относится как к традиционной форме обучения, так и к инновационным формам, в том числе дистанционной форме обучения.

Исполнение деятельности обучения включает в себя [8, с. 88]:

-          постановку учебной задачи;

-          актуализацию и поддержку учебного материала;

-          обеспечение ориентировочной основы учебной деятельности;

-          организацию учебной деятельности посредством методов обучения, адекватных поставленной цели и содержанию обучения;

-          дозированную помощь обучающимся с постепенным расширением их самостоятельности;

-          психолого-педагогическое сопровождение процесса усвоения материала.

Все пункты этого списка можно отнести и к дистанционному обучению. Также важным является ответ на вопрос, как учить, в качестве ответа на который может выступать та или иная технология обучения. Признаками технологии обучения являются [8, с. 90]:

-          наличие диагностически заданной цели;

-          представление изучаемого материала в задачной форме;

-          адекватное восприятие обучающимися схемы, плана, алгоритма предстоящих действий;

-          наличие разноуровневых заданий с возможностью выбора доступного маршрута обучения, но с гарантией достижения стандарта;

-          предоставление обучающимся ориентиров, по которым они могут оценить уровень своих достижений;

-          дозированная и регламентированная помощь обучающего с учетом достижений и возможностей обучающихся;

-          использование адекватных содержанию форм взаимодействия участников учебного процесса на основе проблемно-поисковых ситуаций, игр, проектов, современных информационных технологий;

-          психологическое сопровождение усвоения в виде актуализации мотивационно-смысловой сферы обучающихся;

-          эффективный контроль и самоконтроль достижений на протяжении всего процесса обучения.

В течение длительного времени наиболее распространенной в системе образования является классно-урочная система. Основными ее чертами являются [8, с. 123]:

-          четкая пространственно-временная регламентация учебного процесса;

-          сочетание поли- и монопредметности;

-          возрастная идентичность;

-          работа с постоянной группой обучающихся;

-          связанность ступеней обучения с календарным течением жизни обучающихся.

Реализовать такую систему полностью с помощью современных технических средств дистанционном обучения пока не представляется возможным, хотя ее основные черты могут быть соблюдены, если в этом есть необходимость.

Типичные для урока ситуации, которые может создать преподаватель для обучающихся [8, с. 125]:

-          выход из неопределенности и уяснение задачи;

-          включение в коллективную работу;

-          выполнение учебной роли;

-          совместная работа с учителем или одноклассником;

-          соревнование;

-          игра;

-          контекстная ситуация;

-          контроль;

-          проблемная ситуация;

-          задачная ситуация.

Здесь преподавателю сложнее использовать методики, подходящие для традиционного обучения. Становится необходимым применение новых форм взаимодействия с обучающимися, которые позволят реализовать представленные выше ситуации. Тем не менее, это является возможным.

Считается, что методист решает следующие задачи, которые также необходимо будет решать создателю дистанционного курса обучения [8, с. 32–33]:

-          осуществляет экспертизу того, насколько содержание учебного курса, отвечает достижениям области науки и культуры;

-          находит наиболее эффективные методы доведения содержания данной науки с учетом различных факторов;

-          ориентирует на специфику мышления, языка, методов и средств познания, характерных для этой учебной дисциплины.

Обычно сетевое обучение используют тогда, когда преподаватель и обучающиеся пространственно разделены и у обучающихся нет возможности посещать очные занятия. Также сетевую модель целесообразно использовать при изучении дисциплин, для овладения которыми не требуется устного общения. При формировании речевых умений более эффективна модель интеграции очного и дистанционного обучения. Если обучение строится на базовых традиционных учебниках, то нет необходимости создавать их сетевые версии. В этом случае используют модель интеграции сетевого обучения и кейс-технологий. Обучение ведется на основе учебного комплекса (кейса), созданного для этой дисциплины [7, с. 103].

В зависимости от используемых дистанционных технологий представление информации для обучающихся осуществляется в виде печатных (традиционных учебно-методических комплексов [2]) или электронных материалов (электронных учебно-методических комплексов, включающих в себя компьютерные образовательные среды, базы данных, электронные издания учебного назначения, аудио- и видеопродукцию).

Одной из основных составляющих дистанционного обучения являются базы данных учебно-методических и справочных материалов. При этом эффективность дистанционного обучения существенно зависит от того, в какой форме представлены учебные материалы:

-          печатные материалы на базе традиционных учебников;

-          компьютерные электронные учебники;

-          учебные материалы на аудио- и видеокассетах (такие материалы можно уже считать устаревшими);

-          радио- и телевизионные курсы (сложно реализуемые виды курсов);

-          материалы лекционных курсов, лабораторных практикумов и других видов занятий на носителях электронной информации (материалы, объединенные одной тематикой, дидактической целью и т. п.);

-          компьютерные обучающие приложения и другие файлы на носителях электронной информации (самостоятельные единицы учебной информации).

Эффективность дистанционного обучения зависит и от того, насколько оперативна связь обучающегося с преподавателем. В системах дистанционного обучения применяют следующие формы взаимодействия обучающихся, преподавателей и организаторов обучения:

-          традиционную почту;

-          факсимильную связь;

-          компьютерные технологии;

-          видеоконференции с использованием одной из форм телевещания;

-          аудио- и видеоконференции на основе телефонных технологий;

-          интранет-системы;

-          глобальную сеть Интернет.

Наиболее универсальной и перспективной технологией дистанционного обучения, обеспечивающей доступ к хранилищам информации как обучающихся, так и преподавателей, на любом уровне является интернет-технология.

Учебные материалы, предполагающие дистанционное сопровождение и поддержку самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся, характеризуются следующими свойствами [6, с. 70–71]:

-          предназначены для обучающихся (дают полное представление о целях самостоятельной деятельности, концепции построения учебного материала);

-          обладают достаточной полнотой изложения (содержат такой объем информации, который позволяет самостоятельно или с минимальной помощью преподавателя овладеть компетенциями, основанными на необходимых для этого знаниях, умениях и навыках);

-          содержат систему опорных ориентиров (помогают оперативно составить общее представление об изучаемом материале, свободно ориентироваться в нем, быстро находить нужную информацию);

-          содержат систему заданий для самоконтроля (имеются образцы или возможные варианты решений задач, критерии для определения правильности выполнения заданий, учебные тесты и т. п.);

-          имеют систематизированную справочную информацию (ссылки на используемые источники, библиографические описания и т. д.);

-          организованы так, что позволяют обучающимся осуществлять их отбор для достижения индивидуальных целей (предоставляют возможность разноуровневого конструирования учебной структуры).

 

Литература:

 

1.         Данилов О. Е. Обучающая программа-тренажер по физике / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2014. — № 15. — С. 256–258.

2.         Данилов О. Е. Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть учебно-методического комплекса дисциплины / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 552–555.

3.         Данилов О. Е. Реализация дистанционного обучения в вузе с помощью сервисов Google / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2014. — № 5. — С. 498–502.

4.         Данилов О. Е. Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — Ч. 3. — С. 448–451.

5.         Журавлева О. Б. Управление интернет-обучением в высшей школе / О. Б. Журавлева, Б. И. Крук, Е. Г. Соломина; Под ред. Б. И. Крука. — М.: Горячая линия — Телеком, 2007. — 224 с.

6.         Лебедева М. Б. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / М. Б. Лебедева, С. В. Агапонов, М. А. Горюнова и др.; Под общ. ред. М. Б. Лебедевой. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — 336 с.

7.         Полат Е. С. Дистанционное обучение в профильной школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, А. Е. Петров, М. А. Татаринов и др.; под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 208 с.

8.         Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Сериков; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, обучающийся, материал, процесс тестирования, учебный процесс, образовательный процесс, участник процесса обучения, преподаватель, сложность освоения, длительное время.

Похожие статьи

Моделирование процесса дистанционного обучения студентов

дистанционное обучение, обучающийся, процесс тестирования, учебный процесс, материал, образовательный процесс, участник процесса обучения, сложность освоения, преподаватель, длительное время.

Внедрение в образовательный процесс дистанционных...

дистанционное обучение, обучающийся, процесс тестирования, учебный процесс, материал, образовательный процесс, участник процесса обучения, сложность освоения, преподаватель, длительное время.

Дистанционное обучение – способ получения образования

дистанционное обучение, обучающийся, процесс тестирования, учебный процесс, материал, образовательный процесс, участник процесса обучения, сложность освоения, преподаватель, длительное время.

Применение тренажеров в системе дистанционного обучения

дистанционное обучение, обучающийся, процесс тестирования, учебный процесс, материал, образовательный процесс, участник процесса обучения, сложность освоения, преподаватель, длительное время. Дистанционные технологии обучения в традиционном...

Контроль знаний в системе дистанционного обучения

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения.

В настоящее время доля дистанционного обучения в процессе образования постоянно увеличивается.

Внедрение дистанционного обучения в образовательный...

Это позволяет внедрять в образовательный процесс методы дистанционного обучения, широкий комплекс информационно-коммуникационных услуг для учащейся молодежи». Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования.

Проблемы организации образовательного процесса в колледже

На процесс обучения постоянно влияют множество факторов, наличие которых и обуславливает сложности организации образовательного процесса. А именно: Выбор методик обучения

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Организация учебного процесса; Обучающийся преподаватель; Результат деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, учебный процесс, Технология обучения, технология развития...

Современное дистанционное обучение. Преимущества...

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале... Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, компьютерные сети.

Похожие статьи

Моделирование процесса дистанционного обучения студентов

дистанционное обучение, обучающийся, процесс тестирования, учебный процесс, материал, образовательный процесс, участник процесса обучения, сложность освоения, преподаватель, длительное время.

Внедрение в образовательный процесс дистанционных...

дистанционное обучение, обучающийся, процесс тестирования, учебный процесс, материал, образовательный процесс, участник процесса обучения, сложность освоения, преподаватель, длительное время.

Дистанционное обучение – способ получения образования

дистанционное обучение, обучающийся, процесс тестирования, учебный процесс, материал, образовательный процесс, участник процесса обучения, сложность освоения, преподаватель, длительное время.

Применение тренажеров в системе дистанционного обучения

дистанционное обучение, обучающийся, процесс тестирования, учебный процесс, материал, образовательный процесс, участник процесса обучения, сложность освоения, преподаватель, длительное время. Дистанционные технологии обучения в традиционном...

Контроль знаний в системе дистанционного обучения

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения.

В настоящее время доля дистанционного обучения в процессе образования постоянно увеличивается.

Внедрение дистанционного обучения в образовательный...

Это позволяет внедрять в образовательный процесс методы дистанционного обучения, широкий комплекс информационно-коммуникационных услуг для учащейся молодежи». Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования.

Проблемы организации образовательного процесса в колледже

На процесс обучения постоянно влияют множество факторов, наличие которых и обуславливает сложности организации образовательного процесса. А именно: Выбор методик обучения

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Организация учебного процесса; Обучающийся преподаватель; Результат деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, учебный процесс, Технология обучения, технология развития...

Современное дистанционное обучение. Преимущества...

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале... Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, компьютерные сети.