Библиографическое описание:

Шкрабо О. Н. Возможности использования ресурсов дистанционной образовательной платформы «Coursera» в высшей школе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 277-280.

В настоящее время дистанционное обучение является достаточно популярным и предлагает возможности получения образования, как основного, так и дополнительного, в любой точке мира. Дистанционное обучение дает возможность самостоятельно выбирать время для обучения, составлять собственный график занятий и выполнять задания в комфортной для себя обстановке, что обеспечивает индивидуализацию обучения, самостоятельность обучаемого, открытость и непрерывность образования.

В Беларуси дистанционное обучение стало внедряться с 2000 года, когда в БНТУ был создан Международный институт дистанционного образования (МИДО) [1, с. 26].

В данной статье речь пойдет о собственном практическом опыте дистанционного обучения на примере образовательной платформы, а также о возможностях использования ресурсов платформы в качестве дополнительного средства обучения для преподавателей и студентов языковых ВУЗов.

Образовательная платформа «Coursera» была создана в апреле 2012 года адъюнкт-профессором Эндрю Ыном (Andrew Ng) и профессором Дафной Коллер (Daphne Koller).

В настоящее время «Coursera» представляет собой образовательную платформу, объединяющую множество университетов по всему миру (Университет Стэнфорда, Йеля, Принстона, Лейдена, Женевы, Токио, Тель-Авива и др.) и предлагающую широкий спектр бесплатных курсов на разнообразную тематику. Выполнив все требования курса, слушатель получает свидетельство об окончании курса (Statement of Accomplishment или Statement of Accomplishment with Distinction). Существует возможность получения подтвержденного сертификата (Verified Certificate), но на платной основе. Подтвержденный сертификат свидетельствует о том, что именно конкретный слушатель окончил курс, выполнив все требования. В отдельных случаях может быть указано количество прослушанных часов.

Платформа предлагает ряд возможностей для повышения квалификации работников сферы образования, начиная с воспитателей дошкольных учреждений и заканчивая преподавателями ВУЗов.

В области педагогики отдельно можно выделить такие направления как преподавание в современном мире с учетом новых образовательных стандартов, эффективное преподавание и обучение студентов самостоятельному мышлению. Например, курс «Стимулирование мышления студентов» (Students Thinking at the Core), представленный университетом Вандербильд [9]. Суть курса заключалась не столько в предоставлении теоретических сведений об обучении мышлению, сколько в выполнении практических заданий и анализе работы коллег. Первым заданием было разработать план вводного занятия, в основе которого лежали бы задания, стимулирующие самостоятельную работу студентов не только при выполнении домашнего задания, но и на самом занятии.

Например, для вводного занятия по просодии речи (английский язык) предлагается следующий план работы [план составлен автором статьи для студентов 2 курса по специальности «современные иностранные языки (перевод)»]:

Discussion 1 (groups of three)

General rules for discussion:

Put down your ideas to discuss it with your colleagues and to create your own definition for “prosody of speech”

Use your knowledge and the dictionary

Work in groups discussing your ideas

Key words: speech, tempo, tone, pitch, rhythm, intonation.

1.               Based on these keywords, could you tell, what is our subject about?

2.               Could you give synonyms to the words given? Antonyms?

3.               Could you give explanations to the words given?

Discussion 2

1.                 Are you able now to define the term “prosody of speech”? What is the origin of the word itself?

2.                 Could you name the communicative functions that intonation performs in speech?

3.                 What are you waiting from our lessons? Do you have any proposals, advices or comments? Are you interested in seminars on the topic “Speech Etiquette”?

Второе задание заключалось в анализе студенческих работ, проведении опроса нескольких студентов по теме занятия и прогнозирования дальнейшего развития знаний студента по предложенной теме. Третье задание состояло в создании видео/аудио записи вашего занятия, которое впоследствии необходимо было проанализировать при участии других слушателей курса (peer-assessment) с целью разработки шагов по дальнейшему развитию понимания предмета студентами. Четвертым заданием был анализ своего занятия, разработка плана занятий по стимулированию самостоятельного мышления студентов и анализ плана занятий трех слушателей курса.

Таким образом, в результате обучения в рамках указанного курса слушатель получает не только теоретические знания, но и применяет их на практике, разрабатывая план занятий, который используется непосредственно в процессе преподавания. Также слушатель имеет возможность обсудить план своего занятия с коллегами по всему миру и ознакомиться с планами коллег.

Для преподавателей существует возможность прослушать курс «Методы обучения в процессе изучения» («Foundations of Teaching for Learning»), который состоит из восьми дополняющих друг друга блоков. Курс представлен Доверительным образовательным фондом Британского содружества наций (Commonwealth Education Trust) [10]. Каждый блок посвящен определенной проблеме образования и после прослушивания всего курса и получения подтвержденного сертификата по каждому блоку, слушатель получает возможность принять участие в блоке «Дипломный проект», по завершении которого выдается Сертификат по специальности (Specialization Certificate).

Помимо упомянутых выше курсов платформа предлагает около 85 курсов в категории «Повышение квалификации учителей», например: «Научитесь учиться» (Learning how to learn), «Система оценки знаний и обучения в 21 веке» (Assessment and Teaching of 21st Century Skills), «Совершенствуем методику преподавания английского, 1: О преподавании английского языка» (Shaping the Way We Teach English, 1: The Landscape of English Language Teaching) [4, 7, 8].

Широкий выбор курсов на указанной платформе позволяет использовать ее ресурсы не только для самообразования педагогов, но и в рамках обучения иностранному языку, расширяя, таким образом, границы традиционного обучения.

В результате работы над выбранным курсом студент:

-                   получает новые знания по интересующему его предмету;

-                   пополняет лексический запас, усваивая новые слова и выражения;

-                   наблюдает употребление новой и уже известной лексики в контексте;

-                   совершенствует навыки аудирования, слушая «живую» речь;

-                   усваивает интонационные модели иноязычной речи;

-                   получает практическое представление о вариантах английского языка (преимущественно о фонетических отличиях) в различных странах мира;

-                   приобретает и совершенствует навыки письменного общения (участие в дискуссиях на специализированном форуме);

-                   приобретает и совершенствует навыки написания письменных работ (эссе, аналитический обзор);

-                   учится анализировать и оценивать работу других слушателей (peer-assessment);

-                   приобретает и совершенствует навыки самоанализа (self-assessment).

Образовательную платформу можно применять и при работе в аудитории с группой студентов. Видео-лекции выбранного курса возможно использовать в качестве аудиовизуального материала, предлагаемые опросы (quizzes) и тесты — для контроля понимания и усвоения материала, задания для оценки своей работы (self-assessment) и взаимооценки (peer-assessment) — в качестве задания для самостоятельной работы.

Например, при изучении темы «Здоровье» (Health) будут полезны такие курсы, как «Введение в мировое здравоохранение» (An Introduction to Global Health), «Здравоохранение США: структура американской системы здравоохранения (Часть 1)» (American Health Policy: The Structure of the American Health Care System (Part I of II)), «Эпидемии, пандемии и вспышки заболеваний» (Epidemics, Pandemics and Outbreaks), представляющие интерес еще и в качестве страноведческого материала [2, 3, 6].

Если говорить конкретно о подготовке студентов по специальности «перевод», то помимо образовательных ресурсов, «Coursera» предлагает возможность практической отработки навыков письменного перевода, полученных в ходе очного обучения в высшей школе. Для этого на базе образовательной платформы «Coursera» было создано «Всемирное сообщество переводчиков» (Global Translator Community) [11], членом которого могут стать все владеющие иностранным языком на высоком уровне и желающие помочь с переводом материалов. Таким образом, студенты-переводчики могут принять участие в переводе учебных материалов на базе, предлагаемых платформой, что помогает устранить языковые барьеры и позволить слушателям получить информацию на их родном языке.

Однако стоит отметить, что эффективное использование дистанционной образовательной платформы возможно при условии высокого уровня внутренней мотивации и осознанного желания получать новые знания. Отсутствие мотивации, неспособность распределять время и расставлять приоритеты существенно осложняют процесс дистанционного обучения.

В заключение стоит отметить, что дистанционное обучение с использованием образовательной платформы «Coursera» является хорошей возможностью получения дополнительных знаний и совершенствования иностранного (английского) языка, как для преподавателей, так и для студентов. Также ресурсы платформы можно использовать в учебном процессе высшей школы. Платформа предлагает большой выбор курсов, делает доступными лекции от преподавателей ведущих мировых университетов и предоставляет возможность получить дополнительные знания и навыки в комфортной для слушателя обстановке, с удобным графиком и режимом работы над материалом.

 

Литература

 

1.      Блинков, Г. Н. Дистанционное обучение — важный инструмент повышения качества непрерывного образования = Distance education is an important way to improve the quality of continuing education / Г. Н. Блинков, И. А. Сатиков, В. В. Шибалко // Инструменты повышения качества непрерывного профессионального образования: материалы Международной научно-методической конференции (Минск, 28–29 мая 2013 г.) / под ред. Б. М. Хрусталев, В. Л. Соломахо. — Минск: БНТУ, 2013. — С. 25–28.

2.      American Health Policy: The Structure of the American Health Care System (Part I of II) [Electronic resource]. Mode of access: https://www.coursera.org/course/americanhealthsystem. — Date of access: 27.03.2015.

3.      An Introduction to Global Health [Electronic resource]. Mode of access: https://www.coursera.org/course/globalhealthintro. — Date of access: 27.03.2015.

4.      Assessment and Teaching of 21st Century Skills [Electronic resource]. Mode of access: https://www.coursera.org/course/atc21s. — Date of access: 27.03.2015.

5.      Coursera [Electronic resource]. Mode of access: https://www.coursera.org/. — Date of access: 26.03.2015.

6.      Epidemics, Pandemics and Outbreaks [Electronic resource]. Mode of access: https://www.coursera.org/course/panprevention. — Date of access: 27.03.2015.

7.      Learning How to Learn [Electronic resource]. Mode of access: https://www.coursera.org/learn/learning-how-to-learn. — Date of access: 27.03.2015.

8.      Shaping the Way We Teach English, 1: The Landscape of English Language Teaching [Electronic resource]. Mode of access: https://www.coursera.org/course/shaping1landscape. — Date of access: 27.03.2015.

9.      Student Thinking at the Core [Electronic resource]. Mode of access: https://www.coursera.org/course/corethink. — Date of access: 26.03.2015.

10.  The Commonwealth Education Trust [Electronic resource]. Mode of access: http://www.cet1886.org/. — Date of access: 26.03.2015.

11.  The Global Translator Community [Electronic resource]. Mode of access: https://www.coursera.org/about/translate. — Date of access: 26.03.2015.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle