Библиографическое описание:

Фролов В. Н. Социально-творческая профессиональная компетентность бакалавров гуманитарного профиля [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 203-210.

Современная подготовка вузами бакалавров гуманитарного профиля в нашей статье рассматривается в рамках модернизации образования и появления инновационных технологий развития. Методологической основой исследования послужили позиции системного, личностно-ориентированного, компетентностного и творческого подходов. Профессиональная подготовка с нашей точки зрения должна включать в себя формирование социально-творческой профессиональной компетентности, являющейся многопрофильной по своей природе. Она заключается в поэтапном формировании социального, творческого и инновационного компонентов, как необходимых составляющих деятельности бакалавра.

Ключевые слова: бакалавр, профессиональная компетентность, компонент, творчество, творческие способности, инновации, креативность, профессиональная креативность, социальный компонент, эвристика, педагогический мониторинг.

 

В XXI веке ввиду открытия все более нового «знания», ускорения развития технологий и познания природы многих явлений, появления многочисленных информационных потоков и внедрения инноваций в различных сферах жизни, перед системой образования встали новые задачи. Вузам необходимо готовить бакалавров, способных быстро и эффективно решать возникающие проблемы, как в профессиональной деятельности, так и в личной сфере. В связи с этим можно обозначить главную цель отечественной высшей школы — это подготовка профессионалов с высоким уровнем творческой инициативы, компетентности, мобильности и конкурентоспособности, способных осуществлять инновационную деятельность и обладающих набором необходимых социальных навыков.

На современном этапе развития основными движущими силами прогресса и создания инноваций являются творчество и креативность, а в совокупности с личной эффективностью они обеспечивают высокий уровень профессиональной деятельности и конкурентоспособность бакалавров на рынке труда. Таким образом, подготовка бакалавров гуманитарного профиля в данном аспекте, является наиболее актуальной.

В соответствии с вышесказанным определим основную цель нашего исследования: инновационное проектирование социально-творческой профессиональной компетентности бакалавров гуманитарного профиля.

Объектом исследования является профессиональная подготовка бакалавров гуманитарного профиля в условиях модернизации образования. Соответственно предмет — это развитие профессионально-творческих способностей бакалавров в рамках вузовской подготовки.

Задачи:

-          определить методологическую основу исследования;

-          изучить и описать существующие подходы к профессиональному творчеству;

-          разработать структуру социально-творческой профессиональной компетентности;

-          определить методы и средства ее формирования;

-          раскрыть основные категории профессионально-творческой подготовки;

-          дать заключение и рекомендации по исследованию.

Методологической основой исследования служат научные труды отечественных и зарубежных ученых посвященные творчеству: В. А. Гордашников, А. Я. Осин, Н. К. Рерих, К. Г. Юнг, А. Пуанкаре, Г. Уоллес, П. Торренс. Вопросы творчества в профессиональной подготовке рассматривают: Н. А. Пахтусова, А. И Попов, Н. П. Пучков, С. М. Коломиец, В. Н Дружинин. Таже основу составили положения системного (Б. Г. Ананьева, Б. В. Бодалева, А. А. Деркач, Л. И. Китаева), компетентностного (А. Г. Бермус, В. А. Болотов, Н. Ш. Валеева, О. Е. Лебедев, Ф. М. Рисунов, В. Ю. Ярецкий) и личностно-ориентированного (Э. Ф. Зеер, И. Я. Зимняя, Е. С. Полат, А. А. Реан, Т. В. Амельченко) подходов.

В трудах ученых и мыслителей творчество рассматривается в двух аспектах: личностном, предполагая наличие у человека неких способностей, мотивов, знаний и умений, а также в форме некого процесса создания уникально нового.

Как творческое начало в человеке, так и сама творческая личность являются загадкой, трансцендентной — запредельной проблемой для психологии, которую можно лишь описать множеством способов, но не разрешить. Творчески одаренный человек — это синтез парадоксальных свойств, с присущей ему двойственностью [1, с. 143–145].

Согласно русскому толковому словарю В. В. Лопатина «Творчество — деятельность человека, направленная на создание качественно новых, неповторимых духовных и материальных ценностей». Философский энциклопедический словарь, дает следующее определение: «Творчество — это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности».

Чтобы проникнуться проблемой творчества в качестве примера приведем высказывания известных писателей и философов:

«Творчество…есть цельное, органическое свойство человеческой природы… Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа… Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое» (Федор Достоевский).

«Творчество означает: внести в существование нечто новое, дать дорогу неизвестному, чтобы оно могло проникнуть в известное, предоставить небу путь на землю» (ОШО) [2].

Н. К. Рерих, определял науку как искусство творить, она уже не является условной синхронизацией фактов, она устремляется в область новых познаваний и ведет за собою человечество. Творчество, как в знании, так и в художестве будет увлекательно и убедительно. «Наука уже выходит в такие необъятные области, как мысль. При этом обнаруживается, что мысль действует по каким-то законам, еще не произнесенным человеческими словами, но уже ощущаемым в ряде производимых сейчас опытов. Ум мыслителя будет творческим» [3, с. 118].

Рассматривая творчество как процесс, необходимо особое внимание уделить состоянию вдохновения, или «озарения», которому всегда предшествует предварительная работа мысли.

Согласно докладу А. Пуанкаре (1908 г.) [4, с. 16–22] и описанию Г. Уоллеса (1926 г.) [5, с. 475–477] процесс научного творчества представлен своеобразным алгоритмом, где выделяются 4-е стадии творческого мышления:

1.         Подготовка — формулирование и постановка задачи, попытка ее решения в течение некоторого времени;

2.         Инкубация — временное отвлечение от задачи, т. е. период, в течение которого человек отвлекается от нерешенной задачи;

3.         Озарение — внезапное появление интуитивного решения, проявляющегося в случайной ситуации, возникающего в сознании в виде ключа к решению;

4.         Проверка — испытание, проверка решения и его развитие, реализация идеи.

Рассмотрим несколько точек зрения ученых на творчество в профессиональной деятельности. Так, Н. А. Пахтусова в подготовке будущего педагога профессионально-творческую компетентность определяет как «комплексную характеристику педагога, отражающую его готовность выполнять эффективную педагогическую деятельность на творческом уровне и способность к личностному и профессиональному саморазвитию» [6, с. 160–166]. В своей монографии А. И. Попов и Н. П. Пучков, рассматривают творческие компетенции с позиции инновационного подхода, как готовность к инновационной деятельности и выполнению конкретной работы в соответствии с установленными требованиями [7]. С. М. Коломиец определяет творческие компетенции как способность выявления новых подходов и нестандартных решений [8, с. 19].

Данные подходы являются недостаточно полными и не учитывают все требования и аспекты подготовки современных бакалавров гуманитарного профиля. Мы предлагаем повысить уровень их профессиональной подготовки за счет формирования социально-творческой профессиональной компетентности, направленной на развитие личной эффективности, как готовности решать возникающие профессиональные и жизненные проблемы, являющейся фундаментом для развития у бакалавров индивидуальных творческих способностей, позволяющих осуществлять инновационную деятельность в профессиональной сфере.

Социально-творческая профессиональная компетентность — многопрофильна по своей природе, ее можно отнести к содержанию профессиональной компетентности современного бакалавра в различных областях подготовки. Однако в тоже время она определяет уникальность конкретного индивида, наличие у него способностей и мышления отличающих его от других людей. Необходимо подчеркнуть, что каждый человек обладает скрытым потенциалом, который проявляется в меру его развитости, осознанности, понимания своей истинной природы, и в тоже время каждому присущи свои индивидуальные таланты, и собственные пути развития.

Чтобы сформировать более подробное представление о ней, далее рассмотрим следующую структуру:

1. Социальный компонент. Основная цель формирования данного компонента — повышение личной эффективности бакалавров, посредством достижения максимальных результатов (высокий КПД), с сохранением гармонии во всех сферах жизни. Также сюда можно отнести успешное взаимодействие с окружающей действительностью, физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие, построение карьеры, конструктивных отношений в обществе, персональный менеджмент.

Всё это составляет систему развития личности, что является основой для формирования творческого потенциала, освобождения дополнительных ресурсов энергии, эмоциональной свободы, снятия негативных факторов. Основным плюсом является эмоциональный комфорт личности, способствующий формированию компетентности в целом.

В данном аспекте нам необходимо создавать определенные установки у бакалавров, определив их направленность на личностное развитие. Как говорил древнекитайский философ Лао-Цзы: «Будьте внимательны к своим мыслям, они — начало поступков». Исходя из сказанного, определим основную формулу развития этого компонента: «Мышление — фундамент всех жизненных результатов. Вначале мышление, потом действия, потом навыки и лишь затем результаты» [9, с. 11].

С позиции творческого похода социальный компонент — это, прежде всего сфера индивидуального творчества, управления мышлением, определяющая эффективность бакалавров, как в профессиональной деятельности, так и в обыденной жизни. Таким образом, мы можем уточнить основную цель формирования данного компонента — это развитие мышления бакалавров, направленного на творческое профессионально-личностное развитие.

Основываясь на вышесказанном, основными задачи формирования данного компонента являются: развитие активности, ответственности, уверенности в своих силах, самостоятельности в решении поставленных проблем, выбор путей и способов непрерывного профессионального и личностного развития, планирование своих действий (постановка целей, задач, их решение), стимулирование творчества учащихся, посредством создания гармонии в жизни и переживания ситуаций успеха.

В процессе формирования данного компонента используются инновационные методы обучения [10]:

-          тренинговое обучение, состоящее из системы упражнений, направленных на подготовку бакалавров к выполнению профессиональной деятельности на максимально возможном уровне;

-          активное обучение — активные методы обучения, способствующие повышению интереса, самостоятельности, творческой активности учащихся в практической деятельности;

-          развивающее обучение, как активно-деятельностный способ обучения, основными положениями которого являются системность, вариативность, проблемность, осознанная мотивация, индивидуализация, высокий уровень трудности и быстрый темп продвижения.

2. Креативный компонент. Неотъемлемой составляющей этого компонента по нашему мнению является наличие творческих способностей, развитие которых у студентов в рамках модернизации ВПО является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день.

В рамках проектирования компонента рассмотрим научные факты: способности — это своеобразие индивидуально-психологических особенностей человека, позволяющих ему овладеть и совершенствоваться в практической деятельности, обеспечивающие легкость усвоения и успешность ее выполнения. В этом процессе его способности актуализируются, проявляются и развиваются [11].

В качестве уровней развития творческих способностей определяют:

-          одаренность, выражается в наличие совокупности разносторонних способностей, обусловливающей успешность человека в определенной сфере деятельности, выделяя его среди других лиц;

-          талант, характеризует высокий уровень творчества в деятельности человека, и определяется как совокупность способностей, позволяющая получать новый, оригинальный и общественно значимый продукт деятельности;

-          гениальность позволяет осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности, и является высшей степенью развития таланта.

Выделен ряд факторов, влияющих на формирование соответствующих способностей:

-          наличие соответствующих задатков, предрасположенности (преобладающий тип ВНД, особенности развития структур головного мозга);

-          потребностно-мотивационные особенности личности, желание и стремление человека заниматься тем или иным делом;

-          социальные обстоятельства, которые в определенном смысле слова имеют решающее значение.

Как уже было подмечено, в процессе профессиональной подготовки наиболее важным является формирование следующих творческих способностей: самостоятельность и нестандартный подход в решении проблем, выдвижение и проверка гипотезы, способность сбора и обработки информации, с последующими выводами и практическим применением результатов.

По утверждению американского философа и психолога, профессора Гарвардского университета Уильяма Джеймса (1842–1910) человек обладает способностями самого различного рода, однако использует лишь незначительную часть своих физических и умственных ресурсов, пребывая в полудремотном состоянии.

Иными словами, чтобы понять, «кто мы на самом деле?», «на что мы способны?» необходимо активизироваться проснуться и отправиться в путь. Действительно человек способен разбудить в себе различные способности, в том числе способность к творчеству и единственной дорогой к этому является принцип познания себя и своих возможностей, через целенаправленную интеллектуальную и практическую деятельность. Что в свою очередь определяет цель формирования данного компонента. Основная задача состоит в том, чтобы раскрыть творческие способности бакалавров гуманитарного профиля, методы их формирования и диагностики.

Прежде всего, творческий процесс — это есть деятельность учащихся, направленная на поиск новых знаний, проблем и способов их разрешения. Она должна включать в себя анализ, сравнение, критическое восприятие, синтез, обобщение, работу воображения, оценку, самооценку и прогнозирование результатов.

Творческие способности в образовательном процессе, формируются посредством организации поисковой деятельности и самостоятельной работы учащихся, ориентированной на решение учебных проблем, посредством творческих заданий. А успешность такой деятельности зачастую зависит от эвристических, интуитивных способов интеллектуальной деятельности (Е. И. Белоус, 2004).

Конечно, развитие творческих способностей происходит в процессе целенаправленной творческой деятельности, имеющей непосредственное отношение к интеллектуальной и практической деятельности. Следовательно, прослеживается взаимосвязь между творческими способностями, интеллектуальным развитием и профессиональной подготовкой бакалавров.

Интеллект рассматривается более как общая способность и проявляется в эффективности решения разнообразных задач. Изучением интеллекта, занимались ученые: Х. Айзенк, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, Р. Кеттел, Д. В. Люсин, Ч. Спирмен, Р. Стернберг, Э. Торндайк, Д. В. Ушаков, и мн. др.

«Интеллектом называют способность мозга организовать свою деятельность так, что вся содержащаяся в нем информация будет использоваться с максимальной эффективностью» [12, с.5–87].

Человек с достаточно высоким уровнем интеллекта интуитивно способен принимать вполне приемлемые для определенной ситуации решения, отыскать ответы на сложные вопросы даже при очень ограниченном запасе знаний. Науке уже известно множество видов интеллекта: физический, социальный, эмоциональный, личностный, духовный, творческий и т. д. Вопросами развития интеллекта занимается нейробика, предлагающая комплекс упражнений для мозга. Все это является фундаментом для продуктивной мыслительной деятельности, способствующей достижению высоких результатов.

В структуре данного компонента наибольший интерес для нас представляет творческий интеллект, называемый еще творческим мышлением, оригинальностью, или изобретательностью — он необходим в первую очередь новаторам и творцам. Его наличие определяет инновационную составляющую деятельности, а высокий уровень обеспечивает нескончаемый поток различных идей и мыслей. Также творческий интеллект напрямую связан с другими видами интеллекта.

В современном мире требуются абсолютно новые взгляды и подходы для решения производственных задач, таким образом, развитие творческого мышления у бакалавров гуманитарного профиля дает нам в руки эти инструменты. Это позволяет в свою очередь активизировать в любое время моменты озарения и процесс творческого мышления, разрешать проблемы за счет творческих способностей, что в совокупности увеличит эффективность профессиональной подготовки.

Отраслью знаний, изучающей творческое мышление, является эвристика, которая связанна с психологией, физиологией ВНД, кибернетикой и другими науками. Она берет начало еще со времен Сократа и подразумевает самостоятельный поиск решения задачи [13, с. 532–534].

На данный момент для активизации творческой деятельности существует множество эвристических методов, подразумевающих некоторые методические правила и приемы научного, инженерного и изобретательского творчества, образующих эвристические модели процесса поиска оригинального решения задачи, основанные на интуиции. Эвристическая деятельность присуща только человеку, что является его качественным отличием от искусственных интеллектуальных систем, к ней относится: постановка задачи, выбор методов ее решения, построение моделей и алгоритмов, выдвижение гипотез и предложений, анализ результатов и принятие решений. Результатами такой деятельности являются: открытие, изобретение, рационализаторское предложение и ноу-хау.

Способность к творчеству напрямую связана с креативностью (от лат. creatio — созидание, сотворение), характеризующей личность, продукты ее деятельности и процесс их создания. Это есть способность к нестандартному, нешаблонному мышлению, она определяется восприимчивостью к новым идеям. Творчество же со своей стороны, проявляется в процессах восприятия и мышления [14, с. 328–332].

В 1967 году Дж. Гилфордом было выделено два типа мышления: конвергентное (логическое, однонаправленное) и дивергентное (отступающее от логики и идущее одновременно в различных направлениях), именно оно связанно с креативностью. Ее характеристиками стали основные параметры:

-          беглость, выражающаяся в количестве идей, возникающих в единицу времени;

-          гибкость и оригинальность мышления, как способности переключаться между идеями и генерировать их;

-          любознательность, как чувствительность к проблемам окружающего мира;

-          иррелевантность, как логическая независимость реакции от стимула;

-          фантастичность — полная оторванность от реальности, однако сохраняющая логическую связь между стимулом и реакцией.

Дальнейшие исследования в этой области проводились Э. Торренсом, Е. Л. Григоренко, В. Н. Дружининым, Ф. Бароном и Д. Харрингтоном. Итогом стали следующие обобщения:

-          креативность, выражается, как способность реагировать на необходимость в нововведениях;

-          процесс творчества зависит от личности и силы ее внутренней мотивации;

-          элементами креативности стали — оригинальность, состоятельность, валидность, адекватность к задаче и пригодность.

Следуя вышесказанному, можно сделать вывод, что креативное мышление определяет творческие способности бакалавров, и является особым свойством их различия и уникальности, способствующим достижению высоких результатов в любой деятельности.

Для оценки креативности можно использовать различные тесты дивергентного мышления, кейсы ситуационных задач, позволяющих активизировать познавательную деятельность студентов, а также анализ результатов деятельности, в рамках профессиональной подготовки.

К технологиям формирования данного компонента можно отнести проблемное обучение, направленное на развитие творческих способностей, самостоятельную работу студентов, ориентированную на поиск нестандартных решений, где мышление играет ведущую роль. А также креативно-тренинговые технологии и эвристическое обучение, способствующее развитию наиболее продуктивных способов мышления.

3. Инновационный компонент, предполагает профессиональную подготовку бакалавров реальной практической деятельности по созданию и внедрению инноваций, используя принципиально новый подход, разработанный нами в рамках данного научного исследования.

В первую очередь инновации рассматриваются как рационально организованные нововведения — конечный продукт, внедренный на рынок и вытесняющий традиционные формы деятельности [15, с. 5–18].

А с другой стороны — это процесс трансформации идей в конкретный продукт, технологию или услугу, с последующим введением их на рынок для коммерческого применения. Этот процесс и определяет инновационную деятельность, содержащую в себе комплекс последовательных научных, технологических, организационных и финансовых мероприятий, что в свою очередь приводит к инновациям в социальной системе.

Иными словами, под инновациями понимается научно-исследовательская деятельность по созданию и внедрению новых коммерциализируемых разработок (технические, технологические, организационно-управленческие, социальные и др.), с целью получения конкурентных преимуществ реализации. Эти разработки несут в себе новизну, коренным образом отличаются от существующих аналогов. Инновации неразделимы с творческой деятельностью, имеют конкретную практическую область применения (наука, техника, изобретательство, философия, политика и др.), где и проявляются творческие способности.

В условиях вуза, подготовке бакалавров к инновационной деятельности, наилучшим образом способствует проективное обучение, основанное на разработке и реализации проектов, являющихся решением определенной проблемы.

«Проективное обучение предполагает не решение готовых учебных задач, а генерацию, формулировку и разработку идей, замыслов и проектов в широком социальном контексте» (С. Л. Фоменко) [16, с. 135–139].

Основой возникновения идеи могут послужить знания, личный и профессиональный опыт студентов, а также способность применить его в реальной ситуации. Учебная деятельность является лишь средством создания и реализации проектов, которые берутся из потребностей социальной жизни, и имеют не просто учебный смысл. Проект является целью обучения, где сами обучающиеся — это авторы научных идей и замыслов. Прагматические взгляды основоположника метода проектов Дж. Дъюи указывают на то, что практика выступает критерием истины и смысловой значимости. Таким образом, творчество рассматривается со стороны результатов, которые можно увидеть и применить на практике, в аспекте социальной полезности.

Несомненно, такая деятельность требует определенных усилий и активизации творческого потенциала личности. По мнению Томаса Эдисона: «Гений — это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота».

В процесс подготовки бакалавров мы вводим следующие дефиниции:

профессиональная креативность — это способность генерирования креативных идей, направленных на поиск путей разрешения существующих и возникающих противоречий, проблемных ситуаций в объективной действительности, посредством определенных, обусловленных профессией видов творчества.

инновационный учебный проект — это продукт самостоятельной творческой деятельности учащихся, подразумевающий под собой проведение прикладных научно-исследовательских и организационных работ по созданию, определению возможности внедрения и представлению нововведений, направленный на подготовку бакалавров к инновационной деятельности;

инновационное проектирование — это творческий процесс последовательной разработки нововведения, основанный на поиске или создании инновационных алгоритмов и способов профессиональной деятельности, направленный на появление конечного продукта.

Основываясь на вышесказанном, социально-творческая профессиональная компетентность бакалавров гуманитарного профиля — это способность к творчеству в решении как социальных, так и профессиональных проблем любой сложности, основанная на развитом интеллекте и креативном мышлении, в аспекте личной эффективности бакалавра.

«В глубине человека заложена творческая сила, которая способна создать то, что должно быть, которая не даст нам покоя и отдыха, пока мы не выразим это вне нас тем или иным способом» (Иоганн Гете).

Таким образом, социально творческая профессиональная компетентность — это потенциальная готовность творчески решать вопросы в личной и профессиональной сфере, создавать что-либо новое, постоянно совершенствуя способы и методы своей деятельности, развиваться и расширять кругозор, оперативно применять свои знания в конкретных условиях, быть мобильным и находить нестандартные, оригинальные решения возникающих проблем (рис. 1):

Рис. 1. Социально-творческая профессиональная компетентность бакалавров гуманитарного профиля

 

Технология формирования данной компетентности должна строиться на творческом подходе к самому процессу обучения, а получение знаний, на основе модульности учебного материала, чередуя теоретическую и практическую части с осуществлением процедуры непрерывного педагогического мониторинга, посредством диагностической карты учащегося [17].

Процесс формирования профессиональной компетентности — это развитие личности студента в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности [18].

Следовательно, процесс формирования социально-творческой профессиональной компетентности является основой профессионально-творческого развития бакалавров гуманитарного профиля, в аспекте их личной эффективности. К основным закономерностям процесса формирования данной компетентности можно отнести уже ранее выведенные нами [19]:

-          эффективность процесса формирования компетентности взаимообусловлена реализацией инновационного подхода в образовании;

-          данный процесс обусловлен социально-экономическими преобразованиями, реформированием системы высшего образования в стране и требованиями общества к бакалаврам гуманитарного профиля;

-          технологии, применяемые в этом процессе, адекватно соотносятся с уровнем профессионального развития личности студента.

Результаты данного научного исследования могут быть использованы следующим образом:

-          социально творческая профессиональная компетентность может формироваться как у студентов гуманитарного, так и технического профиля;

-          возможно ее использование на различных уровнях и образовательных ступенях;

-          она может послужить основой для создания различных педагогических и развивающих систем обучения.

Образовательная система в современных условиях должна ориентироваться на подготовку бакалавров обладающих высокой личной эффективностью, способных мыслить творчески и использовать креативный подход в сфере своей деятельности. Также развитие творческого потенциала личности в общем, а в частности социально-творческой профессиональной компетентности является основой для формирования общих и профессиональных компетенций студентов.

 

Литература:

 

1.         Юнг, К. Г. Психология и поэтическое творчество / К. Г. Юнг. — Собрание сочинений. Т. 15: Феномен духа в искусстве и науке. — М.: Ренессанс, 1992. — 320 с.;

2.         Марков, С. Л. Цитаты и афоризмы о творчестве / С. Л. Марков // Гении. — http://geniusrevive.com/ru/цитаты-о-творчестве.html (дата обращения: 31.03.2015);

3.         Рерих, Н. К. О Вечном…: Книга о воспитании / сост. Д. Н. Попов. — М.: Политиздат, 1991. — 462 с.;

4.         Адамар, Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. Франция 1959 г. / Ж. Адамар; пер. с франц. М. А. Шаталова, О. П. Шаталов; ред. И. Б. Погребысского. — М.: Советское радио, 1970. — 152 с.;

5.         Солсо, Р. Л. Когнитивная психология / Р. Л. Солсо; пер. с англ. Н. Ю. Спомиор. — М.: Тривола, 1996. — 600 с.;

6.         Пахтусова, Н. А. Профессионально-творческая компетентность как системное качество подготовки будущего педагога / Н. А. Пахтусова // Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та. –2010. — № 10. — С. 160–166;

7.         Попов, А. И. Методологические основы и практические аспекты организации олимпиадного движения по учебным дисциплинам в вузе: монография / А. И. Попов, Н. П. Пучков. — Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2010. — 212 с;

8.         Коломиец, С. М. Творческие компетенции студентов социально-экономических специальностей: монография / С. М. Коломиец. — М.: Перо, 2010. — 181 с;

9.         Пинтосевич, И. Будь эффективным! Эффективность от А до Я / Ицхак Пинтосевич. — М.: Эксмо, 2014. — 208 с.;

10.     Гордашников, В. А. Инновационные виды обучения / В. А. Гордашников, А. Я. Осин // Образование и здоровье студентов медицинского колледжа. — URL: http://www.rae.ru/monographs/77–2810 (дата обращения: 31.03.2015);

11.     Гордашников, В. А. Творческие особенности и их развитие / В. А. Гордашников, А. Я. Осин // Образование и здоровье студентов медицинского колледжа. — URL: http://www.rae.ru/monographs/77–2815 (дата обращения: 31.03.2015);

12.     Кинякина, О. Н. Мозг на 100 %. Интеллект. Память. Креатив. Интуиция. Интенсив-тренинг по развитию суперспособностей / О. Н. Кинякина и др. — М.: Эксмо, 2014. — 848 с.;

13.     Философская энциклопедия / под ред. Ф. В. Константинова — М.: Советская энциклопедия, 1970. — Т.5, 740 с.;

14.     Степанов, С. С. Популярная психологическая энциклопедия / С. Степанов. — М.: Эксмо, 2005. — 672 с.;

15.     Сергеев, В. А. Основы инновационного проектирования: учебное пособие / В. А. Сергеев, Е. В. Кипчарская, Д. К. Подымало; ред. В. А. Сергеев. — Ульяновск: УлГТУ, 2010. — 246 с.;

16.     Фоменко, С. Л. Проективное обучение как инновационный метод в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров / С. Л. Фоменко // Современные наукоемкие технологии. — 2010. — № 10. — С. 135–139;

17.     Фролов, В. Н. Диагностическая карта учащегося как средство непрерывного педагогического мониторинга / В. Н. Фролов // Вестник КТУ. — 2014. — Т. 17. № 17. — С. 338–340;

18.     Фролов, В. Н. Процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа» / В. Н. Фролов // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 228–231;

19.     Фролов, В. Н. Структурно-технологическая модель формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению 040400 «социальная работа» / В. Н. Фролов // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 2. — URL: www.science-education.ru/116–12485 (дата обращения: 10.03.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle