Библиографическое описание:

Дурдыева С. Г. Виды биологических игр во внеклассной работе [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 106-108.

Содержание статьи посвящено применению познавательных игр во внеклассной работе учащихся, позволяющих наилучшим образом раскрыть внутренний потенциал ребёнка, научить его тонко чувствовать окружающий мир, расположить детей к восприятию и осознанию духовно-нравственных и эстетических ценностей человечества. Сообразительного, ориентировочного, научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного, наблюдательного отношения детей к растительному и животному миру в определённых условиях.

Ключевые слова:биологические игры, внеклассная работа, познавательные игры, окружающая природа.

Article content is devoted application of informative games in out-of-class work of the pupils allowing in the best way to open internal potential of the child, to teach him is thin to feel world around, to arrange children to perception and comprehension of spiritually-moral and aesthetic values of mankind. The sharp, rough, scientifically-informative, emotionally-moral, practically-active, observant relation of children to the vegetable and animal life in certain conditions.

Keywords:the biological games, out-of-class work, the informative games, the surrounding nature.

 

В основном все педагоги во внеклассной работе используют разные виды биологических игр. Эти игры имеют большое значение в развитии познавательных интересов во время проведения внеклассной работы по биологии. Они развивают зрительную память, внимание, обоняние, слух, что даёт возможность узнать поближе окружающую их природу. Хорошо зная свой край, можно самому составить игру, включив в неё познавательный материал из жизни природы, например: пользуясь подсказками, отгадать слова и названия тех зверей, которые из них «убежали»:

Ги — - — - — (правила сохранения здоровья);

Двуст — - — -а (охотничье ружьё);

Глю — - — - (виноградный сахар в плодах);

По- — - — - (окраска поверхностей мелом или известью);

— — - — - ка (вкусное прозвище автомобильного руля).

(Убежавшие звери: гиена, волк, коза, белка, баран) и т. д.

Как правило, познавательные игры требуют сообразительного, ориентировочного, научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного, наблюдательного отношения детей к растительному и животному миру в определённых условиях.

Некоторые примеры таких игр.

Создать лес.

Чтобы создать естественный лес ученикам выделяют 1км.кв. земли. На этой земле они могут на своё рассмотрение и желание создать лес, такой, какой они хотят. Дети могут посадить деревья, цветы и кустарники какие представляют себе в сказках. Они могут изобразить реки, водопады, ручьи, горы. Не ограничивайте их от мыслей и представлений. С целью развития мыслей, желательно, можете предложить им новые представления: «Чтобы ваш лес был еще более красивым, в нем есть удивительный водопад, после дождя и грозы на небе появляется радуга» и т. д.

В начале, пусть дети опишут в тетради или на бумаге, что может произойти в лесу, а потом нарисуют. После, они должны осмотреться вокруг созданных ими лесов, и определить будет ли, там жизнь на многие года или нет. Для этого нужно определить есть ли там все элементы цепочки питания. Определить какие дикие или травоядные животные, микроорганизмы встречаются в лесу. Ученикам, нужно напомнить, чтобы они не забывали о климате и о земле.

Ветви деревьев

Для этой игры, на экскурсии или в походе, руководитель выбирает наиболее интересный уголок природы и предлагает ученикам внимательно рассмотреть, какие виды деревьев растут вокруг, лидер группы даёт задание изобразить любое дерево, остальные ученики должны узнать, что это за дерево, кто правильно ответит, встаёт и изображает другое. В этой игре могут участвовать две команды. Каждая команда, посоветовавшись друг с другом, все вместе изображают одно дерево. Выигрывает тот, кто без ошибок больше показал и назвал деревьев.

Учись различать запахи

Для этой игры нужно подобрать листочки мяты, лимона, лавра или душистые цветы. Желательно добавить веточку сосны, свежий гриб, лук и другие растения. Каждый образец положить в баночку с крышкой. Затем играющие должны по запаху определить, что это за растение.

Выигрывает тот, кто дал больше правильных ответов.

Поставь на своё место растения

Цель игры — проверить, как играющие различают плодовые, овощные, декоративные и злаковые растения. Для этого делается несколько однотипных карточек, куда заносятся названия растений в произвольном порядке, например: яблоня, помидор, хризантема, цинния, огурец, алыча, перец, гладиолус, черешня, лук, слива, пшеница, рис, кукуруза, арбуз, дыня, тыква, колючка, подорожник. Играющие, получив такие карточки, должны сгруппировать названия растений в четыре колонки, заполнив графы.

Даем образец заполненной карточки:

Плодовые

Злаковые

Декоративные

Овощные

яблоня

пшеница

хризантема

помидор

слива

кукуруза

цинния

огурец

алыча

рис

гладиолус

лук

черешня

ячмень

колючка

перец

 

Кто из участников первый заполнит колонки, тот и выигрывает. Вариантов подобной игры можно составить много. Если, например, учитель поставил цель проверить, как учащиеся знают представителей основных групп растений, то может напротив названия «Папоротники» дать названия тех растений, которые не относятся к папоротникам, а играющий должен заметить это и объяснить, почему растение не относится к папоротникам.

Вот примерный ход игры во втором варианте. Играющие получают карточки, где написано, например, следующее:

Грибы- чёрный трюфель, мухомор степной, шампиньоны, ламинария, пшеница;

Водоросли- хламидомонада, ламинария, хлорелла;

Мхи- энтостодон Ганделя, трихостомопсис, сфагнум;

Лишайники- лептогиум Гильденбранда, аспицилия окснера, телосхистес ямчатый;

Покрытосеменные- клён, дуб, рис, тополь.

Участникам нужно найти неправильно указанные растения и поставить их на свои места, например, ламинарию поставить к водорослям, а пшеницу — к покрытосеменным.

Кто первый и верно определит допущенные ошибки и исправит их, тот становится победителем.

Такие игры на первый взгляд кажутся простыми, но в их ходе учащиеся думают, проверяют, вспоминают, сопоставляют свои знания и получают новые.

Будь внимателен!

Участники игры становятся в круг, ведущий даёт каждому название животных, например: кит, лиса, бегемот, сова, кошка и т. д.

Затем ведущий называет животное и говорит, где оно живёт. Если участник правильно назвал, то он должен сказать «да», если неправильно, то говорит «нет».

Например, ведущий говорит: «Кит живёт на суше», играющий ответит «нет», он продолжает участвовать в игре. Выигрывает тот, кто без ошибок провёл игру.

В данном случае важно отметить, что в любых условиях применение познавательных игр позволяет наилучшим образом раскрыть внутренний потенциал ребёнка, научить его тонко чувствовать окружающий мир, расположить детей к восприятию и осознанию духовно-нравственных и эстетических ценностей человечества.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle