Библиографическое описание:

Рахимжанова А. К., Ашкербекова Г. М., Кашауова Ж. Ж. Проблемы нравственно-духовного образования: пути их решения [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 13-15.

Человеческое общество стремительно развивается, возрастает благосостояние, создаётся больше условий для физического и интеллектуального развития, всё большее количество людей получает образование. Казалось бы, есть причины для оптимизма. Человечество стало могущественной силой благодаря своему развитому техническому и интеллектуальному потенциалу. Судьба планеты и всего живого на ней зависит от нас, так велика наша технократическая власть над природой. Но парадокс заключается в том, что наша цивилизация и сама планета, такой, как мы её знаем, находятся на грани самоуничтожения. К сожалению, при высоком уровне интеллектуального потенциала снижаются нравственные качества людей, поэтому ситуация становится все более опасной: все мы наблюдаем такие явления, как террористические акты, войны, рост самоубийства, дети-сироты при живых родителей, болезни, обездоленные старики, загрязнение окружающей среды.

Как писала С. А. Назарбаева, в поимках ответа на вечные вопросы: «… считается, что главная цель образования — научить ребенка компьютерной грамотности, иностранным языкам для дальнейшего получения диплома престижного вуза». В итоге вырастает «дитя прогресса», которое не в состоянии отличить, добро от зла, сострадать и сопереживать ближнему своему. С самых первых шагов в жизни детям нужно прививать знания об извечных общечеловеческих ценностях: любви, всепрощении, терпимость и милосердии».

К сожалению, главный упор в сегодняшнем образовании делается на интеллектуальных достижениях, другими словами, на сдаче экзаменов и получении хороших оценок. Образование сегодня состоит из того, что в голову детей вкладывают информацию, которую затем они выдают на экзамене после этого уходят, больше не обремененные ею. Ученики получают огромные объемы знаний и информаций без умения разбираться, что с ней делать! Так что же является целью образования, если большая часть того, что мы учим, так быстро забывается?

Трудно не согласиться с тем, что зачастую современное образование нацеливает ребенка на успех в обретении высокого социального статуса и материальных ценнос1тей, но не учит его задумываться о том, какой ценой может быть оплачен успех, принесет ли он ему истинное счастье и что такое истинное счастье человека. Реальная ситуация, сложившаяся в образовательной среде, свидетельствует о девальвации нравственных ценностей, смещении приоритетов в сторону материального благополучия.

Действительно, несмотря на растущие удобства современной цивилизации, в мире отсутствуют спокойствие надежность. Например, вспомним о глобальных проблемах современного мира: экологические катастрофы, социально-экономический кризис, террористические акты, межнациональные и межрелигиозные конфликты. Также кризис сегодня остро проявляется не только в плоскости социально-экономических отношений и экологии, но и во внутренней жизни личности в виде потери смысла жизни, наркомании, суицидов. Приобретая сумму знаний, но все меньше задумываясь о духовном, о добре и зле, о любви и милосердии, человек не может чувствовать себя счастливым.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что сейчас следует обратить особое внимание на цели т приоритеты образования. Современное образование с избытком удовлетворяет потребности ума, давая ему огромные информации. Великий Абай («Слова назидания», слово 17) считает, что истинно научный подход к воспитанию. Разума и Воли — это воспитание Сердца: «Разум человека совершенствуется безграничной, неиссякаемой любовью к добру». К сожалению, современная наука и образование служат, скорее, разуму и воле, чем сердцу, поэтому, основная задача современности — возвращение науки и образования к своему высокому изначальному предназначению.

В результате неверно расставленных приоритетов в образовании развитые одаренные школьники могут получить все знания и навыки, положенные по программе, но не будут подготовлены для того, чтобы использовать накопленные знания в целях своего дальнейшего развития и на благо общества. Образование должно быть ради жизни а не только ради заработка на жизнь.

Цель образования — во всестороннем целостном развитии ребенка. В процессе образования следует развивать не только физические и интеллектуальные аспекты личности ребенка, но и прежде всего, раскрывать, высшую нравственно-духовную природу ребенка.

Нравственно-духовное образование — это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности через включение в содержание образования общечеловеческих ценностей, способствующих раскрытию высшей нравственно-духовной природы учащегося, и имеющий целью становление человека совершенного характера, живущего в единстве мысли, слова, дела.

Нравственно-духовное образование основано на взаимодействий учитель-ученик, в котором должна происходить трансформация не только ученика, но и учителя, как субъектов собственного духовного поиска. Учитель стимулирует личностное восхождение ученика посредством своего примера и создания условий для духовно-нравственного развития — это является основной методики преподавания самопознания как нравственно-духовного образования.

Мировоззренческие основы интеграции нравственно-духовного образования учебных дисциплин состоят в целом понимании мира и человека, как обладающих не только биологической и социальной, но и высшей духовной природой, которая в окружающем мире проявляется как жизнь, движение, развитие, порядок и гармония; в сознании человека проявляется как вечные общечеловеческие ценности.

Педагогика сегодня нуждается не столько в изобретении новых средств и методов, сколько в более или менее ясной мировоззренческой ориентации, позволяющей интегрировать нравственно-духовное и интеллектуальное образование.

Сегодня необходимо гармоничное развитие двух аспектов образования — интеллектуального — внешнее, образование для ума, нравственно-духовного — внутреннее, образование для сердца. Необходимо слить образование и жизнь в одну прекрасную гармонию.

Интеграция (от лат. integratio –«соединение») — процесс объединения частей в целое. Процесс или действие, имеющий своим результатом, целостность; объединение, соединение, восстановление единства»; «сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.

Интеграция духовно-нравственного образования в предмет — это прежде всего, оживление знания, выявление его духовно-нравственной сущности, это целостное знание, синтез всех предметов на основе общечеловеческих ценностей и видения единства в многообразии. Вечные ценности должны стать фокусной точкой образования. Другими словами должны составить единое целое во всем, чему мы учим.

Виды интеграции:

-        Внешняя интеграция — применение методов, приемов самопознания;

-        Внутренняя интеграция — мировоззренческая, сущностная.

Педагогическая межпредметная интеграция рассматривалась в работах А. А. Бейсенбаевой. Ученый подчеркивает в своих работах, что «задача усовершенствование учебных планов, программ и учебников состоит в том, чтобы отразить в них не только достижения отдельных отраслей знаний, но и нравственность человека, его духовный мир». [2с. 57–61]

Педагогические принципы, которыми следует руководствоваться в процессе интеграции духовно-нравственного образования в учебные дисциплины:

Педагогические принципы:

-          Принцип общечеловеческих ценностей;

-          Принцип выявления и саморазвития личности в процессе обучения;

-          Принцип единства:

-          Принцип вдохновленного научно-исследовательского творчества учащихся;

-          Принцип социального взаимодействия или принцип служения обществу;

-          Принцип позитивности;

-          Принцип культуросообразности;

-          Принцип природосообразности: [3с. 19–25].

Совершенствование учебной деятельности в настоящее время определяется характеристиками совместной деятельности учащихся и педагога по достижению намеченных целей, задачами обучения, воспитания и развития высоконравственной творческой личности. Воспитание человека, успевающего позитивно мыслить, стремящегося к самопознанию, обладающего чувством ответственности, терпимого к постоянно меняющемуся миру и способного духовно обогащать его, является целью современного образования.

Таким образом, в заключении резюмируем некоторые основные направления осуществления процесса комплексной интеграций интеллектуального и нравственно-духовного образования в учебном процессе:

-          Выявление и практическое использование аксиологического и гуманитарного потенциала современной науки как эффективного средства развития не только интеллектуальной и культурологической. Но прежде всего, духовно-нравственной сферы личности;

-          Проведение междисциплинарных проектных исследований, отражающих внутренние связи и единство всех видов научно-рационального знания на основе их нравственной, эстетической и экологической ценностей;

-          Развитие процесса взаимодействия в открытой системе «учитель-ученик», целях расширения сознания от индивидуального до планетарного переосмысления ложных ценностей и обращения к истинным и глубинным смыслам бытия.

Интеграция интеллектуального и нравственно-духовного образования в учебном процессе будет способствовать развитию у учащихся следующих важных качеств:

1)        Умение оценить любую жизненную ситуацию и научную проблему с позиции духовного уровня;

2)        Знания о сущности вечных нравственно-духовных ценностей и осознания своих метапотребностей в них;

3)        Умение видеть аксиологический характер науки и внутреннее единство всех видов знания;

4)        Умение интегрировать общечеловеческие ценности в проектную научно-исследовательскую деятельность;

5)        Социальная активность и готовность к бескорыстному служению обществу;

6)        Осознание взаимосвязанности личности, общества и природы;

7)        Развитие позитивного мышления:

8)        Развитие различения между вечными и временными ценностями;

9)        Умение брать ответственность и выполнять свой долг перед собой, родителями, государством, и человечеством в целом;

10)    Знание и осмысление мирового культурного наследия для поиска вечных смыслов и идей.

 

Литература:

 

1.                 Назарбаева С. А. Этика жизни — Алматы,2001.

2.                 Бейсенбаева А. А. Теория и практика гуманизации школьного образования. — Алматы: Гылым, 1998.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle