Библиографическое описание:

Финогеева Т. А., Айрумян Г. С. Специфика формирования этикета у младшего школьника [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 22-25.

С раннего детства ребенок находится во взаимодействии с окружающими людьми и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное отношение к делу необходимо начинать с детства. Умение жить в коллективе сверстников, имеет огромное значение для школьника.

Культура поведения — проявляется во всех ситуациях школьной жизни. Культура общения предполагает умение воздерживаться от нежелательных, в данной обстановке действий и слов. Ребенок учиться замечать состояния и настроение окружающих его людей. Культура общения предполагает культуру речи. Культура речи, следовательно, предполагает наличие у ребёнка запаса слов, умение тактично выражать свою мысль.

Умение владеть культурой речи помогает общению детей, предотвращает между ними конфликты.

В обучении, главное место занимает формирование культуры поведения и общения.

Находясь в кругу сверстников у ребёнка формируются новые черты: коллективизм, сдержанность, взаимопомощь, товарищество, навыки общественного поведения. Воспитание этикета напрямую связанно с формированием у детей навыков коллективизма. Необходимо объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе испытывать эмоции. Задача учителя — направлять детей так, чтобы эти отношения формировали навыки коллективизма. Важно прививать ребенку навыки культуры поведения, которая помогает ему устанавливать контакт со сверстниками. Правила этикета легче усваиваются ребёнком, если взрослые поддерживают его своим примером.

Становление личности младшего школьника неразрывно связано и с его социализацией, т. е. с освоением культурных ценностей общества.

В дошкольном возрасте прививаются навыки этикета, работа продолжается с приходом детей в школу. В начальных классах дети осознают, что необходимо быть аккуратными, опрятными, вежливыми и т. д.

Опыт общения у ребёнка не большой, он может быть не вежлив лишь в силу незнания того как надо поступить. Дети усваивают правила поведения наблюдая за поведением взрослых, которые являются для них примером. Осознание ребёнка своего поведения, своих действий — необходимый момент формирования общественно полезных навыков и привычек, этических норм поведения. Организация жизни в школе, должна быть такая, чтобы младшие школьники впитывали опыт нравственных отношений.

Вся работа по формированию этикета строится в определенной системе, успех в данном направлении во многом зависит от правильного выбора методов работы с учащимися. Главными методами являются объяснения ученикам соответствующих норм морали. Методы разъяснения разнообразны: этическая беседа, рассказ учителя, обсуждение школьной жизни, беседа по прочитанному рассказу, проект, стенды по культуре поведения, диспут и т. д.

Главное место занимает беседа учителя с детьми. В младшем школьном возрасте доминирующее психическое состояние, мотивы и стимулы, направляют поведение ребенка, в большой мере определяют взаимодействия с взрослыми и сверстниками. В большей степени, родителями и учителями, и в меньшей спонтанными побуждениями. Под воздействием этих внешних и внутренних моментов в поведении возникают различные противоречия: послушание и непослушание. Отсутствие жизненного опыта отношений, авторитет взрослых и стремление к удовлетворению своих потребностей, побуждает младших школьников к послушанию.

Главным моментом осознания человеком правил поведения в обществе является, гуманистическое воспитание — это воспитание дисциплины и культуры поведения.

Содержание школьной дисциплины определяется нормами и требованиями, установленными правилами для учащихся и внутренним распорядком школы.

Взаимосвязь норм и правил, регулирующих внешние формы поведения, называют этикетом. Этикет систематизировал, сложившиеся принципы общения и нормы поведения.

Этикет помогает найти выход в различных жизненных ситуациях, способствует доброжелательности и взаимопониманию, уменьшается риск создания конфликтов.

В работе педагог иногда допускает ошибки: требования к дисциплине доходят до требований, запретов, сдерживающих мер, отдельных способов дисциплинарного воздействия. Такие требования отталкивают детей от учителя, воспринимаются ими как скучная и неприятная «обязаловка», подавление свободы и инициативы. А. С.Макаренко называл такую дисциплину «занудной». Дети стремятся выйти из-под такого воздействия, оказывают сопротивление.

Воспитание тесно связано с самовоспитанием.

Основным моментом занятий является показ, дети должны сами оценить, что сделано правильно, а что — нет, сказать и показать, как необходимо было сделать. Активное участие детей в обсуждении важно потому, что создаваемые ситуации знакомы ученикам соответствуют их жизненному опыту. Учитель дополняет имеющиеся у школьников знания, приводит их в систему, подкрепляет требования родителей своими требованиями.

Природой заложено в ребенке стремление проиграть как можно больше разнообразных ситуаций, для того чтобы понять их.

Работу в данном направлении необходимо проводить в контакте с родителями, разъяснять им методы воспитания и приходить к единому мнению и выработать единую линию педагогического воздействия. Участие родителей может иметь разнообразные формы. Важно, привлекать родителей к систематическому контролю за выполнением правил этикета в повседневной жизни.

Основная причина невыполнения детьми правил поведения находится в окружающих людях. Взрослые не всегда являются образцом поведения как дома, так и в общественных местах. Они, бывают раздражительны и бестактны, позволяют себе такое поведения, которое резко осуждается у детей.

Таким образом, формируя навыки этикета, взрослые должны следить за своим поведением и быть образцом для детей.

Воспитание этикета у младшего школьника проходит успешно только тогда когда родители и школа находят общий язык и совместно предъявляют единые требования к поведению детей.

Методы организации жизни и деятельности школьников призваны воздействовать на поведенческо-деятельностную сферу формирующегося отношения. Их цель — научить младшего школьника определенным навыкам, умениям и формам поведения от простейших до сознательных действий. В основе этих методов — практический опыт людей, который приобретается в результате человеческой деятельности.

Методы воспитания, включающие учеников в различные виды практической деятельности:

1)      педагогическое требование — могу быть прямые (приказание, предписание, инструкция, указание), и косвенные (рекомендация, просьба, совет, намек, подсказка).

2)      упражнение — это планомерные и регулярно выполняемые учащимися определенных действий, превращающихся в привычные формы поведения. Таким упражнением является режим жизни и деятельности учащихся, другим — нормы и правила этикета.

3)      создание ситуаций выбора варианта поведения. В момент выхода из различных ситуаций младшие школьники усваивают нормы и правила поведения. Сложнее, когда ситуация доходит до конфликта.

4)      Пример окружающих взрослых и сверстников.

Актуальным для младшего школьника является повседневное общение, деловое, товарищеское, доверительное взаимодействие.

Нужно помнить, что при организации этой группы методов воспитания о подражании. Подражание осуществляется через восприятие переживаний, настроений, отличающихся яркой эмоциональной окраской. Подверженность подражанию зависит от двух факторов: возраста, общей развитости и зрелости личности.

Третью группу методов воспитания составляют возвратно-оценочные методы: осуждение и одобрение, поощрение и наказание. Их главная задача — регулировать эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности воспитанника: стимулирование положительных и торможение отрицательных. Причем, субъектом возвратной воспитательной оценки могут выступать и педагоги, родители, коллектив сверстников и просто окружающие люди.

А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский и другие педагоги разработали теорию и выработали педагогические правила и требования к поощрению и наказанию. Вот некоторые из них:

-        нельзя переоценивать роль поощрения и наказания в воспитательном процессе. В хорошем слаженном детском коллективе можно вообще длительное время обходиться без них.

-        использование поощрений и наказаний эффективно только в сочетании с методами убеждения и организации жизни и деятельности детей.

-        ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным — наказания.

-        поощрения и наказания должны быть индивидуализированными, учитывать возрастные, половые особенности, сложившуюся психолого-педагогическую ситуацию.

-        имеется большой перечень ситуаций, когда поощрения и наказания не могут быть применены. Например, за то, что получено от природы (ум, здоровье, внешность и т. д.), не должно вредить здоровью, нельзя дважды наказывать за одно и то же, нельзя наказывать, если проступок осознан учеником, если поступок — результат неумения и другие.

Особое место в педагогике отводится методу внушения, заимствованному из психотерапии, медицинской психологии, лечебной педагогики. Суть его в том, что некоторые суждения доводятся до сознания и подсознания школьников, внедряются в их поведение, выступают в качестве одобрения, осуждения, если они используются авторитетным для детей воспитателем, педагогически и психологически грамотно регулирующим свои воспитательные воздействия.

Необходимо сказать еще о двух понятиях, имеющих прямое отношение к методике воспитания и формирования этикета. Во-первых, это понятие приема (педагогического, методического), который необходимо понимать как «деталь метода, зависящую от индивидуально-психологических особенностей как педагога, так и воспитанника, от сложившейся психолого-педагогической ситуации» [10. 44]. Например, требование учителя может быть выражено в форме совета, приказания, выражения доверия, авансирования, просьбы, рекомендации. Это все разнообразные приемы, с помощью которых педагог может обогатить палитру используемых методов воспитания.

И, во-вторых, следует различать два понятия: метод воспитания и метод воздействия; если метод воспитания имеет своей конечной целью формирование запланированного отношения, определенных качеств личности ученика, то метод воздействия рассчитан на получение сиюминутной реакции. Например, воспитание бережного, почтительного отношения к книге формируется постепенно, длительно, начиная с первых лет жизни ребенка: объяснением, что книги надо беречь, прививаем любовь к чтению; собираем семейную библиотеку. Недели детской книги; творческими уроками литературы, поход в библиотеку и лишь эпизодичным сиюминутным в этой системе выступает метод воздействия: книге нельзя делать никаких помарок: сотри сейчас же свои пометки!» Или «Не загибай углов страниц, пользуйся закладкой».

Таким образом, различные группы методов воспитания и педагогические приемы их реализации, воздействуя на разные сферы формирующейся личности младшего школьника, являются, как говорил А. С. Макаренко, своеобразным «инструментом прикосновения личности», с помощью которого включаются «механизмы» самореализации личности, что является основой современного подхода к воспитанию.

 

Литература:

 

1.         Давыдов В. В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников./ В. В. Давыдов — М.: Гардарики,2006

2.         Финогеева т. А., Павлова Л. В. Организация групповой работы в начальной школе — один из механизмов достижения качественно новых образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.// Наука и образование в жизни современного общества: сб.науч.тр.по мат-лам Междунар.науч.-практ.конф.: в 12частях, Ч.5.: М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука_Общество».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle