Библиографическое описание:

Шишкина И. В. Проблемы гражданского образования в рамках социализации учащихся [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 192-193.

Сегодня время формирования гражданского общества и правового государства, признания прав человека и его свобод высшей ценностью. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами образовательных учреждений. Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

Приходит понимание, что успех формирования демократического государства зависит не только от развития экономики, совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от готовности самой личности жить в новых цивилизованных условиях.

В настоящее время в России происходит переход к иной (чем в советский период) модели общественного устройства, где ответственность государства значительно уменьшается, где публичная власть в целом будет исполнять только те функции, которые не могут эффективно осуществляться самоорганизующимися структурами гражданского общества на принципах индивидуальной и корпоративной ответственности. Для этого необходимо, чтобы общество было готово взять на себя ответственность за их реализацию. А у населения ещё сохранилось иждивенческое отношение к власти и государству, большинство которого считают основным способом воздействия на ситуацию жалобы и давление, полагая, что вся ответственность за положение дел лежит исключительно на административно-чиновничьем аппарате. И это, к сожалению, передаётся и молодому поколению.

Изменение установок граждан потребует времени и целенаправленных усилий, в результате которых должно сформироваться чувство ответственности за себя и своё окружение, готовность самостоятельно решать большую часть собственных и общественных проблем. А это уже вопрос формирования иных знаний и умений, где не следует рассчитывать только на то, что время научит и опыт придёт.

При этом гражданское образование невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Оно должно представлять собой целостную систему, охватывающую все сферы деятельности человека и предполагающую использование в первую очередь практико-ориентированных методов обучения и воспитания. Определимся с понятиями.

Гражданское образование — новое направление образовательной политики России. Это система знаний интегративного и обобщающего характера, акцентирующая внимание не только на формирование духовности личности, но и на выработке стратегии поведения современного человека [3,с.57]. Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое, нравственное образование, реализуемое через учебные курсы, внеклассную работу, а также через создание демократического уклада жизни и правового пространства учебного заведения, через формирование социальной, коммуникативной активности средствами учебных дисциплин.

Цель гражданского образования состоит во всемерном содействии социализации личности, формированию её гражданственности, активной позиции в социальных преобразованиях, происходящих в стране.

Под «гражданственностью» сегодня рассматривают сложнейшее личностное образование, интегрированное качество личности, позволяющее человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относятся гармонически сочетающиеся патриотические, интернациональные чувства, нравственная и правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, государству, обществу. [5, с.276]

Многие исследователи подчёркивают важность в наши дни компетентностного подхода для создания учебно-воспитательной системы и организации её деятельности в рамках гражданского образования.

Гражданская компетентность личности — совокупность готовности и способностей, позволяющих активно, ответственно, эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике. [4, с.10]

Гражданская компетентность раскрывается через ряд ключевых компетентностей, каждая из которых предполагает наличие определённой совокупности способностей:

-          исследовательская компетентность — способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации;

-          учебная компетентность — умение учиться всегда, связанная с необходимостью дальнейшего образования в изменяющихся условиях;

-          коммуникативная компетентность — навыки взаимодействия с другими людьми, включая толерантность, эмпатию;

-          компетентность социального выбора — умение осуществлять выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации;

-          компетентность социального действия — способности, связанные с реализацией сделанного выбора, принятого решения.

Реализация данного компетентностного подхода не может осуществляться в отрыве от обретения гражданских ценностей, что процесс становления компетентности, как доказанной готовности к деятельности, может осуществляться только в совместной деятельности тех, кто учит и учится, и реализовываться компетентность может опять только в деятельности.

Огромную роль в этом процессе играет воспитательная система школы, которая являясь частью педагогического процесса, организует целенаправленную деятельность по разным направлениям и этим самым проектирует образовательную среду как пространство накопления, обогащения опыта самоопределения и становления гражданственности. Поэтому сегодня очень важны дискуссионные клубы для формирования умений к высказыванию своего мнения; психологические центры для самодиагностики и самоизучения своего «Я»; «открытые площадки» для взаимоотношений общества и молодёжи, где подростки и юношество получают правовые знания, развивают умения их применять в реальной жизни, воспитывают хорошие навыки толерантного поведения, а также общественность, родители и педагоги учатся пониманию молодёжи и её проблем, передают имеющийся опыт решения жизненных ситуаций.

Главный результат гражданского образования — это то, что оно формирует уважение к людям, терпимость к противоположной точке зрения, учит правилам общественной полемики. Тем самым оно способствует цивилизованному диалогу в обществе, а также дает каждому гражданину возможность участвовать в обсуждении и выработке важных для общества решений.

Сегодня эти задачи осуществляется не в полной мере, прежде всего из-за правовой неграмотности большинства населения. Школа сегодня в основном декларирует важность соблюдения прав детей и обучения их ответственности за свои действия, то есть даёт знания, но не учит использовать их на практике; в современном обществе существует некоторое несоответствие между заявленными желаниями в необходимости знаний гражданами своих прав и существующей действительностью, когда старшее поколение, структуры власти оказываются «не готовы» к общению с грамотной в правовом отношении молодёжью, а она — в свою очередь — не умеет отстаивать свои права цивилизованным способом. Наряду с организацией достойной практической деятельности детей, учителю необходима работа над формированием философского мировоззрения и осмысления каждым собственной точки зрения на окружающий мир. Как это сделать в рамках одного часа в неделю (обществознание), может решить только «виртуоз» педагогики. Поэтому для воспитания не «подданного», а подлинно свободного гражданина требуется время и постоянная кропотливая работа, которая теряется в неэффективно организованной деятельности.

 

Литература:

 

1.      Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе.

2.      Лихачев Б. Т. Философия воспитания. М. 1995. 402 с.

3.      Педагогический энциклопедический словарь. М.: «БРЭ», 2003. 528 с.

4.      Система гражданского образования школьников. — М.: Глобус, 2006.

5.      Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика. М.: АСАДЕМА, 2010. 478 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle