Библиографическое описание:

Замятина М. Р. Проблемы и перспективы развития физической культуры в России [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 108-110.

В статье изложены основные проблемы современного образования в области физического воспитания. Обсуждаются перспективы развития данного направления в образовании. Высказывается точка зрения о структурно-логическом наполнении общеобразовательных дисциплин.

Ключевые слова: физическое воспитание, проблемы образования, перспективы развития образования.

 

В настоящее время развитие системы образования в сфере физической культуры и спорта вплотную связано с сохранением и укреплением здоровья детей и подростков. Физическое воспитание на современном уровне развития нашего общества отражает новую ступень в формировании личности. Отношение к физическому воспитанию как необходимой стороне гармоничного развития личности приобретает качества целенаправленного воздействия на конкретного человека согласно его потребностям.

Развитие и обновление образования в России стали очевидными реалиями, продиктованными влиянием, так называемой глобализации, перед натиском которой человечество, все дальше капитулирует в прошлое. К этому побуждает постоянство, с которым мы слышим и видим, как под влиянием глобализации, происходят невообразимые изменения в стандартах жизни, природе экономического роста в условиях формирования «общества знаний» и укрепления физического здоровья, в возможностях деловой активности человека через широкое внедрение во всех сферах жизни информационных и коммуникационных технологий. Знание, информация и технологические инновации становятся ведущей производительной силой, которая не может существовать без здорового образа жизни.

Проблемы современного развития физического образования сегодня заключаются в организации получения школьниками фундаментального физического воспитания. Основное направление на пути модернизации предмета физического воспитания в основных и профильных школах должно рассматриваться как построение системы обучения на использовании спортивных комплексов и новейшего спортивного оборудования, а главное повышение самого качества обучения при формировании физического здоровья человека.

Оценки предыдущего периода реформирования среднего образования разные. В обществе доминирует понимание того, что менять что-то в образовании не так просто, как казалось раньше. Критика за невыполнение государством своих намерений и обязательств уже перестала интересовать и «вышла из моды».

Министерство образования и науки России прилагает много усилий по реформированию образования. Но все еще остается много проблем, которые не могут ждать. Перечислим некоторые из них:

-        низкая заработная плата и социальная незащищенность учителей негативно отражаются на качестве образования, не позволяют поддерживать на должном уровне квалификацию учителей;

-        старые учебники, содержание и методы преподавания не соответствуют актуальным требованиям относительно ее качества в современном мире;

-        возросшие за последние годы требования школьной программы, которые рассчитаны на увеличение количества часов занятий за школьной партой, понижают двигательную активность школьников;

-        возведение новых и реконструкция уже имеющихся современных спортивных залов и комплексов образовательной сферы требует больше инвестиций.

Даже имеющиеся ограниченные ресурсы на образование расходуются неэффективно. В образовании задействовано слишком много сил, различных субъектов, и все они имеют свои интересы. Несовершенство системы управления приводит к нехватке средств, недостаточной прозрачность их использования.

Образование до сих пор оценивается по внутренним критериям. Оценки качества здоровья детей получающих полноценное физическое развитие и недополучающих его, необходимые для признания роли среднего общего образования в успешной жизни человека, в современном мире, отсутствуют и не применяются ни органами управления образованием, ни министерством здравоохранения, ни обществом.

Органы центральной власти очень часто принимают решения, не советуясь между собой. Создается впечатление, что они действуют не в интересах потребителей образования, а соревнуются между собой, отстаивая ведомственные интересы. Важным примером нарушения координации действий разных ведомств может служить — экономия средств. Постановления о необходимости уменьшения энергопотребления и рационализацию образовательной сети должны обеспечить повышение качества образования и эффективности использования бюджетных средств. Но, как показывает опыт, эти решения могут иметь последствия, противоположные ожидаемым. Таким «нежелательным» следствием уже является сокращение сети дошкольных учреждений в ответ на падение рождаемости и другие, демографические и социально-экономические факторы во многих регионах; теперь существует угроза сокращения сети общеобразовательных школ. Вместо того, чтобы пустые площади, освободившиеся помещения делать своим ресурсом, образовательная система теряет и заведения, и свои квалифицированные кадры. Это происходит не из-за нехватки средств, а потому, что решение Кабинета Министров и «методические советы» министерство не проработаны с точки зрения финансовых и социальных аспектов проблемы, отсутствует оценка последствий и вариантов внедрения решений [1].

Разберем новые образовательные стандарты, которые разрабатываются и внедряются в России сегодня. Термин «образовательные стандарты» имеет сферу применения в России существенно отличающуюся от других демократических стран. У нас, как свидетельствуют словари, «основными объектами стандартизации в образовании является ее структура, содержание, объем учебного материала и уровень подготовки учащихся», а на Западе «стандарты касаются только норм обеспечения учебного процесса и параметров мест обучения», но ни в коем случае — его содержания и результатов [2].

Содержание образования сегодня определяет Министерство и Академия педагогических наук. Актуальность и целесообразность тех или иных учебных предметов, сохранение объемов и количества программных часов не стали предметом широкого общественного обсуждения. Не был проведен анализ мировых тенденций роста объемов информации и знаний, который обосновывал бы целесообразность конкретных действий содержания. Независимым голосам (общественным организациям, негосударственным аналитическим центрам, независимым экспертам) не предоставили слова. Это априори означает, что региональные, национальные, культурные различия ситуации на рынках труда и требования к современным работникам не были учтены при подготовке этих стандартов.

Сегодняшняя статистика подтверждает, что в течение последних лет катастрофически ухудшается здоровье детей школьного возраста. Около 20–27 % школьников относится к категории часто болеющих. Только такое заболевание как ожирение, ежегодно увеличивает на 1–3 % количество болеющих подростков, что делает этих детей потенциально больными сердечнососудистыми заболеваниями. Дети, нуждающиеся в коррекции психики, составляют около 50 %, это характеризует психическое неблагополучие современного общества. Дефицит двигательной активности и сниженный иммунитет сопровождают современного ребенка с дошкольного возраста и, к сожалению, школьные занятия физической культурой только усугубляют это состояние.

В осуществлении всестороннего развития личности, перед физическим образованием поставлены сложные задачи. Одной из общегосударственной задач является сохранение здоровья русской нации, а этому способствует правильное физическое развитие, укрепление и закаливание организма школьника.

Систематический врачебный контроль и контроль специально подготовленных педагогов за состоянием здоровья детей, за уровнем их физического развития, учет индивидуальных и возрастных особенностей, способствуют успешном решению задач по физ. воспитанию.

Знания, связанные с формированием и совершенствованием двигательных умений, лежат в основе многих видов практической деятельности человека. Эти навыки и знания являются основой физического воспитания в школе.

Рассматривая практические навыки связанные с проявлением физических способностей человека, возникает острая необходимость в развитии быстроты, силы, ловкости, гибкости и выносливости во время уроков физического воспитания школьников с первых этапов обучения и доведения этого мастерства практически до совершенства.

Особое внимание необходимо уделять формированию интереса к урокам физической культуры и активному образу жизни у школьников. Регулярность выполнения физических упражнений дает стойкий и стабильный результат.

Оценивая всю систему образования, можно отметить, что под видом реформирования содержания происходит много изменений, которые не имеют отношения к реальному улучшению качества образования вообще и физического образования в частности. Приведенные выше факторы развития системы образования не были озвучены и обсуждены при подготовке новых стандартов.

Не секрет, что до недавних пор попытки реформировать содержание образования в области физкультуры и спорта в России делались психологами и педагогами-учеными, чьи средства работы базируются на представлениях 40–60-х годов прошлого столетия. В результате официально рекомендованные методики преподавания (и регламентация всего образовательного, учебно-воспитательного процесса) основываются на психологическом подходе, согласно которому делается предположение об усвоении знаний субъектом. При этом само содержание, его структура не анализируются, а как бы «выносятся за скобки». Это, в частности, приводит к тому, что под содержанием образования понимают учебный материал и методики преподавания, а не то, что стало техникой, усвоенным приемом, самой физической подготовкой. Очевидным становится, что для педагогики и образования должна быть найдена другая, чем психологическая, теоретико-методологическая основа, когда акцент переносится с психики человека и предметов на нематериальные объекты — интеллектуальные функции, техники, упражнения, способы действия и тому подобное.

Содержание образования должно определяется социально-экономическими, культурными, а не только педагогическими соображениями и факторами. В России так и не было проведено национального обсуждения проблем содержания образования и не было выработано единой стратегии улучшения качества образования в новых условиях, на новом этапе развития государства. К тому же много дебатов вокруг государственной политики в образовании касались и касаются в основном экономических вопросов, так, будто этим ограничивается государственная политика. Качество образования зависит от финансирования. Но в исторической перспективе финансированием нельзя компенсировать недостаток опытных специалистов, профессионалов, ученых, которые создают потенциал национальной системы образования. Сегодня в России на этом месте существуют большие пробелы и происходят значительные потери из-за отсутствия спортивного образования наряду с гуманитарными и точными науками. Очередной раз делается попытка решить вопрос повышения качества образования через введение новых стандартов. Но обходят стороной или поспешно вспоминают другие вопросы, которые тесно связаны между собой и являются составляющими единой проблемы качества образования.

Однако сегодня отмечен значительный прогресс в перспективном развитии физического образования в стране. Правительством Российской Федерации представлены масштабные социально-экономические и организационные мероприятия. Они проходят в рамках выполнения федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 гг».. Проводятся с целью сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения средствами физической культуры и спорта. Главной своей задачей государство считает поддержание физической и социальной активности, укрепление здоровья людей и улучшение демографической ситуации в стране. В соответствии с этой Федеральной целевой программой в России проведено масштабное строительство и реконструкция 196 новых современных спортивных объектов: физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОКи), ледовые арены, бассейны, многофункциональные спортивные залы [2].

 

Литература:

 

1.      Душанин А. П., Виноградов П. А. Анализ правовой базы физической культуры и спорта в России // Теория и практика физ. культуры, 2000, № 6, с. 62.

2.      Постановление правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года N 7 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» (с изменениями на 26 декабря 2014 года).

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle