Влияние предметно-игровой деятельности на развитие детей 2-го года жизни | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2015)

Дата публикации: 02.04.2015

Статья просмотрена: 1302 раза

Библиографическое описание:

Цюцюра, З. В. Влияние предметно-игровой деятельности на развитие детей 2-го года жизни / З. В. Цюцюра. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 134-138. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7771/ (дата обращения: 24.04.2024).

На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного и социального мира. В этот период предметная деятельность остается ведущей и определяет основные изменения в жизнедеятельности ребенка. В процессе этой деятельности малыш усваивает культурные, исторически сложившиеся способы действий с предметами.

Развитие соотносящих действий

С конца первого года — начала второго года жизни младенец начинает замечать и учитывать в своих действиях специфические особенности предметов, их простейшие физические свойства. Теперь он выполняет различные действия с предметами: вкладывает одну мисочку в другую, нанизывает колечки пирамидки и т. д. Подобные действия считаются соотносящимися. Большая часть детских игрушек является самообучающими или автодидактическими. Они сами «подсказывают» ребенку, какого рода действия нужно произвести, чтобы достигнуть цель. Это различные составные игрушки, которые требуют соотнесения размеров, форм, цветов, деталей (пирамидки, матрешки, вкладыши, мозаики, разрезные картинки, пазлы и т. д.). При составлении пирамидки нужно учитывать соотношение величины колец. А если пирамидка фигурная (клоун, собачка и т. д.), нужно соотносить составные части по форме. При сборке матрешки нужно подбирать половинки одинаковой величины да к тому же выполнять действия в строго заданном порядке: собрав маленькую матрешку, следует вложить ее в большую и т. д. При складывании разрезной картинки следует соотносить части так, чтобы получилось целостное изображение. Такими увлекательными соотносящими действиями с удовольствием занимаются и дети третьего года жизни.

Соотносящие действия обогащают и совершенствуют его чувственный опыт. Выполняя с игрушками прямые и обратные действия, ребенок умеет занять себя сам: собрал — разобрал, нанизал — снял, вложил — выложил, открыл — закрыл и т. п. В процессе таких интересных действий развивается мелкая моторика рук малыша, глазомер, совершенствуются движения кисти и пальцев рук, ребенок постепенно приучается контролировать движение рук с помощью зрения. Задействуя зрительное и тактильное восприятие предметов, ребенок конца второго — начала третьего года жизни учится производить соотнесения по одному признаку, например по цвету, поднося варежки, шапочки, шарфики друг к другу («Такой красный? Не такой!»), или по величине, накладывая одно колечко на другое («Такое большое? Не такое!»). Упражняясь, ребенок со временем начинает производить действие лишь с помощью зрительного контроля, раз за разом выбирая из общей массы самое большое колечко, вкладывая в прорезь «Геометрической коробки» формы соответствующей конфигурации, минуя их предварительное прикладывание. Умения ребенка совершенствуются, и он к концу третьего года жизни ему по силам соотносить предметы по двум признакам (цвет и величина, форма и величина и т. д.) Развивается сообразительность малыша. Например, собирая матрешку, он вкладывает меньшую в большую, различает верхнюю и нижнюю части каждой, следит, чтобы совпадал рисунок. Развивается память ребенка. Он запоминает последовательность необходимых действий, воспроизводит отбор нужных деталей, умеет отличать существенное от несущественного Но ребенку третьего года жизни не обойтись без вашего руководства. Ваша задача — в игровой, увлекательной форме привести ребенка к выполнению необходимых действий, придать его деятельности целесообразный характер. Ваши словесные инструкции в сопровождении демонстрации действий становятся эффективным способом обучения ребенка. Со временем его действия можно будет корректировать лишь словом, не прибегая к наглядному образцу, К концу третьего года жизни ребенок, свободно ориентируясь в разных формах, собирает пирамидки из шаров, кубов, полусфер, составляет целостную картину из пазлов, кубиков, успешно демонстрирует прямые и обратные действия с крышками коробочек, шкатулок и т. п. Предусмотренный самим предметом результат действий в сочетании с вашей положительной оценкой способствует успешному развитию эмоционально-волевой сферы малыша, активности, целенаправленности, умению доводить начатое до определенного результата.

Развитие орудийных действий

Орудийные действия предполагают воздействие одного предмета на другой. Орудийными действиями дети начинают овладевать на втором году жизни. В этот период малыш делает первые попытки самостоятельно использовать ложку, расческу, заполнить с помощью совочка ведерко песком, начертить что-то карандашом, фломастером или мелом. Наиболее интенсивно овладение орудийными действиями происходит на третьем году жизни. Но и в этот период освоение орудийных действий дается ребенку нелегко, поскольку предполагает совершенно определенный, способ использования предметов. Так, ложку нужно держать и подносить ко рту таким образом, чтобы еда не проливалась, а ключик вставлять в заводное устройство так, чтобы его можно было поворачивать. Сначала он пытается действовать предметом-орудием как продолжением руки. Такие действия называются «ручными». Со временем ручные действия переходят в разряд орудийных. Это хорошо можно видеть на примере того, как малыш осваивает способы действия с совочком как орудием для насыпания песка. Сначала ребенок упорно тычет совочком и вытаскивает его, не захватывая песка. Убедившись в бесполезности своих попыток, он начинает захватывать песок руками, что сразу же дает положительный результат. Затем малыш опять берет совочек и пытается вновь набрать в него песок, немного меняя наклон ручки совка. Так, делая множество проб и ошибок, подстраивая движение руки под свойства орудия, ребенок наконец научается действовать правильно. Однако путь проб и ошибок — не самый главный способ освоения орудийных действий. Переход от «ручного» действия к орудийному происходит, прежде всего, под влиянием образца, который предлагает взрослый. Именно взрослый должен объяснить малышу, для чего нужен тот или иной предмет, показать, как правильно выполнять то или иное действие, направлять движение руки ребенка своей рукой, побуждать повторять движения, помогать исправлять ошибки. Так, в ходе совместной деятельности вы постепенно передаете малышу общественно выработанные способы употребления предметов. В ходе такого общения вы выполняете несколько функций. Вы являетесь: партнером и помощником в ходе совместной с ребенком деятельности, образцом для подражания; «экспертом» по оценке умений и знаний малыша. Последнее особенно важно, так как в этом возрасте ребенок далеко не всегда может самостоятельно оценить правильность своих действий, но очень хочет получить такой же результат, как и у вас. Даже тогда, когда малыш уже осуществляет действие правильно и самостоятельно, он постоянно ориентируется на ваши отношение и оценку. Внешне выражается в постоянных обращениях к вам ребенка («Как?…Так?… Правильно?»), вопросительных взглядах, поисках помощи. На протяжении третьего года жизни действия малыша с предметами становятся все более разнообразными и ловкими. Он уже знает названия и назначение предметов, многое умеет делать сам. Его все больше начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется. В самостоятельных занятиях и играх малыш к трем годам начинает руководствоваться собственным замыслом, стремлением к достижению успеха. Такое поведение свидетельствует не только о совершенствовании предметной деятельности, но и о развитии познавательной активности ребенка, ведь он настойчиво стремится к освоению новых действий, получению новых знаний. Однако следует помнить, что познавательная активность ребенка развивается не только при целенаправленном руководстве взрослого и в процессе освоения культурно нормированных, орудийных действий, но и в ходе свободной, самостоятельной практической деятельности.

Развитие детского экспериментирования

Третий год жизни — период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша — вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое, — вызывает его исследовательский интерес, становится «проблемой для ума». В процессе исследования и экспериментирования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Детское экспериментирование — важный путь развития познавательной мотивации и умственной активности ребенка с первых лет жизни. Этот вид деятельности не задается в прямом виде взрослыми, а осуществляется ребенком самостоятельно или посредством косвенных воздействий старших. В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. В свободной исследовательской деятельности ярко представлен момент саморазвития: преобразуя объекты, ребенок открывает их свойства, которые побуждают производить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает малышу возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш:

-        активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;

-        быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;

-        с интересом включается в предложенные взрослым игры с природными объектами, экспериментирование с различными веществами;

-        подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;

-        радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.

Познавательная активность и интеллектуальное развитие в раннем возрасте проявляется не только и не столько в успешности решения практических задач, но, прежде всего, в эмоциональной вовлеченности, настойчивости, удовольствии, которое получает ребенок от своей исследовательской деятельности. Богатая и разнообразная предметная среда, побуждающая малыша к активным действиям, является важнейшим условием развития его познавательной сферы.

Как же развивать предметную деятельность и познавательную активность ребенка? Предметная деятельность ребенка в раннем возрасте определяет, то есть «ведет» за собой психическое развитие, поэтому она и называется ведущей. Именно в ходе предметной деятельности создаются наиболее благоприятные условия для развития важнейших способностей, умений и личностных качеств ребенка — речи, мышления, познавательной активности, целенаправленности и самостоятельности. Поэтому ваша главная задача — создание оптимальных условий для обогащения и развития разнообразных действий с предметами. Прежде всего, помогите ребенку освоить культурно нормированные, практические и орудийные действия. Научите его правильно пользоваться различными предметами домашнего обихода (есть ложкой и пить из чашки, застегивать пуговицы, причесываться расческой), игрушками, специально созданными для овладения орудийными действиями (лопаткой, молоточком и др.). При этом обучение таким действиям нельзя сводить лишь к развитию отдельных движений руки или определенных навыков. Важно помнить, что овладение предметными действиями требует от ребенка преодоления спонтанной, импульсивной активности, а следовательно, развития произвольности, настойчивости и самостоятельности. Полученный правильный результат дает малышу возможность почувствовать свою умелость, уверенность в себе, ощутить себя причастным к делам взрослых.

Таким образом, обучая ребенка культурным способам взаимодействия с предметным миром, вы не только формируете у него навыки самообслуживания, но и воспитываете личность. Для ознакомления ребенка с предметами окружающего мира и овладения предметными действиями полезно использовать разнообразные бытовые предметы, игрушки, имитирующие их, и игрушки, специально предназначенные для развития предметных действий. Богатая и разнообразная предметная среда стимулирует малыша к различным движениям и действиям, способствует обогащению чувственного опыта, развитию мышления. Важно, чтобы предметы и игрушки можно было использовать для развития различных органов чувств и формирования разнообразных умений. Поэтому у ребенка должны быть игрушки, выполненные из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.) и имеющие разные размеры, фактуру, цвет, звучание, стимулирующие разные виды действий. Дома у малыша должны быть предметы для выполнения соотносящих (матрешки, пирамидки) и орудийных действий (совочки, формочки, заводные игрушки); игрушки для бросания, катания (мячи, машинки, тележки); предметы и приспособления для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (бусины, катушки, веревочки, крючки), конструкторы, игрушки, имитирующие бытовые предметы. Очень важно поддерживать интерес малыша к игрушкам и предметам, предоставляя ему возможность самостоятельно исследовать их. Наиболее эффективно ребенок овладевает предметными действиями, когда они включены в дидактическую или сюжетную игру. Например, из кубиков можно построить домик для ежика, из модульной мебели соорудить поезд, из песка «испечь» пирожки для кукол. Совместная деятельность не должна навязываться ребенку. Обязательно откликайтесь на просьбу малыша о помощи, подключайтесь к его игре, помогайте преодолевать затруднения. При этом не ограничивайте инициативу малыша, важно, чтобы он научился сам выделять нужные свойства предметов, например, подбирать и соединять части пирамидки или матрешки в нужном порядке. Главное — пробудить интерес ребенка к разнообразным действиям и поддержать его желание действовать. Следующая ваша задача — развитие у ребенка познавательной активности, создание условий для ознакомления его с окружающим миром, обогащения впечатлениями и экспериментирования. Поддерживайте природное любопытство малыша, поощряйте любое проявление интереса к окружающему. Ограничение должно касаться только опасных для жизни и здоровья ребенка объектов и действий. Организуйте совместное наблюдение за различными явлениями природы. Привлекайте внимание ребенка к изменениям в природе, обращайте его внимание на разнообразные природные звуки (пение птиц, шум ветра, шелест листьев) и запахи (цветов, листьев), рассказывайте о жизни растений, животных. Наблюдение за разнообразными явлениями природы сочетайте с интересными играми и занятиями, в процессе которых малыш будет знакомиться с различными свойствами объектов живой и неживой природы, получит общее представление об их отличительных признаках. Важно поддерживать интерес ребенка к деятельности взрослых. Старайтесь комментировать свои действия, рассказывайте ему, чем заняты взрослые, отвечайте на его вопросы. Ознакомлению с окружающим способствуют чтение книг, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов познавательного характера о природном и социальном мире. Их содержание должно быть интересно и понятно малышу. Дети довольно рано начинают проявлять интерес к знаковой стороне человеческой культуры. Рассматривая книги, малыши показывают на буквы и цифры, спрашивают, что это такое. Они могут заинтересоваться дорожными знаками, буквами на вывеске магазина и т. п. Поддерживайте любознательность ребенка, организуйте игры с магнитной азбукой, кубиками с буквами и цифрами. Однако не ставьте своей задачей обучение ребенка грамоте или математике. Достаточно создать соответствующую среду (магнитную азбуку, карточки с буквами, цифрами и т. п.) и поддерживать интерес малыша.

Непременным условием благополучного познавательного развития ребенка является организация разных видов детского экспериментирования. Для этого оборудуйте специальный уголок для игр с водой, сыпучими, пластическими материалами, интересными для исследования и наблюдения предметами. Сминая пластилин, разрывая бумагу, ощупывая предметы разной фактуры и плотности, ребенок будет познавать разнообразные свойства и качества объектов и материалов. Разбирая и собирая игрушки и бытовые предметы, малыш получит представление о том, как они устроены. Проводя шарики по лабиринту, пытаясь открыть коробочку со сложным запором, ребенок решает самые настоящие мыслительные задачи. Старайтесь поддерживать познавательную активность ребенка, побуждайте его к самостоятельному экспериментированию. С этой целью полезно использовать различные «загадочные» предметы: музыкальные шкатулки, калейдоскоп, игрушки с разнообразными пусковыми механизмами, детский бинокль, лупу и др. Можно и самим изготовить «игрушку с секретом», положив в прозрачную коробочку (для духов, сувениров, дисков) или в пенал маленькую игрушку. Особый интерес детей вызывают бытовые приборы, открывающие богатые возможности для разнообразных манипуляций (часы, диктофон, радиоприемник, фотоаппарат, телефон и пр.). С этими предметами ребенок может действовать под контролем взрослого. Исследовательский интерес ребенка можно пробудить, демонстрируя яркие необычные эффекты, организуя экспериментирование с зеркалом, магнитом, электрическим фонариком (пуская солнечных зайчиков, прикладывая магнит к игрушкам из различных материалов, освещая фонариком разные предметы и т. п.) Огромный простор для детского экспериментирования открывают игры с водой, красками, песком, бумагой. Эти игры не только чрезвычайно увлекательны для малыша, но и очень полезны для установления физических закономерностей, овладения представлениями об объеме, форме, изменениях веществ и познания свойств и возможностей того или иного материала.

Для развития познавательной активности полезны игры с изобразительными материалами. Эти игры могут не иметь изобразительных целей, а носить чисто исследовательский характер. Малыши, как правило, с интересом смешивают краски, делают пальчиками мазки на бумаге, черкают фломастером, мелом. При этом дети не только знакомятся со свойствами различных веществ и материалов, но и получают быстрый видимый эффект от собственных преобразующих действий, что вызывает у них особую радость. Богатые возможности для познавательного развития ребенка дают музыкальные игрушки (колокольчики, бубны и др.) и разнообразные звучащие предметы (деревянные ложки, шуршащая бумага). Экспериментирование со звуковыми предметами способствует формированию интереса к миру звуков, способности дифференцировать их, развитию мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата. Исследовательский интерес ребенка нужно обязательно поощрять. Вместе с малышом удивляйтесь и радуйтесь открытиям, хвалите его. Не ругайте малыша, если он из интереса разобрал или нечаянно сломал игрушку, налил на пол воду, насорил, испачкался. Обязательно отвечайте на все вопросы ребенка, стараясь формулировать ответы в доступной форме, спрашивайте малыша о том, что он делает, что у него получилось. В ходе разнообразных соотносящих и орудийных действий, как и в процессе наблюдения и экспериментирования, осуществляется развитие всех сторон психики ребенка.

С помощью внешних ориентировочных действий он рано или поздно получает нужный результат. Такой способ решения практической задачи характерен для наглядно-действенного мышления. Но уже в раннем возрасте у детей развивается наглядно-образное мышление, что позволяет им совершать соотносящие действия в уме и достигать правильного результата без предварительных проб. Умственному развитию ребенка способствуют также игры с кубиками, геометрическими плоскостными и объемными формами, детские лото, домино. Одной из важных задач развития предметной деятельности ребенка третьего года жизни является формирование целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности. Известно, что деятельность ребенка младше двух лет имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат еще не имеет для него какого-либо самостоятельного значения. К трем годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать его действия. Для того чтобы помочь ребенку действовать целенаправленно, необходимо выделить в его сознании представление о конечном результате действия. Например, если малыш захотел по картинке выложить узор из мозаики, рассмотрите вместе с ним образец, спросите, какие для этого понадобятся детали, куда их нужно будет положить. Деятельность ребенка приобретает целенаправленный характер, он настойчиво стремится к получению правильного результата. Представление о правильном результате складывается как на основе заданного образца (инструкция взрослого, картинка и др.), так и собственного замысла. Ребенок действует уже не просто так, а с целью получения определенного результата («хочу построить гараж»). Нацеленность на результат, настойчивость и самостоятельность в достижении цели является важнейшей характеристикой не только деятельности ребенка, но и его личности в целом. Маленькому ребенку нужно помогать «удерживать» цель, направлять его на достижение желаемого результата. Для этого можно использовать игры с конструкторами и игрушки, предполагающие создание определенного предмета. Это могут быть фигурные пирамидки, из которых нужно собрать определенный предмет (машинку, солдатика, собачку и пр.), кубики, всевозможные мозаики или пазлы, из которых складываются картинки. По ходу работы поощряйте правильные действия малыша, обращайте его внимание на ошибки, помогайте исправить их, побуждайте сравнивать полученный результат с образцом или замыслом. По окончании работы очень важно похвалить ребенка, зафиксировать результат его деятельности.Следует учитывать, что замыслы малыша еще очень слабо подкреплены его реальными практическими умениями. Он часто стремится к целям, реализовать которые еще не может, неудача вызывает у него сильную аффективную реакцию. Без вашей помощи ребенку трудно правильно скоординировать и распределить свои действия, сделать их целедостигающими, определить их пригодность для конкретной задачи. Вы должны помогать малышу выбирать необходимые способы действия, откликаясь на его просьбы или предлагая ему помощь по собственной инициативе. При этом ваша помощь не должна гасить инициативу и самостоятельность ребенка. Старайтесь предоставлять малышу возможность самостоятельно выполнить те действия, которые ему по силам.

 

Литература:

 

1.      Новоселова С. Л Развивающая предметная среда: методические рекомендации [Текст]: методическое пособие /С. Л. Новоселова. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. — 64 с.

2.      Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст]: книга / В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. Т. Стрелкова. — М.: Новая школа, 1993. — 53 с.

Основные термины (генерируются автоматически): действие, ребенок, малыш, предмет, игрушка, предметная деятельность, детское экспериментирование, окружающий мир, познавательная активность, познавательная активность ребенка.

Похожие статьи

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

ребенок, экспериментальная деятельность, вод, познавательная активность, неживая природа, дошкольный возраст, детское экспериментирование, опытно-экспериментальная деятельность, сухой песок...

Роль детского экспериментирования как метод...

ребенок, экспериментальная деятельность, вод, познавательная активность, неживая природа, дошкольный возраст, детское экспериментирование, опытно-экспериментальная деятельность, сухой песок...

Развитие познавательной активности детей среднего...

ребенок, экспериментально-исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность, детское экспериментирование, деятельность, окружающий мир, опыт, опыт работы.

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество...

Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское экспериментирование, дошкольный возраст, экспериментирование, Эксперимент, развитие, подведение итогов, неживая природа.

Развитие познавательной активности детей старшего...

Библиографическое описание: Копина А. В. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную

И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Раннее экспериментирование детей | Статья в журнале...

Организация исследовательской деятельности детей... детское экспериментирование, ребенок, исследовательская деятельность, материал, место, игра, окружающий мир, исследовательская работа, дошкольный возраст, работа.

Экспериментальная и поисковая деятельность детей...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество...

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

В познавательно-экспериментальной деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно

В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя...

Похожие статьи

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

ребенок, экспериментальная деятельность, вод, познавательная активность, неживая природа, дошкольный возраст, детское экспериментирование, опытно-экспериментальная деятельность, сухой песок...

Роль детского экспериментирования как метод...

ребенок, экспериментальная деятельность, вод, познавательная активность, неживая природа, дошкольный возраст, детское экспериментирование, опытно-экспериментальная деятельность, сухой песок...

Развитие познавательной активности детей среднего...

ребенок, экспериментально-исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность, детское экспериментирование, деятельность, окружающий мир, опыт, опыт работы.

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество...

Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское экспериментирование, дошкольный возраст, экспериментирование, Эксперимент, развитие, подведение итогов, неживая природа.

Развитие познавательной активности детей старшего...

Библиографическое описание: Копина А. В. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную

И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Раннее экспериментирование детей | Статья в журнале...

Организация исследовательской деятельности детей... детское экспериментирование, ребенок, исследовательская деятельность, материал, место, игра, окружающий мир, исследовательская работа, дошкольный возраст, работа.

Экспериментальная и поисковая деятельность детей...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество...

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

В познавательно-экспериментальной деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно

В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя...