Библиографическое описание:

Оразбаева К. О. Научно-теоретический анализ формирования глобальной компетентности педагога ХХІ века [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 9-13.

В статье рассматривается понятие о формировании взгляда на мир с отбором факторов в различных областях знаний, со стратегией познания, с обработкой информации и различными ментальными процессами, такими как условия обмена. Нужны специалисты, готовые принять новую концепцию развития образования, мыслящие в глобальном масштабе, действующие в местном масштабе, способные быть активными членами общества. В последние годы особо актуальна глобальная компетентность будущих педагогов. Поэтому очень важно, чтобы взгляды о глобальной компетентности педагогов были направлены на указанные предположения. Формирование важных профессиональных качеств идет наряду со стимулированием личностного развития профессионала. Основная потребность развивающегося молодого человека — профессиональное самоопределение.

Ключевые слова: глобализация, глобальная компетентность, формирование, профессиональная компетентность, знание, умение, навыки, процесс.

 

В современном обществе требуются педагоги с профессиональными навыками, способные решать различные проблемы, возникающие ежедневно, способные правильно оценивать новости образования и науки, заинтересованные в повышении эффективности своей деятельности, педагоги с большой ответственностью, умеющие планировать свое будущее. Правильное построение мировоззрения может послужить опорой при формировании глобальной компетентности педагогов. Обучение, формирование практических навыков, мотивационные процессы, моральные, психологические и этические качества являются одними из важных составляющих профессиональной направленности. Личность развивается под влиянием данных потребностей.

К профессионально важным психофизиологическим качествам относится энергетизм, нейротизм, экстровертность, координация видения, реактивность и т. д. При современной обстановке глобального углубления профессиональной компетентности специалиста данным аспектам уделяется большое внимание. Таким образом, понятие «компетентность», связанное с личностью, применяется в качестве уровня, величины, размеров знаний данной личности в области образования.

Основная часть: Будущий педагог с формировавшейся глобальной компетентностью, способный быть особо профессиональной личностью — это уникальный профессиональный вид педагогов ХХІ века.

Согласно определению Р. Робертсона, данному в 1985 г. глобализация — это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения на социальную действительность в отдельных странах. Определение Р. Робертсона во многих источниках является основополагающим. Это связано с тем, что оно охватывает различные сферы: экономическую, политическую, информационную и социальную и является наиболее ранним и полным определением данного понятия [1]. Стоит обратить внимание и на мнение А.Кроплина, по его мнению глобализация образования — это стратегия обучения, по которой педагоги совершенствуют свои знания с помощью методов исследования проблем глобализации [2].

По мнению ученых — психологов, компетентность определяется как совокупность психологических качеств, обеспечивающих эффективное выполнение определенных функций.

Вопросы компетентности рассматривается в ряде работ зарубежных авторов. Так например, влияния окружающего мира на становление профессиональной компетентности, D. M. Fessler указывает на три среды ее развития, которые взаимодействуют друг с другом:

-                   «личная окружающая среда» (жизненный цикл, семья, позитивные и негативные события, кризисы, индивидуальные склонности и увлечения);

-                   «организационная среда» (правила, стиль руководства, общественное мнение, социальные ожидания, организация в профессии);

-                   «карьерная среда» (образование, вхождение в профессию, рост компетентности, энтузиазм, разочарование, стабилизация и стагнация, завершение карьеры).

По мнению D. M. Fessler: карьерная среда в глобальной компетентности имеет важное значение в связи с тем, что в современности профессиональный рост человека во многом зависит от среды деятельности [3]. Профессор Университета Миннесоты Крейг Киссок, характеризуя современное состояние американского педагогического образования, добавляет: «современная культура педагогического образования местечковая и служит удовлетворению потребностей соседних школ, а не будущих граждан, глобализирующегося мира» [4].

К навыкам, которые сегодня в международном образовательном сообществе принято называть учебными навыками, или навыками эффективного обучения (effective learning skills), или навыками 21 века, или глобальными компетенциями, относятся в том числе и те, что мы привыкли считать личностными характеристикам — например, упорство, настойчивость, целеустремленность, стрессоустойчивость, гибкость [5].

Обоснование глобальной компетентности педагога, как комплекса знаний о регионах мира, многообразия культур, глобальных проблемах, а также умений эффективного взаимодействия с глобальной средой, В нем, в частности, отмечается, что педагог со сформированной глобальной компетентностью обладает:

1)        знаниями предмета специализации в международном измерении и ориентируется в глобальных проблемах, касающихся его предмета,

2)        педагогическими умениями, чтобы учить своих учеников анализировать информационные первоисточники из разных уголков мира и признавать различные точки зрения,

3)        приверженностью к воспитанию учащихся ответственными гражданами локального и, одновременно, глобального общества [6].

Исходя из мнения большинства исследователей, примем следующие трактовки этих терминов: Компетенция — компонент качества человека, определяющий его способность выполнять определенную группу действий в сфере того или иного рода деятельности. Это некий уровень требований к человеку, соответствующий его роли в обществе. Компетентность — умение мобилизовать и актуализировать свои компетенции для решения реальных задач. Таким образом, можно сделать вывод, что компетентность представляет собой более общее понятие и может состоять из совокупности отдельных компетенций.

Три этапа в становлении компетентностного подхода выделяет И. А. Зимняя:

1)        первый этап — введение в научный аппарат категории «компетенция»; исследование в теории обучения языкам разных видов языковой/коммуникативной компетенции; создание предпосылок разграничения понятий «компетенция»/»компетентность»;

2)        второй этап — использование категорий «компетенция» и «компетентность» в теории и практике обучения языку, профессионализму в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению, разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности»;

3)        третий этап — в общеевропейских документах компетенции стали рассматривать как желаемый результат образования, определены основные глобальные компетенции [7]. Советом Европы и Европейским парламентом в декабре 2006 года был принят список ключевых компетенций, которыми должны владеть молодые европейцы: «умение общаться на родном и иностранном языках; математическая компетентность и базовые компетенции в области науки и техники; IT грамотность; способность учиться всю жизнь; социальные и гражданские компетенции; смысл инициативы и предпринимательства, а также способность жизни в поликультурном мире» [8].

Известный ученый Г. Халаж (G. Halasz) рассматривает личностно-профессиональную компетентность, как ответ на стоящие перед мировым сообществом XXI века сверхзадачи: сохранение демократического открытого общества, преодоление финансово-экономического кризиса, решение экологических проблем, сохранение мульти-лингвизма и поликультурализма, внедрение в производство новейших научных технологий, повышение производительности труда. Решение этих задач предполагает, прежде всего, использование труда специалистов качественно нового, более высокого уровня квалификации. Ключевые компетентности, принятые советом Европы в 1996 году, Берн Mr Walo Hutmacher:

1.         Политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;

2.         Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе — толерантность. Для того, чтобы контролировать проявление (возрождение — resurgence) расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно «оснастить молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;

3.         Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более чем одним языком;

4.         Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой;

5.         Способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни.

Европейского выпускника отличают его умения жить в многонациональном обществе [9].

Употребление, по Н. Хомскому, «в действительности» в реальности связано с мышлением, реакцией на использование языка, с навыками и т. д., т. е. связано с самим говорящим, с опытом самого человека. В то же время (1959) в работе Р. Уайта «Motivation reconsidered: the concept of competence», категория компетенции содержательно наполняется собственно личностными составляющими, включая мотивацию [10].

Основная, главная и специальная компетентности, взаимодействуя друг с другом, используясь в определенном пространстве, проявляются в процессе решения важных профессиональных задач с различными уровнями сложности.

В настоящее время многие ученые особенно отмечают глобальную компетентность. Например, по мнению Жак Делора, привела к тому, что она уделила особое внимание четырем основополагающим принципам образования:

-                   научиться жить вместе,

-                   научиться приобретать знания,

-                   научиться работать,

-                   научиться жить

Смысл глобальной компетентности в следующем: уметь работать не только для того, чтобы получить профессиональную квалификацию, но и для того, чтобы работать в группе, обрести компетентность в широком значении, позволяющую принимать правильное решение при различных обстоятельствах [11].

По мнению некоторых ученых, компетентность — общий оценочный термин, он означает возможность, «знание дела» в работе. Обычно этот термин применяется к лицам с определенным социально-профессиональным статусом, он характеризует размеры соответствия знаний, понятий и навыков сложности решаемых проблем, выполняемых задач.

Если говорить о компетентности специалистов ХХІ века, века глобализации, по мнению многих ученых, компетентность должна основываться на развитие интерактивных и аналитических возможностей. Динамика развития общества, профессиональная деятельность человека, вся его профессиональная карьера требует увеличения его профессиональной квалификации, компетентности.

Смысловые признаки компетентности просматриваются в его функциональных характеристиках и в умении дать правильную оценку, сделать выбор в определенных ситуациях. Если вузовский учебный процесс есть перенимание практических навыков будущей профессиональной деятельности, то значит, компетентный специалист стремится в будущее, предвидит изменения, ориентирует себя на самообразование.

Установив общие, концептуальные идеи метода компетентности, исследователи дают следующее определение: образование, направленное на компетентность, соответствует интересам и государства, и самого человека. Ориентированность человека на комплексное освоение практических знаний, обеспечивающих успешную работу человека в основных сферах жизни.

По мнению А. К. Маркова, структура профессиональной компетентности педагога следующая:

-          профессиональное психологическое и педагогическое образование;

-          профессионально-педагогическая деятельность;

-          профессионально-психологические принципы педагога, соответствующие профессии;

-          личностные особенности педагога, обеспечивающие освоение знаний и умений [12].

Автор дает следующую характеристику компетентному педагогу:

-          способность принимать решения по отношению к себе и к саморазвитию;

-          умение побеждать неуверенность в себе;

-          определять самые эффективные методы достижения цели;

-          способность определять характер и содержание деятельности, связанной с обстоятельствами, происходящими на основе полученных знаний и опыта.

Исследовав профессиональную компетентность, Г. А. Ларионова пришел к выводу, что «межкультурные, межотраслевые знания, навыки, возможности успешной деятельности необходимы для различных профессиональных ассоциаций [13].

Они востребованы у представителей схожих специальностей. Специальная компетентность помогает осуществлять определенный вид деятельности. Они привязаны к определенному виду профессиональной деятельности.

Заключение:

Поддерживая данное мнение, в наш век стремительного обновления науки и техники, каждый педагог должен ежечасно осознавать необходимость в знаниях. Он в свою очередь ведет к поиску и творчеству. Педагог, у которого развиты данные возможности, может квалифицированно заниматься своей деятельностью в любой точке мира. Подытоживая вышеприведенные мнения: «Глобальная компетентность педагога» — это умение осознанно воспринимать влияние мировых процессов на учебный процесс, понимание особенностей многонациональной и поликультурной среды, успешное осуществление педагогической деятельности в любой глобальной среде.

 

Литература:

 

1.                  Robertson R., Lechner F. Modernization, Globalization and the Problem of Culture in the World-Systems Theory // Theory, Culture & Society. — 1985. — № 3; Robertson R. Globalization Theory and Civilization Analysis // Comparative Civilizations Review. — 1987. — Vol.17.

2.                  Croply A. J. Global Leaming/ The International Encyclopedia of Education. Supplementary Issue. — N-Y: Pergamon, 1989. — 384–387р.

3.                  Fessler D. M. Home education regulations: What parents need to know about Ohio home education regulations. Cassidy & Nells Pub. Dayton, OH. 2008. Электронный ресурс: http://www.bologna-center.com/ru/node/711

4.                  Kissock, C. Foreword to Ed. Cushner K., Brennan S. Intercultural Student teaching: A Bridge to Global Competence / Craig Kissock. — Rowman & Littlefield Education: Lanham, 2007. — 246 p. — 5–12р.

5.                  Электронный ресурс. http://nova-class.ru/globalnyie-kompetentsii/

6.                  Green, M. Internationalizing the Campus: a User's Guide / Madeleine Green, Christa Olson; American Council on Education. — Washington DC: ACE, 2003,- 114p.

7.                  International Bureau of Education Competency-based approaches Электронный ресурс. http://www.ibe.unesco.org/en/communities/community-of-practice-cop/competency-based-approaches.html

8.                  Keen K. Competence: What is it and how can it be developed? In J. Lowyck, P. de Potter, & J. Elen. (Eds.), Instructional Design: Implementation Issues (111–122). Brussels: IBM Education Center, 1992.

9.                  Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium (Berne, Switzezland 27 30 March, 1996) // Secondary Education for Europe Stsburg, 1997.

10.              While R. W. Motivation reconsidered: The concept of competence. Psychological review, 1959, № 66.

11.              Delor J. Learning: The Treasure Within. PARIS: UNESKO, 1996–78p.

12.              Маркова А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. — 1996, № 6–55–63с.

13.              Ларионова Г. А. Компетенции в профессиональной подготовке студентов вуза: Монография. — Челябинск, 2004. — 186с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle