Взаимодействие воспитания и обучения в педагогической системе образования младших школьников на примере реализации целей и задач акции «Покормите птиц зимой» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хаустова, В. Н. Взаимодействие воспитания и обучения в педагогической системе образования младших школьников на примере реализации целей и задач акции «Покормите птиц зимой» / В. Н. Хаустова, А. А. Лукьянченко, М. А. Полякова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7748/ (дата обращения: 20.04.2024).

В настоящее время школа поворачивается лицом к личности ребенка и, помня о его способности стать субъектом собственной жизни, отыскивает социально-психологические ресурсы по развитию этой способности. Ее современная стратегия базируется на образе личности, способной к саморазвитию и самоорганизации жизни, достойной Человека. Сегодня поговорим о единстве воспитания и обучения в рамках целостного процесса образования. Важно то, что воспитание в системе педагогической действительности является обучающим только в том случае, если бок обок будут решаться как воспитательные задачи, так и задачи обучения. И наоборот, обучение является воспитывающим. Если наряду с учебными задачами будут осуществляться и задачи воспитательного воздействия на личность. Хочу рассмотреть взаимодействие воспитания и обучения в моей педагогической системе образования младших школьников на примере реализации целей и задач проводимой в настоящее время в городе акции «Покормите птиц зимой». Городская акция проводится в течение всего учебного года. Здесь имеет место воспитание в широком педагогическом смысле, когда организуется воспитание целенаправленно. Прежде всего, мною решается задача пробуждения у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность младшего школьника в признании, общении, получении новых знаний. Дети помощью учителей и совместно с родителями смастерили 75 кормушек, причем ни одна из них не была похожа на другую. Использовался самый различный, так называемый «бросовый» материал: коробки из-под сока, молока, обуви, пластиковые бутылки, а также традиционный — дерево, фанера. Были и совершенно неожиданные, оригинальные «столовые» для пернатых: кормушка, связанная из веревочек по технологии «макраме», кормушка — из обыкновенного веника, в которой можно не только «отобедать», но и укрыться от непогоды.. А Сорокотягин Алеша сначала сделал из дерева расписанную под хохлому подставку, а затем прикрепил пластиковую бутылку — чем не произведение искусства?

Все кормушки — действующие, они были развешаны в школьном дворе, под окнами класса. Дети регулярно кормят птиц, наблюдают, как довольные и сытые воробьи чирикают и резвятся, а синички озорно посматривают на ребят. Дома у учеников моего класса тоже появились птичьи столовые, об этом свидетельствуют и фотографии, и рассказы детей. Внутри классного коллектива мною были организованы конкурсы: на лучшее стихотворение

1 команда — 1 место, Мерцалов Сережа

Мороз крепчает.

Зима пришла,

Но это не мешает –

Хлопочет детвора

И помогает птахам.

Морозам скажем — нет!

Слетаются со страхом все птицы на обед.

Скорей! Скорей! Проснитесь!

Спешим скорей к друзьям!

Никто не помешает –

Спасибо скажут вам!

2 команда — Чернова Аня

На улице мороз крепчает.

Снежная зима пришла.

Мороз и снег нам не мешает –

Резвится детвора.

Но страшно нашим птахам:

Еды-то у них нет,

Глядят на нас со страхом,

Хотят к нам на обед.

Эй, люди все! Проснитесь!

Пора идти к друзьям.

Их покормить не поленитесь.

Они спасибо скажут вам

 

Конкурс на лучшее прозаическое произведение пришелся по душе всем учащимся класса: тема заботы о птицах в зимнее время взволновала детей, и они не остались равнодушными. Сочинения получились разных жанров: описание, наблюдение, заметка в газету, сообщение, репортаж с места событий. Самые лучшие нашли отражения в отчетах команд. Таким образом, незаметно и оправданно воспитание перешло в обучение. На уроках русского языка предлагаю учащимся отгадать загадки о птицах, провожу тематическую словарную работу.

А в пятницу на кормушке побывало много птиц:

Кто в берете ярко-красном,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит-

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)

Северные гости,

Клюют рябины грозди,

Так нарядны и ярки,

На головах — хохолки! (Свиристели.)

И схватить мышонка хочет? (Сова.)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица.)

Нами подобраны и составлены тексты о пернатых друзьях человека для проведения предупредительных, объяснительных, свободных, контрольных диктантов.

Предупредительные и объяснительные диктанты (2–3 классы)

Птичьи домики

Разные бывают птичьи домики. Самое большое гнездо у орла. Орел делает его из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки. Она вьет его на ветках березы. Найдет пеночка в саду цветную бумагу и украсит свое жилье.

Друзья птиц.

Солнце льет на землю яркие лучи. Весело бегут по дорожкам и канавкам говорливые ручейки. Зазеленела молодая травка. Летят с юга стаи птиц. У школьников праздник. Ребята встречают пернатых друзей. Группа ребят вешает на березу и осину птичьи домики. Кричат грачи — первые вестники весны. Скоро звонкие голоса птиц разбудят тишину полей и лесов.

Свободные диктанты.

Воробьи помогли.

В саду над деревьями кружились бабочки. Они положили яички на листья. Из яичек вывелись гусениц. Они ползли по сучьям и с жадностью ели свежие листья.

В сад прилетели воробьи. Птицы поклевали всех гусениц. Она спасли сад.

Творческие диктанты.

Составить с данными и записать рассказ из 4–5 предложений.

Заботы о птицах.

Птичьи, домики, снег, мороз, холод, кормушки, зернышки, крошки, птички, ребята, заботятся.

Контрольные диктанты

День птиц.

В начале апреля ребята встречали птиц. Веселой гурьбой пришли они в парк. Он украшен флажками. На плакатах написано, что ребята берут птиц под охрану. На высоком клене сидит скворец. Он объявляет птицам о празднике.

В руках у ребят домики для птиц. Это очень уютные квартиры. Окошко служит и дверью. Удобно будет в новом домике семье синиц.

Начинается математика, и наши ученики решают составленные нами разноуровневые тематические задачи.

1 вариант (3–4 классы)

Задача 1.

Семья скворцов за 1 день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. Сколько вредителей уничтожит семья за год?

Задача 2.

Кукушка за месяц поедает до 90 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Сколько вредителей поедает кукушка за 5 лет?

Задача 3.

Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2— 3 кг зерна, а суслик — до 16 кг. Составьте свою задачу.

1 вариант (2 класс)

Задача 1.

Семья скворцов за 1 день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. Сколько вредителей уничтожит семья за 2 дня?

Задача 2.

Поползень способен уничтожить за день 300 червей, вредителей деревьев. Сколько червей уничтожат 2 поползня?

Задача 3.

Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых. Сколько вредителей уничтожает 2 ласточки за лето?

На уроках литературного чтения расширяем кругозор учащихся, ведь о птицах можно прочитать не у всех детских писателей. Так ненавязчиво в читательский круг наших учеников вошли произведения Э.Шима, Н. Сладкова, В.Бианки, М.Пришвина, А.Баркова.

Задание: закончи пословицу

1.      Всякая птица своим клювом…(сыта).

2.      Всякая птица свое…(гнездо любит).

3.      Мала синичка, да…(коготок остер).

Привлекли внимание ребят и народные приметы, составленные когда-то нашими наблюдательными предками.

-        Мелкие птички собираются в кучу — к дождю.

-        Сова кричит — на холод.

-        Осенью птицы летят низко — к холодной, высоко — к теплой зиме.

-        Ворона кричит зимой — к метели.

-        Птицы перед теплом садятся на верхушки деревьев.

-        Снегирь зимою поет — на снег, вьюгу и слякоть.

Здесь обучение и воспитание решают одну и ту же задачу — передачу подрастающему поколению социального опыта, состоящего из знаний, способов деятельности.

На уроках окружающего мира дети готовили сообщения о птицах. Групповая форма работы с первого класса позволяет максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям обучаемых. Класс разделен по желанию детей на три команды. Каждая придумала себе название и девиз. «Синички»: «Мы — синички, умные птички», «Снегири» — «Мы — снегири, красненькие грудочки, не отстанем мы от вас ни на одну минуточку» и «Пташки» — «Пташки, пташки, пташки зернышки клюют и всегда с тобою праздник проведут». По результатам работы групп появились отчеты в виде плакатов. Таким образом, мною созданы ситуации, направленные на освоение, выработку учащимися соответствующего содержания в соответствии с заданными критериями. Создана такая образовательная среда, которая стала пространством возможностей для данного ребенка, где и происходит превращение этих возможностей в феномены развития ребенка. Обогащение ими своего образка мира и образа себя. Каждый ребенок нашел дело по плечу, соизмеряя его со своими способностями и желаниями: имеющий литературные задатки поэта помог одноклассникам и оформил девизы команд в стихотворной форме; умеющий рисовать изобразил птиц и эстетично оформил лист ватмана; умеющий каллиграфически грамотно писать записывал все общие наблюдения, тексты; кто-то клеил, кто-то вырезал, а кто-то в это время веселил и подбадривал других. В результате дети приобретали опыт эмоционально-ценностных отношений, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности.

Кульминацией стал праздник Птиц, на котором были подведены итоги участия ребят в акции «Покормите птиц зимой». Каждый ребенок бал поощрен, его старания замечены, оценены, и как результат — повышение мотивации учения. И если осуществится перевод действий хотя бы одного ребенка или нескольких детей в ПОСТУПОК, — это и будет критерием ценности педагогической системы образования, создаваемой нами, как учителями и классными руководителями.

Основные термины (генерируются автоматически): птица, задача, ребенок, воспитание, гусеница, день, диктант, домик, класс, семья скворцов.

Похожие статьи

«Птицы нашего края». Конспект организованной образовательной...

К нам летит семья скворцов. Ребёнок: Птичка, птичка

Дети: Скворечник. В домиках-скворечниках живут скворцы, они выводят своих птенцов.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, птица, Ребенок, скворец, птичка, весна...

«Перелетные птицы». Конспект интегрированной НОД в группе...

Задачи: ‒ Упражнять детей в изучении и названии перелетных птиц

Скворец! А как называется дома у скворцов? Кто их делает? Дети: Дома у скворечников — скворечники, их делают люди.

Наши пернатые соседи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Прочитать детям пословицы и поговорки о птицах. Взаимодействие воспитания и обучения в педагогической системе...

Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей.

Удобно будет в новом домике семье синиц.

Интегрированный подход к экологическому воспитанию...

Сколько гусениц за день уничтожают пары поползней, скворцов и дятлов?»

Уроки окружающего мира обладают наибольшими возможностями в экологическом воспитании школьников. Дети с интересом решают задачи, содержащие информацию краеведческого...

Работа над словарными словами в начальных классах (из опыта...)

Изучаем слова: СОРОКА, ВОРОНА, КОРОВА, ВОРОБЕЙ (1 класс). 1-й день (знакомство с группой слов — демонстрация

Сорока — это птица семейства вороновых, с белыми перьями в крыльях, издающая характерный крик — стрекотание. (слайд с изображением сороки).

Учите детей любить природу | Статья в сборнике международной...

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами.

Корни этического поведения в природе закладываются не только в детском саду, но и в семье. Ребёнок с детства должен знать «в лицо» галку, скворца, мяту, медуницу, животных и другие...

Конспект ООД в подготовительной к школе группе...

Предлагаю вам разделиться на 2 команды и поиграть в игру «Рассели птичек по домам» (Дети берут карточки с изображением перелетных, зимующих птиц и расселяют их по домам). Назовите, каких перелетных птиц вы знаете? (ласточка, грач, скворец, жаворонок, цапля...

«Перелётные птицы». Конспект интегрированного занятия...

Червяков домой таскает. Да трещит весь день… (Скворец). Слайд 4. Спереди — шильце

Звучит аудиозапись «Голоса птиц». Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы.

Игровая ситуация на тему «Весна. Перелётные птицы» | «Молодой

— У скворцаскворчонокскворчата.

Дети рассматривают, называют перелетных птиц. Затем педагог показывает гнезда и птицы, задает вопрос: «Чье гнездо?»

Похожие статьи

«Птицы нашего края». Конспект организованной образовательной...

К нам летит семья скворцов. Ребёнок: Птичка, птичка

Дети: Скворечник. В домиках-скворечниках живут скворцы, они выводят своих птенцов.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, птица, Ребенок, скворец, птичка, весна...

«Перелетные птицы». Конспект интегрированной НОД в группе...

Задачи: ‒ Упражнять детей в изучении и названии перелетных птиц

Скворец! А как называется дома у скворцов? Кто их делает? Дети: Дома у скворечников — скворечники, их делают люди.

Наши пернатые соседи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Прочитать детям пословицы и поговорки о птицах. Взаимодействие воспитания и обучения в педагогической системе...

Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей.

Удобно будет в новом домике семье синиц.

Интегрированный подход к экологическому воспитанию...

Сколько гусениц за день уничтожают пары поползней, скворцов и дятлов?»

Уроки окружающего мира обладают наибольшими возможностями в экологическом воспитании школьников. Дети с интересом решают задачи, содержащие информацию краеведческого...

Работа над словарными словами в начальных классах (из опыта...)

Изучаем слова: СОРОКА, ВОРОНА, КОРОВА, ВОРОБЕЙ (1 класс). 1-й день (знакомство с группой слов — демонстрация

Сорока — это птица семейства вороновых, с белыми перьями в крыльях, издающая характерный крик — стрекотание. (слайд с изображением сороки).

Учите детей любить природу | Статья в сборнике международной...

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами.

Корни этического поведения в природе закладываются не только в детском саду, но и в семье. Ребёнок с детства должен знать «в лицо» галку, скворца, мяту, медуницу, животных и другие...

Конспект ООД в подготовительной к школе группе...

Предлагаю вам разделиться на 2 команды и поиграть в игру «Рассели птичек по домам» (Дети берут карточки с изображением перелетных, зимующих птиц и расселяют их по домам). Назовите, каких перелетных птиц вы знаете? (ласточка, грач, скворец, жаворонок, цапля...

«Перелётные птицы». Конспект интегрированного занятия...

Червяков домой таскает. Да трещит весь день… (Скворец). Слайд 4. Спереди — шильце

Звучит аудиозапись «Голоса птиц». Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы.

Игровая ситуация на тему «Весна. Перелётные птицы» | «Молодой

— У скворцаскворчонокскворчата.

Дети рассматривают, называют перелетных птиц. Затем педагог показывает гнезда и птицы, задает вопрос: «Чье гнездо?»