Библиографическое описание:

Сотникова С. В., Румянцева М. В., Емельянова Н. П. Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе общения [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 124-125.

Способность ребёнка воспринимать воздействие партнёров по общению и реагировать на них — социальная чувствительность, а коммуникативная инициатива состоит в его способности обращаться к партнёру по своей инициативе, желая склонить его к общению, перестроить контакты или их прекратить. В общении с взрослым, ребёнок учится говорить и познаёт, как надо слушать и понимать другого, он усваивает новые знания, а в общении со сверстниками — ребёнок выражает себя, старается управлять другим, вступает в различные отношения.

Ключевые слова: общение, средства общения, инициатива, сверстник, познание, гуманизация, интонация, интервал, коммуникативный, материальный, духовный.

 

Дошкольное образование в качестве принципиальной составляющей предполагает гуманизацию отношений: ребёнок — ребёнок, ребенок — воспитатель, ребёнок — родители и т. д. Переход к системе образования ориентированный на ребёнке, делает проблемы культивирования человеческого достоинства. Решаются они, в процессе общения — что дает сегодня возможность уцелеть человеку: то есть сохранить своё здоровье, психическую полноценность, обеспечить всестороннюю возможность развития.

Многие исследователи в изучении проблемы общения, отмечают, что она служит установлению общности между людьми, является инструментом познания, регулирует совместную деятельность, служит самоопределению личности, так как без этого бы человек выпал бы из совместной деятельности и оказался бы потерянным и беспомощным.

Исследователь в области общения М. И. Лисина, отмечает, что о решающей роли в общении говорят как минимум три группы факторов:

первый — изучение дошкольников «маугли»;

второй — исследование природы и причин госпитализма;

и третий — прямое выявление общения на психическое развитие в формирующих экспериментах.

Общение — это взаимодействие двух или более людей, направленное на объединение и с целью налаживания отношений и достижения общего результата. А предмет общения — это другой человек, который является партнёром по общению, как субъект.

Коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимается общение, а потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию, оценке других людей. Мотивы общения должны воплощаться в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки других окружающих людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем — то из окружающих. Задачи общения — это конкретная цель, на достижение которой в конкретных условиях направлены разнообразные действия, которые совершаются в процессе общения.

Но существуют ещё действия общения, средства общения, продукты общения. Средства общения — это операции, при помощи которых осуществляются и действия общения. А действия общения — это единица коммуникативной деятельности, которая направлена другому человеку и направлена на него как на свой объект. Продукты общения — образования, создающиеся в итоге общения, материального и духовного характера.

Подход к общению, как деятельности имеет ряд преимуществ. Л. М. Фридман считал, что общение для ребёнка — это активные действия, при помощи которых он стремиться передать другим и получить от них определённую информацию, установить с окружающими эмоциональные отношения и согласовывать свои действия с окружающими, удовлетворять свои материальные и духовные потребности. Она выделяет в сфере общения детей с взрослыми экспрессивно — мимические, предметно — действенные и речевые средства, которые появляются последовательно, с определёнными интервалами. В общении со сверстниками ребёнок использует те же категории и к трем годам он, практически владеет ими, но к старшему возрасту речь у дошкольника выступает на передний план и занимает ведущую коммуникативную операцию.

Последовательно сменяющиеся друг друга формы общения дошкольников со сверстниками, выделяет Л. М. Фридман, — это эмоционально-практическая, ситуатитвно-деловая, внеситуативно-деловая, каждая характеризуется определёнными параметрами, то есть содержанием потребности в общении, основными средствами общения, ведущим мотивом. Форма общения характеризует изменения содержательной стороны коммуникативной деятельности дошкольников, обусловленные развитием жизнедеятельности ребёнка.

Способность ребёнка воспринимать воздействие партнёров по общению и реагировать на них — социальная чувствительность, а коммуникативная инициатива состоит в его способности обращаться к партнёру по своей инициативе, желая склонить его к общению, перестроить контакты или их прекратить.

Первая отличительная особенность контактов со сверстниками, как отмечает Е. О. Смирнова, является яркая эмоциональная насыщенность. Разговоры дошкольников со взрослыми протекают более спокойно, тогда как разговоры со сверстниками сопровождаются резкими интонациями, криком, смехом. В общении дошкольников наблюдается в десять раз больше экспрессивно-мимических проявлений и ярких интонаций. Вторая особенность состоит в нестандартности детских высказываний, общепринятых фаз и оборотов, разговаривая друг с другом, дети используют непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, проявляя свою индивидуальность, творческую самостоятельность. Третья отличительная особенность общения дошкольников — преобладание инициативных высказываний над ответными. Как правило, беседы не получается, так как дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слыша партнёра, тогда как инициативу и предложения взрослого ребёнок всегда поддерживает, и всегда старается ответить на вопросы поставленные взрослым, старается продолжить начатый разговор, предпочитает слушать взрослого, чем говорить сам. Четвертая особенность — богатство функций общения. Общение со сверстниками значительно богаче, так как можно управлять действиями партнёра, контролировать его действия, навязывать собственные образцы, совместная деятельность и игра.

Мы можем сделать вывод, что в общении с взрослым, ребёнок учится говорить и познаёт, как надо слушать и понимать другого, он усваивает новые знания, а в общении со сверстниками — ребёнок выражает себя, старается управлять другим, вступает в различные отношения.

 

Литература:

 

1.                 Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М: Педагогика, 1986 г.

2.                 Ермолаева М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний младших школьников. — М.: Дошкольное воспитание № 9, 1995 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle