Библиографическое описание:

Кубайчук Н. П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 97-101.

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает новое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека

В. А. Сухомлинский

В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости профессий по принципу «престижности» и потребностью в высококвалифицированных специалистах. В нашем районе проблема усугубляется недостаточной информированностью детей о профессиях. Существует проблема игнорирования вопросов раннего профориентационного воспитания дошкольников. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики «взращивания» с дошкольного возраста личности способной стать в будущем профессионалом своего дела на основе формирования представлений о том, что труд — это почетная обязанность каждого человека, живущего в нашем обществе.

Создавшаяся ситуация заставила меня по — новому взглянуть на организацию профориентационной работы, начинать которую необходимо с дошкольного возраста. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Целью ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Осуществить ориентацию детей на трудовую подготовку, повлиять на выбор востребованных профессий можно, если будут решены проблемы образовательной системы в целом.

С этой целью я разработала проект «Все работы хороши — выбирай на вкус», который был реализован мной в подготовительной группе. Проект возник не случайно. Данные анкетирования родителей показали, что они плохо представляют значимость профориентационной работы, считая, что дети «вырастут и сами решат, что делать и где работать». Некоторые родители ответили, что дети «пойдут по их стопам». Отдельные родители хотели бы видеть своих детей благополучными и самодостаточными, живущими в роскоши и богатстве, поэтому уже сейчас работают для того, чтобы материально помочь своим детям и направить учиться в престижное учебное заведение. Проведенное анкетирование показало, что родителям необходима помощь в развитии у ребенка интереса к выбору будущей профессии. Опрос детей старшего дошкольного возраста показал, что только 30 % из них имеет отчетливое представление о многообразии профессий, правильно обосновывают значимость труда. 40 % детей имеют представление о значимости разных профессий, устанавливают связи между разными видами труда. Остальные дети 30 % знают названия только некоторых отдельных профессий, не могли объяснить, где работают родители, в чем ценность их труда, а познавательное отношение к труду у этих дошкольников неустойчивое. Исходя из этих данных и результатов районного анкетирования и был разработан мной данный проект. Основой работы стали прием «погружение в профессию», знакомство с профессиями родителей (встречи с интересными людьми) и экскурсии. Для себя я отметила, что мне важно научить ребенка понимать, каким образом его мечта будет осуществимой, показать, что при выборе любой профессии нужно научиться приносить пользу себе и людям. Поэтому моя главная задача как педагога- поддержать мечту ребенка и связать стремление к ней с желанием трудиться. На сегодняшний день в нашем образовательном учреждении «Улыбка» творческая группа педагогов работает над разработкой собственной концепции профориентационной работы с дошкольниками. Положительные результаты данной проектной деятельности, в которую включены не только дети, но и родители натолкнули меня на дальнейшие этапы работы в данном направлении. В настоящее время в моей педагогической копилке имеются проекты, рассчитанные на весь дошкольный период, начиная со 2 младшей группы. Таким образом, реализация модели ранней профессиональной ориентации дошкольников, с использованием проектной формы работы с детьми и родителями, позволит расширить информированность наших воспитанников о профессиях, поможет сформировать у них образ «Я — профессионал» и обеспечит преемственность в рамках непрерывного образования.

Актуальность: В настоящее время уделяется большое внимание формированию предпосылок трудовой деятельности и профориентационного развития дошкольников. Именно поэтому актуальной стала проблема развития нравственно — патриотических качеств детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания, где одной из главных задач является формирование у детей понятия о профессиональной деятельности взрослых.

Проблема: Большинство детей имеют недостаточно знаний и представлений о профессиях взрослых, низкий словарный запас по этой теме.

Цель: Профориентация дошкольников посредством ознакомления с трудом взрослых.

Режим работы: Совместная деятельность

Задачи:

-        Продолжать знакомить детей с трудом взрослых

-        Расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимостью их труда для семьи и общества

-        Учить отображать представления о профессиях родителей в игровой деятельности

-        Заинтересовать родителей совместными мероприятиями, привлечь к проведению совместных экскурсий на рабочие объекты

-        Активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.

Вид проекта: информационно-практический.

Возраст детей:6–7лет.

Продолжительность: долгосрочный

Участники: воспитатели, родители, дети

Этапы работы над проектом.

Выполнение поставленных задач я буду выполнять с помощью:

1.      Экскурсий

2.      Бесед с детьми о профессиях, рассказ родителей о своих профессиях.

3.      Чтение и обыгрывание стихов о профессиях

4.      Дидактических и СРИ

5.      Выставки рисунков, создания фотоальбома профессий

6.      Просмотр слайдов и видеоматериалов о профессиях.

7.      Экспериментирования с помощью алгоритма.

1.      Подготовительный этап.

-        Составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями.

-        Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических)

-        Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных.

-        Подбор песен, музыкальных композиций, связанных с темой проекта.

-        Сотрудничество с родителями

-        Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы.

-        Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

2.      Основной этап

Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы, просмотр презентаций,беседы,экскурсии,наблюдения,рисование,аппликации,изготовлениеп поделок, дидактические игры.

Мероприятия по работе с педагогами:

-        широкое использование игрушек, кукол, одетых в профессиональные костюмы (врач, повар и др.)

-        использование раздаточного материала, в соответствии с темой проекта,

-        использование мультимедийной презентации,

-        изготовление пособий для занятий и декораций для развлечений,

-        изготовление приглашения для родителей на «Праздник профессий»,

-        оформление выставки детских работ «Портреты профессий»

Мероприятия по работе с родителями:

-        подборка консультаций на тему «Профессии».

-        оформление мини-практикумов по изготовлению мнемотаблиц и книжек-малышек о профессиях.

-        организация выставок детских работ и поделок

-        проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок, кукол, детских костюмов, декораций, книжек-малышек.

3.      Заключительный этап.

-        изготовление цифрового фотоальбома «Профессии наших родителей».

-        подведение итогов конкурса среди семей книжки-малышки «Профессии»,

-        вручение памятных дипломов, призов,

-        оформление фото выставки,

-        вечер досуга «Праздник профессий».

-        оформление выставки кукол в профессиональных костюмах,

-        оформление выставки коллективных работ,

-        презентация проекта.

Ожидаемый результат:

Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.

Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии. Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой цели атрибуты и наряды. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

Формы работы

Формы работы (ноябрь)

Содержание

  1. Непосредственная образовательная деятельность

 

 

 

 

 

 

 

  1. Совместная деятельность с детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Самостоятельная деятельность детей

 

 

 

 

  1. Взаимодействие с семьей

·                     Начальная диагностика, направленная на выявление знаний детей о профессиях

·                     Составление рассказов по картинам. Тема: «Профессии».

·                     НОД «Путешествие в прошлое профессий»

·                     Беседа «Что такое профессия»

·                     Экскурсия по детскому саду с целью ознакомления с профессиями людей, работающих в детском саду. (прачка, кухня, кабинет заведующей, библиотека, кабинет медицинской сестры, помещение плотника)

·                     Беседы с работниками детского сада

·                     Беседа «Кем работают мои родители»

·                     «Берем интервью»

·                      

Д/И «Кто где работает?»

«Кто это делает?»

Д/и «Кто что делает?»

Д/и «Исправь ошибку»

Д/и «Для человека какой профессии это нужно?»

Д/и «Кому что нужно для работы?»

Д/и «Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»

Д\и «Кто больше назовет действий?» (с мячом)

Д/и «Продолжи предложение»

Д/и «Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии)

Д/и «Нарисуем портрет» (речевой)

Д/и «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»

Изготовление гербов профессий работников детского сада

Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?». Чтение загадок о труде взрослых. Просмотр презентации «Профессии прошлого и настоящего»

·                     Рассматривание картин, иллюстраций: повар, пожарный, учитель, парикмахер, военный, врач, продавец, предметы и инструменты людей разных профессий.

·                     Рисование людей и предметов нужных для работы.

·                     Раскрашивание раскрасок по теме «Профессии».

Аппликация. Тема: «Детский сад мы строим сами». Рисование. Тема: «Кем я буду?».

·                     Подборка иллюстраций о профессиях Беседы дома о профессиях родителей. Подбор иллюстраций для создания фото альбома «Профессии моих родителей»

 

-        Составление рассказов по картинам. Тема: «Профессии».

-        НОД «Путешествие в прошлое профессий»

-        Беседа «Что такое профессия»

-        Экскурсия по детскому саду с целью ознакомления с профессиями людей, работающих в детском саду. (прачка, кухня, кабинет заведующей, библиотека, кабинет медицинской сестры, помещение плотника)

-        Беседы с работниками детского сада

-        Беседа «Кем работают мои родители»

-        «Берем интервью»

Д/И «Кто где работает?»

«Кто это делает?»

Д/и «Кто что делает?»

Д/и «Исправь ошибку»

Д/и «Для человека какой профессии это нужно?»

Д/и «Кому что нужно для работы?»

Д/и «Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»

Д\и «Кто больше назовет действий?» (с мячом)

Д/и «Продолжи предложение»

Д/и «Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии)

Д/и «Нарисуем портрет» (речевой)

Д/и «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»

Изготовление гербов профессий работников детского сада

Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?». Чтение загадок о труде взрослых. Просмотр презентации «Профессии прошлого и настоящего»

-        Рассматривание картин, иллюстраций: повар, пожарный, учитель, парикмахер, военный, врач, продавец, предметы и инструменты людей разных профессий.

-        Рисование людей и предметов нужных для работы.

-        Раскрашивание раскрасок по теме «Профессии».

-        Аппликация. Тема: «Детский сад мы строим сами». Рисование. Тема: «Кем я буду?».

-        Подборка иллюстраций о профессиях Беседы дома о профессиях родителей. Подбор иллюстраций для создания фото альбома «Профессии моих родителей»

 

Литература:

 

1.      Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013

2.      Н. Н. Бурмистова Путешествие в мир профессий// Воспитатель ДОУ. 2013. № 9

3.      Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старший возраст) Москва 2002

4.      Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012

5.      Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет, М., 2010

6.      Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013

7.      Профессии. Демонстрационный плакат М., 2013

8.      Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012№ 3

9.      Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014

10.  Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М.ТЦ Сфера 2014

11.  maam.ru

12.  vseodetishkax.ru

13.  dohcolonoc.ru

14.  www.viki.rdf.ru

15.  planetadetstva.net

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle