Библиографическое описание:

Спирина М. В. Рисунок по представлению как компонент композиционной работы в процессе подготовки художника-дизайнера [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 262-264.

В данной статье рассматривается вопрос о рисунке по представлению, развивающего возможности зрительной памяти будущего художника-дизайнера. Это обобщает понятия о трехмерном изучении формы, уточняет характер объекта в целом и способствует развитию образного мышления у студентов.

 

«Рисунок от руки» в деятельности художника-дизайнера играет первостепенную роль. В условиях жесткой конкуренции на рынке труда работодатель все чаще останавливает свой выбор на специалисте, который владел бы универсальными навыками работы. Если говорить в данном контексте, то от дизайнера требуется: 1) концептуальное решение проблемы; 2) дизайнерское решение; 3) воплощение идеи в итоговом варианте готовой продукции. Другими словами можно сказать, что весь процесс завязан на одном сотруднике: «от идеи, до воплощения». Для создания визуальных разработок, для утверждения макетов и общей концепции бывает достаточно выполнить несколько вариантов «живых» эскизных рисунков. Такой вариант работы считается приемлемым и вполне отвечает качеству на данном этапе работы над проектом. В других случаях «отборочные», или «пробные» варианты продукции для обсуждения выполнялись бы в компьютерных программах, на специальном оборудовании, в более длительные сроки, что наносило бы убытки и отдаляло время для утверждения проекта. Все это, в условиях современной рыночной экономики не приемлемо. Поэтому перед преподавателем высшей школы ставится задача подготовить студента, будущего специалиста таким образом, чтобы он был адаптирован к новым требованиям нынешнего времени.

Если говорить более обширно, то овладевая искусством рисунка «от руки», дизайнер познает многообразие окружающего мира. Обучающийся, таким образом, учится мыслить, графически познает предметное пространство, окружающую природу, выражает творческие идеи и инновации.

Стадиями для изучения рисунка в дизайнерской практике является изучение основ академического рисунка с применением экспериментальных заданий «нового типа», то есть таких заданий, которые на основе академического рисунка имели бы совершенно другие задачи и преследовали другие цели обучения. В данном вопросе есть несколько направлений. Это применение инновационных технологий в области изобразительного искусства и применение новой системы обучения, которая сочетала бы в себе академическую основу и современные подходы, приемы работы. Если говорить о классической модели, то начинается обучение с изучения геометрических форм. На данном этапе, процесс рисования имеет большое значение, так как в процессе работы у обучающегося формируются определенные модели восприятия формы. Происходит процесс формирования художественного «Видения» формы. Через простые геометрические тела, студенты формируют представление о конструкции предметов, вместе с тем постигая основы свето-теневой моделировки формы, при выявлении объема и пространственной среды, в которой находятся изображаемые объекты. Например, составляя композицию из геометрических фигур, преподаватель ставит задачу композиционного расположения предметов в пространственной среде и передачи конструкции, пропорций и объема предметов. Данная задача становится выполнимой при изучении теоретических основ рисунка, а именно, науки о линейной перспективе, элементарного построения предметов и представлении их в пространстве в зависимости от ракурса. Далее на основе сложившихся академических знаний, следует этап «трансформации» и «переработки» изображений из реальных объектов в абстрактные. Поменять местами данные этапы не представляется возможным, так как процесс формирования представлений о предметах должен быть выстроен на основе реалистических представлений и академической основе. Все преобразования в данном случае проходят у обучающихся далее по индивидуальной схеме, и зачастую зависят от художественных способностей, что и является интересным для педагогического эксперимента. Академические рисунки по графике и живописи выполняются по единым «стандартным» правилам и условностям. Абстракция и «фантазийное» преобразование форм протекают на основе полученной базы. Конечный результат в таких случаях носит индивидуальный характер, оценивается преподавателем как творческое решение, с учетом требований к заданию. Критерии в таких работах носят довольно условный характер, и зависит от мастерства воплощения идеи и уровня обучающегося, а точнее от его профессиональных навыков (владение линией, умение выявить свето-теневую моделировку, умение использовать и применять выразительные средства рисунка, техника и качество штриховки, передачи нюансов и т. п.)

Если говорить в целом, то абстрактный рисунок, или абстракция, которая построена по принципам геометрии, дает обучающимся по творческим специальностям возможность применять воображение, проявлять и воплощать творческие идеи, вместе с тем познавать конструктивно — пространственные формы, объемного свето-теневого моделирования объекта.

Таким образом, на сегодняшний день ставится основная образовательная задача в процессе подготовки дизайнеров: развитие «креативного» творческого мышления и пространственно-графического воображения. Будущий дизайнер должен владеть различными приемами работы и воплощать идеи для создания будущих проектов, поэтому необходимо развитие обучающегося в нескольких направлениях: академическом и «творческо-абстактном», то есть определенного типа мышления для воплощения творческих идей. Н. И. Садомова в своих работах также уделяет внимание рисунку и изображению абстрактных форм. «Довольно сложно реалистически рисовать по воображению без досконального знания натуры, и здесь большой простор предоставляют декоративное и абстрактное творчество, которое может больше опираться на ассоциации, впечатления» [1, с.138].

Поэтапная, скрупулезная работа с натурным материалом, а также упражнения в копировании лучших образцов рисунка и графики из методического фонда должны постепенно сформировать «базу» для подготовки рисования по представлению. В таких работах студенты отбирают и обрабатывают на практике оптимальные методы построения, как предметов, так и композиции замысла в целом. Когда обучающийся работает над композицией по представлению, происходит сложный мыслительный поисковый процесс. Происходит отбор подходящих устойчивых образов, которые наиболее ярко отображают замысел и идею. При таком методе работы бывает невозможным сразу изобразить всю композицию без предварительной подготовки, поэтому требуется дополнительная работа с набросками. Поиск композиции зависит от умения обучающегося мыслить и переставлять единое композиционное пространство и объект изображения в листе. В работе обычно наброски выполняются как предварительный вариант, который редко выставляется на суд зрителя. Суть работы состоит в том, что студенты проводят работу, смысл которой заключается в том, чтобы преобразовать геометрию и размеры формы объекта. Также важны моменты проработки по формированию и трансформации объектов для создания необходимого художественного образа. Как итог работы, получается единый связанный между собой из отдельных элементов новый объект, уже «переработанный» в сознании художника. Как писал известный художник-педагог, профессор А. Е. Терентьев: «В процессе работы по представлению заметную роль играет умение художника свободно оперировать зрительными образами, когда восстанавливаются наиболее существенные, характерные особенности изображаемых объектов, которые затем находят свое графическое воплощение в рисунках» [2,с.121]. В дальнейшем, когда художник работает над творческой композицией, он должен помнить об основных объектах и пытаться уравновесить эти элементы картины, соподчинить их, связав между собой соответственно замыслу и идее. Касаемо материалов, в настоящее время, с развитием новых технологий, конечный результат работы художника зависит только от его первоначальной идеи, а наброски могут быть выполнены в другом материале. Как правило, «поисковые» эскизы выполняются лаконично, довольно «скупыми» средствами, линией, штрихом и пятом, и это не лишает эскизов художественной выразительности и ценности. Для первоначальных набросков бывает достаточно линеарного рисунка, например, линером, или гелиевой ручкой.

В данном контексте хотелось бы отдельно поговорить о композиционной работе, связанной с работой над дизайнерским проектом, в ходе выполнения практического задания. Для развития творческого мышления необходимо самостоятельное создание композиций, например, на основе отобранных объектов. Как уже упоминалось выше, здесь работа основывается на абстрактных образах, адаптированных под идею и замысел. Возможно, это все проводить в условиях академического рисунка под контролем преподавателя, а на проектировании студенты предоставят поисковые эскизы и отберут с другим преподавателем окончательные варианты идеи графического проекта. Работая над композицией, или созданием графического проекта, студенты, сравнивая предметы между собой по цвету, фактуре, размеру учатся решать композиционные задачи на начальном этапе, еще до создания завершенного проекта. При этом необходимо стремиться создать ритмически правильно выстроенную, уравновешенную композицию, найти сочетание форм и предметов. Достаточно найти «композиционный» образ в соответствии с замыслом и решить творческую задачу. Таким образом, происходит интеграция предметов, создаются связующие компоненты, которые помогают обучающимся усвоить эффективно материал и изучить проблему на практике.

В работе будущему художнику, дизайнеру, проектировщику или художнику-педагогу необходимы такие качества как развитое творческое мышление, богатый запас пластических наблюдений, прочные навыки уверенного и свободного рисования, умение сочинять и импровизировать. Эти качества приобретаются в результате систематического рисования по памяти, представлению и воображению. Без этих важных качеств невозможна успешная работа над заданиями по тематическому рисунку, композиции, поскольку композиционный эскиз, картина или проект не составляются механически из этюдов и набросков и, как правило, не повторяют их. Основополагающими моментами в данном случае являются мастерство художника, хорошая память, воображение, а также его наблюдения и знания, приобретенные при работе с натуры.

Рисунок по представлению и по памяти помогает сохранить в картине логическое соподчинение предметов, в то время как ограничение себя только работой с натуры может внести в нее элемент «сочинительства», что может привести к потере общего впечатления, и даже замысла работы. Художнику, в воображении которого накоплен достаточный материал, наблюдений и визуального опыта, не возникает необходимости зарисовывать знакомые детали. Некоторые объекты сохраняются в его памяти и, в случае необходимости, получают свое воплощение. Например, в истории развития изобразительного искусства четко определились две линии в подходе к натуре. Так, в Голландии и Фландрии были специалисты «узких» жанров, вплоть до натюрморта, пользовались накопленным натурным материалом, один из них известный художник Снейдерс. Его специализация позволяла работать без натуры, хотя в основе выработанных ими технических приемов, как известно, лежало наблюдение и изучение натуры. Ярким примером специалиста одного жанра в русском искусстве был художник маринист Иван Константинович Айвазовский, который овладел жанром настолько, что писал картины «от себя», по памяти, не выходя из мастерской. Художник, упорно работающий в области излюбленного жанра, в такой мере осваивает мастерство, что с легкостью пишет целую картину.

Правильно выстроенное обучение основам рисунка содержит в своей структуре ряд поисковых заданий. Например, в рисунке по представлению студенты используют такой процесс творческой деятельности, как «придумывание». Происходит своеобразный мыслительный процесс, направленный на решение определенной творческой задачи, который помогает искать новые объекты, находить художественные решения.

Программа подготовки учащихся высших учебных заведений в базовой части программы «Академический рисунок», где рисунок по памяти включает различные задания, упражнения чаще всего практикуется повторение по памяти некоторых программных заданий. Количество часов отведенных на повторение рекомендовано значительно меньше, чем на выполнение рисунка с натуры. Обычно дается установка на то, чтобы при повторении задания по памяти художник стремился передать обобщенное впечатление от натуры за счет опускания подробностей. Однако отказ от изображения деталей в рисунке часто приводит к неоправданным упрощениям.

Будущий художник-дизайнер должен обладать такими качествами как, умение представлять, воображать, комбинировать. Все это являются неотъемлемой частью процесса их творческого становления. Перед тем, как подойти к этому моменту, студенты должны овладеть базовыми знаниями по академическому рисунку, перспективе, научиться мыслить конструктивно, изображать объекты с различных ракурсов, выбирать наиболее подходящие варианты для дальнейшей работы. Все это способствует формированию необходимых качеств, повышает творческую активность обучающегося и развивает определенный тип мышления, необходимый для профессиональной деятельности.

 

Литература:

 

1.                  Н. И. Садомова, «Вопросы гуманитарных наук» № 3, издательство «Спутник+», М.,- 2014.

2.                  А. Е. Терентьев «Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства», издательство: «Просвещение», М.,-1981.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle