Библиографическое описание:

Фролова М. А. Новые возможности инфографики [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 298-303.

Инфографика (ИГ) как средство передачи информации в виде образов и ассоциаций становится очень популярной на современном этапе развития информационных технологий. Наличие большого числа объектов ИГ и инструментов ее создания определяют ее разнообразие. Является актуальной в связи с этим проблема определения видов инфографики. Авторами (А., Новичковым Г. А. Никуловой, К. В. Калитиной и др.) предлагаются различные классификации ИГ. Рассмотрим некоторые из подходов к определению видов ИГ.

А. Новичков [3] выделяет следующие виды инфографики:

1.                  Бизнес-инфографика, позволяющая наиболее ярко представить этапы создания бизнеса, проекты, годовые отчеты, рассказать о предоставляемых услугах и трендах, а также перспективах развития бизнеса и его предстоящих задачах.

2.                  Видео-инфографика, представляющая собой письменное или знаковое отображение основных фактов, сопровождающее видео ряд.

3.                  Динамичная инфографика, показывающая динамику развития или процесс. Динамичная инфографика, в зависимости от частоты смены картинок, может быть [4]:

-       видео-инфографикой (инфографика видео);

-       анимированной графикой;

-       выглядеть в виде презентации.

4.                  Инфографика для презентации, применяемая при создании деловых презентаций, бизнес-проектов.

5.                  Инфографика — инструкция, представляющая собой объяснение устройства, принципа работы и реконструкции события.

6.                  Инфографика как реклама, целью которой является быстрое донесение о выгодах, товарах и услугах.

7.                  Инфографика, отображающая процесс, цепочку действий. К этому виду относятся инструкции, хронологические карты, рецепты, изображенные в виде графических или символьных схем.

8.                  Статичная инфографика, применяемая для создания статичных презентаций, годовых отчетов, пресс-релизов, плакатов и брошюр, а также для создания оригинальных рекламных макетов; отражающая факты и цифры, содержащая и отображающая зависимости и связи. Целью такой инфографики может являться сведение первичной информации к визуальному отображению зависимости между данными.

9.                  Event-инфографика, целью которой является манипулирование мнением и поведением специальной аудитории.

Рассматривая применение инфографики в основном в бизнесе, Новичков А. выделяет также несколько ее подвидов:

1.                  По способу отображения:

-        статичная, представляющая собой одиночные изображения без анимации;

-        динамическая — инфографика с анимированными элементами.

2.                  По типу источника:

-        аналитическая, подготавливаемая по аналитическим материалам; аналитика проводится по данным экономических показателей и исследований;

-        новостная — инфографика, создающаяся под определенную новость в оперативном режиме;

-        инфографика реконструкции — инфографика, использующая за основу данные о каком-либо событии и воссоздающая динамику событий в хронологическом порядке.

3.                  По типу формата:

-        числа в картинках — инфографика, позволяющая сделать числовые данные удобоваримыми;

-        расширенный список — инфографика, визуализирующая статистические данные, набор фактов;

-        процесс и перспектива — инфографика, служащая для визуализации сложного процесса или предоставления перспективы.

Никулова Г. А. [2] делит инфографику на две большие группы по характеру визуализации типовых данных:

1.                  Количественная: графики, диаграммы, номограммы, которые, в свою очередь подразделяются на подгруппы (точечные, линейные круговые и т. п.);

2.                  Качественная: схемы, карты, изображения и их различные последовательности:

-        ментальные карты знаний, процессов и сущностей напрямую отражают возможное движение мысли при возникновении проблемы и принятии решений, поэтому такие карты превосходят традиционные опорные конспекты;

-        диаграммы:

·         организационные, предназначенные для отражения структуры объекта, обозначения его функций и связей между его структурами с целью оптимизации его работы;

·         технологические диаграммы, которые четко представляют особенности и все стадии технологических процессов;

·         диаграммы трендов, определяющие стратегию развития процессов и представляющиеся в наглядной форме, которая позволяет легче и удобнее планировать и принимать различного рода решения;

-        планы-графики, позволяющие определять последовательность решения поставленной задачи;

-        схемы, помогающие акцентировать внимание на самых важных моментах при обмене учебной информации; например, схемы компьютерных сетей и телекоммуникаций. Такие схемы используются на стадии разработки технических концепций формирования компьютерных сетей и их дальнейшего функционирования;

-        рисунки, использующиеся для более наглядного и доступного представления процесса или ситуации при объяснении, например учебного материала;

-        графы, позволяющие наиболее ярко визуализировать переходы или связи событий, понятий, процессов.

В работе Калитиной К. В. [1] выделены три группы ИГ;

1.                  По содержанию:

-        статика;

-        комикс: короткие (стрип); средние (рассказы, истории, шпаргалки, интеллект-карты); большие (графические новеллы, романы).

2.                  По типу визуализации:

-        график;

-        диаграмма;

-        таблица;

-        интеллект-карта — инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, планирование своего времени, принятие решений, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, разработка сложных проектов, самоанализ, собственное обучение, развитие, и многое другое.

3.                  По типу систематизации:

-        структурированная: линия времени, таблица;

-        неструктурированная: облако тегов — это визуальное представление списка категорий; список.

В представленных классификациях приведены характеристики некоторых видов и подвидов инфографики. Однако стоит заметить, что существует некоторая проблема в терминологии видов ИГ и их полного основания. Наблюдается нарушение логики в классификациях и необоснованная упорядоченность ряда. Также рассматриваемые авторами некоторые виды инфографики применимы для корпоративных решений, в частности СМИ.

Анализируя выделенные виды инфографики и описанные классификации, предлагаемая наиболее целесообразна (рис. 1), она включает в себя описанные выше классификации с их дополнениями оснований и расширением видов и подвидов:

1.                  По способу отображения:

-        статичная (символы, диаграммы, рисунок и др);

-        динамичная (анимация, ролик, клип).

2.                  По цели:

-        первичные данные;

-        новостная реклама;

-        аналитическая.

3.                  По степени обработки информации:

-        расширенный список;

-        последовательная;

-        инструкция;

-        процесс и перспектива;

-        ИГ-реконструкция (отображение хронологии событий).

4.                  По типу данных:

-        количественная;

-        качественная;

-        смешанная.

5.                  По форме представления:

-        печатная;

-        цифровая;

6.                  По уровню интерактивности:

-        обоюдная;

-        активная;

-        реактивная.

7.                  По содержанию:

-        предметные области знания;

-        производство;

-        культура;

-        спорт;

-        быт;

-        образование.

8.                  По уровню реальности:

-        физическая;

-        информационная;

-        когнитивная.

9.                  По уровню когнитивности:

-        актуальная;

-        потенциальная.

10.              По виду смыслов:

-        композиционная;

-        функциональная.

Поскольку в современном мире широко используются различные технологии, то особое внимание следует уделить инфографике, представленной в цифровом формате. И здесь можно говорить об уровне интерактивности ИГ. Ученые в области медиаобразования выделяют три уровня интерактивности: реактивное, активное и обоюдное.

Реактивное — это взаимодействие, при котором пользователи на предлагаемые им ситуации проявляют ответные реакции.

Активное — это взаимодействие, когда пользователи контролируют программу, т. е. сами решают, по какому пути следовать в изучении материала в рамках мультимедийного продукта и в каком порядке выполнять задания.

Обоюдное — это взаимодействие, при котором пользователи и программы способны взаимно адаптироваться друг к другу. Такое становится возможным, например, в виртуальной реальности.

Каждая ИГ, в каком бы формате она не представлялась, воспринимается по-разному, а именно с точки зрения уровней реальности. Существует три уровня реальности: физическая, информационная и когнитивная.

Физическая реальность, представляющая собой уровень вещей непосредственно воспринимаемые органами чувств: можем их осязать, трогать, видеть своими глазами или слышать и т. д. В маркетинге говорят, что вещи материального уровня можно сложить в тележку — такими являются, например, товары в отличие от услуг. Физическому уровню реальности принадлежат те объекты, для которых выполняются законы сохранения, которые лежат в фундаменте физики, химии и других наук, изучающих материальный мир.

Информационная реальность, воспринимаемая в виде текста или изображения, файла, набора битов, которые могут храниться где-то внутри компьютера или где-то в интернете, могут быть распечатаны, могут передаваться через множество различных каналов связи, могут быть записаны на компакт-диск или карту памяти показаны на экране монитора.

Когнитивная реальность, содержащий смыслы и мы должны научиться различать, абстрагировать информацию и смысл. Смысл информации вовсе не определяется самой информацией. Когнитивные объекты — это самодостаточные композиционные смыслы, которые мы можем связывать с теми или иными вещами, событиями и явлениями мира.

Поскольку когнитивный уровень реальности тесно связан со смыслами, поэтому можно рассматривать инфографику с точки зрения видов смыслов: композиционный и функциональный. Композиционный смысл несет в себе простоту, гармоничность, красоту и эстетичность представляемой вещи. Функциональный же смысл состоит в том, что каждая вещь имеет своё предназначение, выполняет ряд важных функций.

В процессе дальнейшего изучения видов инфографики и их функций, данная классификация может видоизменяться и расширяться. Что свидетельствует о ее постоянном развитии и популяризации.


Рис. 1. Классификация видов инфографики

 


Литература:

 

1.                  Калитина К. В. Использование комиксов в образовательных технологиях как важного инструмента для передачи знаний // К. В. Калитина // Современные научные исследования. Выпуск 1. — Концепт. — 2013.

2.                  Никулова Г. А. Средства визуальной коммуникации — инфографика и метадизайн/ Г. А. Никулова, А. В. Подобных // Международный электронный журнал КНИТУ «Образовательные технологии и общество» (Educational Technology & Society). — 2010. — Т. 13. № 2. — С. 369–387. — Казань.

3.                  Новичков А. Виды инфографики [Электронный ресурс]: Полезно знать. — Электрон. дан. — 2014. — Режим доступа: http://comagency.ru/vidy-infografiki, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.

4.                  Berstenco Petr Инфографика [Электронный ресурс]: Berstenco Petr раскрутка сайтов. — Электрон. дан. — 2015. — Режим доступа: http://petrberestenko.com/video-marketing/infografika.html, Загл. с экрана. — Яз. рус.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle