Библиографическое описание:

Мельникова Е. А. Методика изучения народных художественных промыслов в Детской школе искусств [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 130-133.

В России существует огромное разнообразие народных промыслов, причем в каждой области существуют и передаются из поколения в поколение свои традиции изобразительного искусства и прикладных ремесел. Роспись по дереву и глине, плетение из коры, бересты, бисера, а также кружево, вышивка, традиционная игрушка — это лишь неполный перечень русских народных ремесел, которые можно взять на вооружение педагогу. Новый федеральный государственный стандарт одной из главных целей образования определяет «формирование российской идентичности». Следовательно, наша задача — сохранять и передавать историю развития различных (региональных) народных промыслов. Дети должны знать истоки своей культуры.

Сегодня народное искусство существует в двух основных формах. С одной стороны, еще живо традиционное искусство деревни, связанное с неповторимым бытовым укладом того или иного народа, особенностями окружающей природы. С другой — развиваются народные художественные промыслы, многие из которых имеют богатую историю. Богатое и разнообразное искусство народа — залог его созидательной силы, нравственного здоровья и исторического долголетия. Значительную роль в этом играют профессиональные образовательные учреждения, которые готовят художников декоративно-прикладного искусства. Так обучение направлено на возрождение и реновацию народных промыслов в современных условиях.

Народное искусство никогда не теряло своего чувства родной природы, выраженное художественным диалогом с ней, выношенным всей историей этноса. В новом столетии Россия стоит на пороге серьезнейшего выбора и последующих перемен, связанных с переосмыслением собственной истории и культурных ценностей, основывающихся на достижениях многовековой национальной традиции и самобытности.

Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем, ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными умениями и навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях.

Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенностью декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам. Именно оно более всего понятно детям, доступно изучению и творческой интерпретации.

Занятие различными традиционными промыслами на уроках изобразительного искусства развивает у ребенка наблюдательность, образное и пространственное мышление способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки рисования, лепки, вырезания, плетения, развивает чувство сложного цвета и композиционного решения. Большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, способствует развитию мелкой моторики, следовательно, и когнитивных способностей. У обучающихся улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание. В результате — занятия народными ремеслами способствуют общему повышению успеваемости в школе и помогают достичь успеха во взрослой жизни.

Осваивая декоративно-прикладное искусство, дети в первую очередь научаются самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло, мы создаем условия для успешного самоопределения и социализации ребенка.

Помимо психологического аспекта, такие занятия обучают многим чисто прикладным навыкам. Дети учатся работать с деревом, глиной, тканью, красками. Народное искусство помогает овладеть разными техниками росписи, лепки, плетения, резьбы по дереву и мн. др. Кроме того, дети узнают о свойствах различных материалов и правилах работы с ними, о методах заготовки, хранения и обработки природного материала (который является основой для народных ремесел). Кроме того, юные художники знакомятся с изобразительными традициями различных регионов.

Современное эстетическое воспитание и художественное образование — это попытка моделирования системы приобщения детей к искусству и профессиональной подготовки художников-педагогов, которая может противостоять массовой культуре постиндустриального общества и превращению человека в ее безликий элемент.

В последние годы повышается интерес к изучению народного искусства в системе дополнительного образования не только подростков, но и взрослых. В наши дни методика освоения народного искусства выходит на новый уровень педагогических и инновационных технологий.

Одной из сторон художественного образования, опирающегося на традиции народного искусства, является изучение народных росписей. Они не могут не нравиться, равнодушным к ним не остается никто. Это яркое наследие, оставленное нам предыдущими поколениями, которое давно привлекло к себе внимание и стало полноправной частью воспитания эстетики личности. Много внимания уделяется народным росписям в большинстве образовательных программ по декоративно-прикладному искусству. [1]

Однако такие программы не всегда оснащены методическим фондом. Педагоги выходят из положения по-разному: кто-то использует методический материал других программ; кто-то (если это позволяют способности) изучает промыслы и изготавливает декоративно-прикладные изделия и дидактическое оснащение своими руками; кто-то использует только наглядные материалы, предназначенные для фронтального показа (таблицы, карты, репродукции, слайды и пр.).

В современном образовательном процессе с детьми и подростками традиционно изучают следующие виды народных росписей — гжельскую, жостовскую, хохломскую, полхов-майданскую, городецкую, мезенскую, пермогорскую, палехскую, ракульскую, борецкую и другие. В зависимости от основной цели программы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, методика построения занятия строится по-разному. [2]

Традиционная схема занятий декоративного рисования в современной школе (концепция В. С. Кузина) имеет классический подход и свою специфику. Обучающиеся рассматривают произведения народного творчества и беседуют об их красоте. Таким образом, углубляются знания подростков о народном декоративно-прикладном искусстве и жизни самого народа создающего такую красоту. Их внимание обращается на особенности формы и тематику изображений, их разнообразие росписей по форме и цвету, соответствие росписи среде создания народного произведения. Они выполняют эскиз росписи, соблюдая определенную последовательность действий, весь процесс всегда строится от простого к сложному с учетом психофизиологических и возрастных особенностей детей: 1) определить границы, в пределах которых должен быть размещен орнамент; 2) наметить оси симметрии; 3) определить место всех характерных элементов узора, выполнить эскиз; 4) закончить выполнение эскиза орнамента в цвете.

Педагог подчеркивает, что в народном творчестве примеры единства функциональности вещи и особенностей ее формы очень широко распространены. Это доказывается при показе предметов из различных областей народного искусства: коней-качалок, солонок-птиц, свистулек-зверей и т. д. [3]

Второй, часто используемый подход к освоению декоративно-прикладного искусства (в рамках художественно-педагогической концепции Б. М. Неменского) реализует следующие задачи: 1) формирование художественного вкуса обучающихся; 2) понимание воспитанниками особенностей декоративно-прикладного искусства; 3) осознание причастности подростка к судьбам культуры, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию; 4) осмысление места декоративного искусства в жизни общества.

Обучающиеся при этом должны учиться в ходе восприятия декоративно-прикладного искусства и в процессе собственной практической деятельности обращать свое внимание, прежде всего, на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать его с явлениями жизни общества, которые его порождают; уметь пользоваться языком декоративного искусства в практической деятельности; проявлять эрудицию, фантазию и наблюдательность при выполнении эскизов и разработке проектов; уметь выражать личное понимание значения декоративно-прикладного искусства в жизни людей.

При выполнении практической творческой работы обучающиеся обретают навыки создания собственных проектов-импровизаций на основе образов народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов и т. д.); овладевают навыками работы в конкретном материале; учатся объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера своей школы или других декоративных работ.

Наибольшее внимание изучению народных росписей отводится в программе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» (под редакцией Т. Я. Шпикаловой). Она предполагает развитие эстетических знаний, художественно-графических умений и творческого опыта в связи с изучением главных отличительных признаков произведений народного искусства и с решением художественно-творческих задач на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариация, импровизация). [4]

Обучающимся предлагается следующий примерный перечень художественно-творческих задач по изучению росписей русских прялок: 1) Повтор главных композиционных мотивов прялочных росписей: «древо жизни», трехчастная композиция с декоративным сюжетом, трехчастная композиция с солнцем (небо, земля, подземный мир). Повтор композиционной основы и ритмических узлов с помощью схематического рисунка (условные или геометрические фигуры); 2) Решение вариаций путем самостоятельного выбора главного элемента прялочной росписи, определение размера (увеличение или уменьшение) элемента, сочетания главного элемента с второстепенными, выбора формата листа (квадрат, круг, треугольник и т. д.), материала для изображения элементов; 3) Импровизация «эскиз росписи разделочной кухонной доски» (воссоздание образа прялочной росписи). [5]

На исследовательском методе обучения, предполагающем самый высокий уровень развития воспитанника, М. С. Соколова строит свою систему обучения народным росписям. Данный метод является основным видом проблемного обучения. К нему разработаны карточки-задания по городецкой, хохломской и урало-сибирской росписи, отвечающие на требования, предъявляемые к проблемной ситуации: 1) решение проблемной ситуации ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность обучаемого; 2) проблема соответствует учебной информации, которую получает обучаемый, а также той информации, которой он уже владеет; 3) проблемная ситуация создает трудности, но в то же время она посильна; 4) основу проблемной ситуации составляет противоречие информации; 5) проблемная ситуация в процессе её реализации порождает потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с нею; 6) формулировка проблемной ситуации максимально ясна и не имеет непонятных для обучаемого слов и выражений; 7) проблемная ситуация базируется на основных дидактических принципах обучения и потому не является легкой; 8) проблемная ситуация вызывает любознательность обучаемого и стремление в выполнении работ такого типа. [6]

Создание педагогических условия для изучения народных кистевых росписей заложено в принципах освоения народного искусства: повтор, вариации, импровизации.

-          Повтор. Задача простая направлена на повтор главных отличительных элементов орнаментов, характерных для определенной школы народного мастерства. Это не механическое повторение, а установка на творческое, эстетическое восприятие.

-          Вариации. Задача усложненного типа направлена на повтор главных элементов определенной школы народного мастерства с вариациями. Рисование кистью главных элементов предполагает варианты их декоративной трактовки, привлечение разнообразных композиционных схем, включение новых элементов.

-          Импровизация. Наиболее сложная задача направлена на импровизацию по мотивам народного орнамента и эстетического восприятия природы с целью создания нового образа. Ритм, цвет, мотивы такого орнамента разнообразны. [7]

Учебно-методическое пособие построено на следующих принципах: 1) преемственность ценностных ориентиров, содержания образования, образовательной технологии преподавания курса «Народные росписи по дереву»; 2) включение регионального компонента содержания образования; 3) усиление эмоционально-образного компонента преподавания курса; 4) активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся, потребности в реализации творческих способностей; 5) рост профессионального мастерства, творческой активности воспитанников.

Результаты апробации на практических занятия с обучающимися подтверждают,что такое пособие необходимо преподавателям изобразительного искусства и особенно педагогам дополнительного образования, так как позволяет организовать образовательно-воспитательный процесс на высоком технологическом уровне.

 

Литература:

 

1.         Соколова М. С. Художественная роспись по дереву: Технология народно-художественных промыслов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: 2002; Черткова В. И. Изучение орнамента в системе учебных занятий по декоративно-прикладному искусству. // Народное искусство: прошлое и современность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть II. — Смоленск: 2002.

2.         Методические рекомендации к спецкурсу «Методика внеклассной и внешкольной работы по ДПИ и народному творчеству»/ Автор-сост. О. П. Савельева. — Магнитогорск: 2001; Соколова М. С. Художественная роспись по дереву: Технология народно-художественных промыслов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 2002;

3.         Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Пособие для учителей. — М.: 1972; Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. 5–9 классы. / Сост. Кузин В. С., Сиротин В. И. — М.,1998;

4.         Соколова М. С. Художественная роспись по дереву: Технология народно-художественных промыслов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 2002. — C. 21.

5.         Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 2 класс. Методические рекомендации / Сост. Шпикалова Т. Я., Поровская Г. А. и др. — М.: Мозаика-синтез, 1997.

6.         Соколова М. С. Художественная роспись по дереву: Технология народно-художественных промыслов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: 2002 — C.132.

7.         Шпикалова Т. Я. Методическое обеспечение образовательных технологий преподавания народного и изобразительного искусства на основе концепции, в которой учитель выступает носителем духовной сути народной художественной культуры. // Народное искусство: прошлое и современность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть I. — Смоленск: 2002. — С.6.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle