Библиографическое описание:

Труженикова С. Е., Ризаханов М. А., Муталипов М. М. Учебно-методические аспекты преподавания физико-математических дисциплин в медицинских вузах с низким уровнем исходных знаний студентов по физике и математике [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 270-273.

Реформы в образовании за последние два-три десятилетия привели к резкому падению уровня школьных знаний по физике и математике у абитуриентов, поступающих в медицинские вузы, что осложняет преподавание и освоение студентами вузовских программ по этим дисциплинам, представляющих для врача общетехническое, профильно-специализированное значение. В данной работе проанализированы учебно-методические приемы, предпринимаемые на кафедре биофизики, информатики и медаппаратуры Дагестанской государственной медицинской академии, адекватные сложившимся учебным условиям. Предложены меры, которые могут способствовать выходу из сложившейся ситуации по вопросу о качестве знаний по физико-техническим дисциплинам в медицине.

Ключевые слова: математика, физика, медицинский вуз, студент.

 

Эффективность учебного процесса по физико-техническим и физико-математическим дисциплинам зависит от ряда факторов. К ним в первую очередь относятся исходный уровень знаний первокурсников по непрофильным для медицинских вузов школьным дисциплинам — физика, математика, информатика, степень их адаптированности и усердия в учебном процессе, адекватное к сложившимся условиям преподавание дисциплин на лекционных и практических занятиях, обеспеченность кафедры учебно-методической литературой, учебно-техническими средствами, работа деканатов по организации учебного процесса и вовлечения студентов в учебный процесс. Преподавание физико-математических дисциплин выполняет весьма важные функции общеобразовательной, общетехнической, мировоззренческой а также профильно-специализированной подготовки студентов.

Для удовлетворительного усвоения всего материала учебных дисциплин кафедры первокурсникам необходима довольно серьезная предвузовская физико-математическая подготовка. Однако результаты проверки, проводимой в последние годы на кафедре на первом занятии, исходного уровня знаний по математике и физике показывают, что около 60 % первокурсников не владеют элементарными вычислительными умениями, не знают ни определений физических величин и единиц их измерений, ни формул основных законов физики. На низком уровне у большинства первокурсников умения и навыки учебного труда. Около 58 % первокурсников не могут выявлять главные мысли прочитанного учебного текста, составлять план ответа, а также находить в тексте ответы на вопросы, выставленные для самоподготовки в самом начале изучаемого текста. Характерными для их устных и письменных ответов является зубрежка и воспроизведение наизусть первых предложений и абзацев без понимания сущности учебных теоретических знаний, физических, биофизических явлений и др.

Между тем, учебники и другая учебно-методическая литература по медицинской и биологической физике, высшей математике и информатике, получаемые централизовано, отличаются не только высокой теоретичностью и абстрактностью, но и большим объемом учебного материала. Так, например, они содержат большее количество новых занятий, фактов и законов, которые студенты не в состоянии осмыслить и понять за время, отведенное учебным планом на их изучение. Большинство из них не имеют большого значения ни для понимания существа биофизических явлений и процессов в организме, ни для профессиональной деятельности врача.

Таким образом, создается большой разрыв между реальным уровнем знаний и умений первокурсников по названным дисциплинам и теми знаниями и умениями, что им необходимы для усвоения учебных программ первого курса медицинских вузов. По нашим наблюдениям этот разрыв с каждым годом медленно, но неуклонно растет. Причины, приведшие к сложившейся ситуации по вопросу о знаниях первокурсников по физике и математике, лежат на поверхности. В последние оды произошло резкое сокращение числа часов, отведенных в общеобразовательных школах на преподавание физики. К ухудшению ситуации привела нехватка в дагестанских школах квалифицированных преподавателей физики. Наконец, физика исключена из круга дисциплин, обязательных для сдачи ЕГЭ выпускниками школ, ориентирующихся в медицинские вузы России.

Одной из самых частных проблем является снабжение кафедры учебно-лабораторным оборудованием, измерительными приборами и медицинской аппаратурой, компьютерной техникой. Резкое уменьшение финансирования вуза в годы реформ привело к падению уровня материально-технического снабжения кафедры и она по уровню оснащенности необходимым учебно-техническим оборудованием далека от требований учебного процесса.

По стандартам третьего поколения резко уменьшено число часов, отведенных на преподавание физики и математики в медицинских вузах практически в два раза. Так, что осуществление этих действий может быть оценено как направленное с целью исключения физико-математических дисциплин «из стен медицинских вузов».

В связи с выше сказанным, на кафедре проводится большая учебно-методического содержания работа по перестройке всего учебно-воспитательного процесса. В первую очередь это относится к организации и проведению учебного процесса адекватного нынешним реалиям, а также к созданию собственной базы учебно-методической литературы, адаптированной к уровню подготовки среднестатистического студента.

В руководствах и методических разработках произведено значительное упрощение учебного материала с целью уменьшения степени теоретичности, абстрактности и использования математического аппарата, уменьшено количество новых понятий, законов, математических выражений и формул за счет исключения из учебного материала наименее значимых для понимания биофизических и специально профессиональных знаний. Вместе с тем в них усилена роль качественного объяснения сущности биофизических явлений и процессов в организме и образно-наглядного мышления, характерного для студентов медико-биологической направленности.

С целью оказания помощи студентам в формировании умений в выделении главных мыслей учебного текста каждое описание учебной темы снабжено контрольными вопросами, направленными на выявление наиболее существенных элементов изучаемого текста. В ходе лекционных занятий эта задача решается путем предъявления аудитории перед ее началом плана изложения темы лекции. Само изложение лекции строиться таким образом, что в ней неоднократно повторяются наиболее важные положения, что дает возможность студентам осмыслить полностью и их конспектировать.

Повышение познавательного интереса студентов к учебному материалу курса достигается профилизацией его содержания в соответствии со специальностью, выбранной студентами. Задачи и примеры, выносимые для доля решения на практических занятиях, подобраны из области будущей профессиональной деятельности врача.

В плане дальнейшего совершенствования учебного процесса на кафедре поставлена задача расширения применения на практических занятиях и в лекционном изложении методов проблемного и программированного обучения. Имеющийся опыт проблемного изложения лекций уже показал, что путем выделения одной и двух основных проблем и системы частных проблемных вопросов по отдельным темам можно значительно активизировать мыслительную деятельности улучшить качество усвоения студентами учебного материала.

В круг предпринимаемых на кафедре мер по ликвидации пробелов в довузовской подготовке студентов включается и требования к преподавателям, ведущих как практические, так и лекционные занятия, совершать в ходе этих занятий и по возможности в ходе дополнительных учебных мероприятий занятий экскурсию в «школьное прошлое», для повторения и систематизации базовых знаний, без которых усвоение вузовского учебного материала не представляется возможным.

Примерно 25 % первокурсников имеют высокий уровень физико-математической подготовки. В ходе учебного процесса на кафедре видно, что они отличаются систематической подготовкой к занятиям, повышенной познавательной активностью и удовлетворенностью в выборе профессии врача. На кафедре уже сложилась традиция привлекать таких студентов к научно- исследовательской работе.

В целях дальнейшего совершенствования учебных пособий, руководств и методических разработок на кафедре проводятся ежемесячные методические совещания, на которых обсуждаются качество учебных занятий и учебно-методической литературы в отношении полноты и доступности их содержания для студентов.

Учебные занятия построены по принципу воспитывающего обучения. Добиться при нынешнем уровне подготовленности студентов и сложности вузовского учебного материала сохранение внимания учащихся во время лекции (новой формы обучения для первокурсников) является архисложной задачей. В качестве одного из педагогических приемов для выхода из этой не простой ситуации и психологической разгрузки студентов в лекционные занятия включаются небольшие по длительности (1–2 мин) аудио, видео вставки по таким вопросам, как права и обязанности студентов, поведение студентов и нормы общечеловеческой культуры, отношение студента, будущего врача в статусе верующего, к учебному процессу и т. д.

Важной проблемой, с которой сталкивается кафедра ежегодно в учебном процессе, является полное отсутствие у студентов мотивации изучения физики и математики в медицинском вузе. На наш прямой вопрос студентам, а также некоторой категории практикующих врачей, в основном, хирургам: «Нужны ли физика и математика врачу?», около 80 % ответов были полностью отрицательными, что свидетельствовало о непонимании ими значения физики и математики для профессиональной деятельности врача. Многие из нынешних студентов заявляют, что они не были информированы о преподавании этих дисциплин в медицинских вузах.

В заключении отметим, что одни учебно-методические усилия, предпринимаемые на соответствующих кафедрах медицинских вузов, не приведет к существенным изменениям в подготовке будущего врача по физико-техническим дисциплинам. Коренное устранение сложившейся недостатков требует не только увеличения числа часов, отводимых на преподавание этих дисциплин в школе и в стенах медицинских вузов, как базовых дисциплин для освоения не только биофизических, но и биохимических, физиологических явлений, для овладения основами методов физиографии, физиотерапии, внутривидения и т. д. В биофизике накопилась большая группа явлений (физика мембран, физика сердечнососудистой системы, нервной системы, физика слуха, зрения и т. д.) хорошо обследованные на теоретически-экспериментальном уровне. Существует неотложная необходимость их включения в школьные программы с целью освоения и демонстрации роли физики, как базовой дисциплины для таких прикладных направлений типа биотехнология, медицина. Другой шаг обязательный для усиления уровня знаний по физико-математическим дисциплинам учащихся связан с включением физики в круг дисциплин, по которым сдают ЕГЭ выпускники, ориентирующие на поступление в медицинские вузы.

 

Литература:

 

1.                  Муталипов М. М., Ризаханов М. А. О проблемах преподавания медицинской и биологической физики, высшей математики и информатики. // Материалы Юбилейной учебно-методической конференции «Проблема повышения качества учебного процесса в медицинском вузе», Махачкала, — 2002, — С. 229–232.

2.                  Ризаханов М. А., Магомедов М. А. Исходный низкий уровень школьных знаний у первокурсников и требования к лекционным и практическим занятиям. // Лекционный процесс в медицинском вузе (материалы учебно-методической конференции).- Махачкала: ИПЦ ДГМА, — 2010.- С.82–83.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle