Библиографическое описание:

Нужина О. Е. Формирование восприятия красоты у детей и подростков в процессе реализации дополнительной образовательной программы «Студия эстрадной песни «Соловушка» [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 133-135.

Среди разнообразных видов детского творчества трудно недооценить привлекательность и эффективность сольного и группового эстрадного пения, социальная и эстетическая природа которого создает наиболее благоприятные условия для комплексного воспитания детей. Само по себе коллективное пение является прекрасной психологической, нравственной и эстетической средой для формирования лучших качеств личности.

Современные ученые не зря называют искусство одним из способов познания человека. По мнению С. Ю. Головина именно «способность деятеля искусства к восприятию красоты позволяет наилучшим образом использовать свой творческий потенциал в поисках решения художественной «сверхзадачи». Способность зрителя к восприятию красоты сближает его с другими людьми через сопереживание прекрасного…» [1].

Таким образом, основой для гармоничного развития личности, а стало быть, и социума в целом, становится способность индивида к восприятию красоты, закладываемая, как правило, в детском и юношеском возрасте. Одновременно влияние процессов глобализации, а также трансформация системы жизненных ценностей россиян под воздействием рыночных преобразований в экономике, привели к тому, что вопросам воспитания способности восприятия красоты уделяется все меньше внимания, как со стороны семьи, так и со стороны школьного и музыкального образования. По мнению автора, в решении данной проблемы важную роль могут и должны сыграть учреждения дополнительного образования.

Анализ теоретических источников показал, что проблема эстетического восприятия с давних лет была предметом внимания ученых различных направлений научного познания, однако большинство работ не учитывают современных тенденций социального развития, что усложняет практическое применение их результатов. Таким образом, актуальность темы исследования определена возрастающей потребностью российского социума в эффективных технологиях формирования восприятия красоты у детей и подростков в условиях недостаточной разработанности проблемы.

Целью статьи стал анализ авторского опыта «Дополнительной образовательной программы «Студия эстрадной песни «Соловушка» (ДОП «Студия эстрадной песни «Соловушка») для разработки методов и приемов формирования эстетического восприятия вокального искусства у детей и подростков в процессе организованной деятельности учреждений дополнительного образования.

Для достижения цели исследования были определены следующие задачи: проанализировать этапы реализации ДОП «Студия эстрадной песни «Соловушка»; проанализировать особенности формирования восприятия красоты у детей и подростков на разных этапах реализации исследуемой программы.

Объектом исследования стала «Дополнительная образовательная программа «Студия эстрадной песни «Соловушка» (МОУДОД ЦДТ № 6, г.Ульяновск).

ДОП «Студия эстрадной песни «Соловушка» была разработана в 1994 году, и с тех пор реализуется в МОУДОД ЦДТ № 6, представляя комплексный метод обучения эстрадному вокалу в рамках учреждения дополнительного образования.

Основной целью Программы стало создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей и оказание им социальной поддержки.

Для реализации цели и задач программы автором была разработана модель образовательного процесса, позволяющая осуществить системный, деятельно-личностный подход к формированию эстетической культуры ребенка в тесной связи с музыкальным, художественным, нравственным и физическим воспитанием.

Основные возрастные подгруппы приведены в таблице 1.

Таблица 1

Возрастные подгруппы Дополнительной образовательной программы «Студия эстрадной песни «Соловушка»

Год обучения

Возрастной диапазон

Младшая группа

Старшая группа

1 ступень — подготовительная и развивающая (1–2 год обучения)

1 год

6–8 лет

9–12 лет

2 год

7–9 лет

10–13 лет

2 ступень — развивающе-углубленная (3–4 год обучения)

3 год

8–10 лет

11–14 лет

4 год

9–11 лет

12–15 лет

3 ступень — концертный состав (5 год обучения и по желанию выпускники студии)

5 год

10–12 лет

13–16 лет

 

Проанализируем подробнее каждый из этапов Программы в контексте формирования восприятия красоты детьми и подростками.

Как показывает анализ Программы, основной целью первого года обучения является привитие интереса к систематическим занятиям эстрадным вокалом. Одновременно в рамках Программы решаются следующие воспитательные задачи: воспитание интереса к вокальному пению; воспитание основных морально-этических качеств (уважение к окружающим, вежливости, взаимопонимания, взаимопомощи); воспитание коммуникативных навыков.

Как показывает анализ, основы формирования восприятия красоты и воспитание основных морально-этических качеств закладываются именно на первом этапе реализации Программы. На этом этапе дети первого года обучения активно знакомятся с возможностями вокала как искусства, а также с собственными вокальными возможностями, проецируя познание не только вовне, но и в самопознание; происходит накопление информации, пробуждение интереса ребенка к восприятию вокального и иного искусства, формирование восприятия красоты на уровне «зритель/слушатель».

Целью второго года обучения является закрепление и совершенствование умений и навыков, полученных на первом году обучения. При этом основными воспитательными задачами второго года обучения программа определяет: способствовать развитию художественного вкуса; развивать трудолюбие, дисциплинированность, уважение к окружающим; способствовать усвоению культуры публичных выступлений.

На данном этапе продолжается активное формирование восприятия красоты воспитанниками Студии, однако от созерцательно-информативного восприятия воспитанники постепенно переходят к анализу, сравнивая различные произведения и развивая художественный вкус. Начинается формирование культуры публичных выступлений, и от восприятия красоты с позиции зрителя/слушателя воспитанники постепенно переходят к восприятию красоты с позиции исполнителя, творца.

Целью третьего года обучения является совершенствование индивидуального мастерства исполнения музыкальных произведений. На этом этапе Программой реализуются следующие воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, инициативность; содействовать становлению адекватной самооценки ребенка; способствовать развитию ощущения значимости своих действий посредством участия в концертных выступлениях.

На этом этапе формирование восприятия красоты детьми и подростками приобретает все более творческую, созидательную направленность, поддерживая трансформацию Личности из созерцателя красоты в ее создателя, творца. Немаловажную роль при этом играет развитие ощущения значимости своих действий посредством участия в концертных выступлениях.

Целью четвертого года обучения Программы является интенсификация учебно-творческой работы, совершенствование сценических выступлений. Среди основных воспитательных задач: побуждать обучающихся к самосовершенствованию, самообразованию; воспитывать чувство наставничества, тактичного и уважительного отношения к окружающим.

На четвертом году обучения у воспитанников Программы начинают формировать чувство наставничества, т. е. побуждают не только самим воспринимать красоту, но и способствовать правильному восприятию красоты окружающими. Кроме того, у детей продолжает формироваться созидательное, творческое отношение к реальности.

На пятом году обучения основной целью становится создание ситуации успеха и развитие творческих способностей. На этом этапе решаются следующие воспитательные задачи: воспитывать положительную устойчивую мотивацию к непрерывному образованию, самообразованию; воспитывать отношение к традициям и самобытности коллектива как самоценности.

На данном этапе реализации Программы формирование восприятия красоты у воспитанников получает новую направленность. Восприятие красоты с позиции творца и наставника, позволяет осознать красоту коллективного творчества, воспринять самобытность коллектива как самоценность, и создает устойчивую мотивацию к совершенствованию как внутри коллектива, так и вне его. Собственно, формирование восприятия красоты как результата коллективного созидания является итогом воспитательной составляющей Программы и определяет ее воспитательную ценность в масштабах России.

По мнению автора, Дополнительная образовательная программа «Студия эстрадной песни «Соловушка» наглядно демонстрирует огромный потенциал учреждений дополнительного образования в формировании восприятия красоты детьми и подростками, а присвоение студии эстрадной песни «Соловушка» звания Образцового народного самодеятельного коллектива, стабильность состава студии и социального заказа на данную образовательную услугу свидетельствуют об актуальности и востребованности данной дополнительной образовательной программы.

 

Литература:

 

1.                 Гажевская Т. С. Формирование эстетического восприятия духовной хоровой музыки у молодежи (на примере литургического хорового коллектива) // Искусство и культура. — 2013. — № 2 (10). — С. 121–126.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle