Библиографическое описание:

Есаян С. Н., Статва Г. И. Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 84-86.

Ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, активно стало формироваться особое направление — логопедическая ритмика.

Логоритмика является совокупностью движений тела и речевых органов, способствующая снятию напряжения и монотонности речи. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений (корпусом, головой, руками, ногами), оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Логоритмика (или, как ее еще называют, речедвигательная ритмика) предполагает использование связи движений и речи. Занятия и использованием речедвигательной ритмики укрепляют костно-мышечный аппарат детей, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений.

Средствами логоритмики являются ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание. Ходьба и маршировка в различных направлениях должны научить детей первоначальным навыкам ходьбы по кругу в одиночку, парами и группой, обходить различные предметы, не сталкиваться во время встречной ходьбы, соблюдать заданное направление, двигаться по ориентирам, соблюдать одинаковые расстояния между идущими, а также строить шеренги, линейки, колонны и т. п. Ребенок учится ориентированию в пространстве и коллективе, в право- или левостороннем направлении движения, в поворотах, в маршировке спиной назад, лицом к центру. Тренировка устойчивости позволяет направленно воспитывать ориентировку в ходьбе между предметами, что необходимо в практической жизни.

Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Игры и игровые упражнения дыхательно-артикуляционного тренинга являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Подобный тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в ролевые ситуации. Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции призваны выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. Их можно сочетать с движениями рук, туловища и головы.

Взаимодействие учителя — логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционной работы с детьми.

В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования перед педагогами встала задача развития интегративных качеств ребенка. Образовательный стандарт дает возможность педагогу решать поставленные задачи, направлен на развитие содействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Среди детей, имеющих недостатки речевого развития, на первом месте стоят дети с общим недоразвитием речи (ОНР) различной степени выраженности. Распространенность ОНР достаточно высока и стабильна, частота этого диагноза не только не уменьшается, а даже возрастает. При наличии раннего комплексного лечения, специального обучения большинство детей могут успешно обучаться в общеобразовательных учреждениях, получать полноценное общение со сверстниками. Несмотря на многочисленные эффективные методы коррекции, проблема преодоления общего недоразвития речи далека от разрешения. Для каждого дошкольника необходим собственный маршрут, своя успешная индивидуальная траектория развития. Эта задача по плечу современным педагогам при условии регулярного посещения ребенком детского сада, тесного сотрудничества родителей и педагогов, укрепления здоровья детей. Повышению эффективности коррекционных мероприятий в логопедических группах МАДОУ «црр-д/с № 134» способствует интеграция специалистов разного профиля в применении и разработке новых технологий. Речедвигательная ритмика на современном этапе используется при коррекции речи у детей наряду с традиционными методами и формами принятыми в логопедической практике и включается в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы. Подобная деятельность представляется намного более продуктивной при поддержке и тесном сотрудничестве с родителями, заинтересованными в исправлении нарушений речи своего ребенка. Одно из ведущих мест в такой работе занимают занятия физической культурой, что обусловлено двумя причинами: во-первых, двигательный анализатор играет большую роль в развитии речи, во-вторых, у детей, страдающих речевыми нарушениями, наблюдается отставание психомоторного развития: низкий уровень ловкости и быстроты, отсутствует автоматизация движений, низкий уровень обучаемости, развития восприятия, внимания и памяти. У детей с речевыми нарушениями часто изменен мышечный тонус, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц крайне необходимы. Регуляции тонуса способствует выполнение упражнений с разной амплитудой и скоростью. А выполнение упражнений речевым сопровождением активизирует речь и силу голоса. Включение речедвигательной ритмики в любую реабилитирующую методику воспитания и обучения детей, полезно как для детей, развивающихся в норме, так и для детей с различными отклонениями психофизического развития. Данное направление занимает определённое место в системе комплексного подхода в обучении детей, служит целью нормализации речи, путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы. Речедвигательная ритмика в первую очередь полезна детям:

-          с заиканием или с наследственной предрасположенностью к нему;

-          с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;

-          с недостаточно развитой моторикой и координацией движений;

-          с дизартрией, задержками развития речи, нарушениями произношения звуков; • часто болеющим и ослабленным;

Общая моторная сфера детей — логопатов характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, при функциональной нагрузке возможны содружественные движения, нарушения мышечного тонуса. Часто при выраженной общей подвижности движения ребенка остаются неловкими и непродуктивными. Наиболее ярко недостаточность общей моторики проявляется у дошкольников с данным нарушением при выполнении сложных движений, требующих четкого управления телом, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений. Рече двигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Занятия с использованием речедвигательной ритмики укрепляют костно-мышечный аппарат детей, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Характерным моментом в играх подобного рода является переход от общих, порой недостаточно управляемых движений к тонким, дифференцированным движениям. Игры и игровые упражнения дыхательно-артикуляционного тренинга являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Дыхательно-артикуляционный тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в ролевые ситуации. Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога. Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции призваны выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. Их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. В упражнения на развитие дыхания включается речевой материал, произносимый на выдохе. Освоение речедвигательных упражнений мы начинаем с изолированного произнесения гласных звуков, по мере овладения этим навыком звуки объединяются между собой в звуковые цепочки (от двух до шести гласных на один речевой выдох). Постепенно в речедвигательные упражнения мы вводим в слоги и слоговые ряды, затем — в слова, словосочетания, предложения и текст. В зависимости от этапа работы над звуком движения видоизменяются. Конечной целью таких упражнений является самостоятельное произнесение речевого материала без двигательного сопровождения. В работе по развитию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающие и коррекционные упражнения. Такие упражнения, помимо всестороннего воздействия на организм, развивают мышцы спины, живота, плечевого пояса, ног, рук. Эти упражнения многообразны. В настоящее время в работе мы стали вводить речедвигательную гимнастику при использовании степ-платформ, дисков здоровья, фитболов. У воспитанников имеющих речевые нарушения наблюдается общая скованность и замедленность выполнения движений, недостаточное развитие чувства ритма, нарушение ориентировки в пространстве, замедленность процесса освоения новых движений, недостаток резерва дыхательной системы. А выполнение дошкольниками упражнений с проговариванием незатейливых стихотворных строчек позволяет шаг за шагом достичь цель коррекционно-развивающей работы. Кроме того речедвигательная гимнастика доставляет детям большое удовольствие, они проявляют интерес и испытывают потребность в данной деятельности. Хочется отметить, что правильно организованное занятие позволяет детям с проблемами в речи почувствовать уверенность в своих силах, стать более здоровыми, волевыми, дисциплинированными, целеустремленными и как итог — успешными. Задача, поставленная государством перед педагогами, — воспитать человека будущего — деятеля, а не исполнителя. Для этого необходима качественная перестройка самого педагога, а это очень интересный творческий путь.

 

Литература:

 

1.         Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи // Дошкольное воспитание. — 1990. — № 8.

2.         Власова Т. М. Фонетическая ритмика. — М., 1996.

3.         Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — М., 2002.

4.         Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика — М. 2009.

5.         Рузина М. С., Афонькин СЮ. Страна пальчиковых игр. — СПб., 1997.

6.         Толбанова А. Пальцы помогают говорить // Дошкольное воспитание. -1989.- № 10.

7.         Иванова О. А. Аэробика плюс сила и гибкость: физкультура для всех // Здоровье. -1993.- № 1.

8.         Барабаш Т. Л. Рече двигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения -2011 — № 12.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle