Библиографическое описание:

Хаустова В. Н., Лукьянченко А. А., Полякова М. А. Взаимодействие воспитания и обучения в педагогической системе образования младших школьников на примере реализации целей и задач акции «Покормите птиц зимой» [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 50-53.

В настоящее время школа поворачивается лицом к личности ребенка и, помня о его способности стать субъектом собственной жизни, отыскивает социально-психологические ресурсы по развитию этой способности. Ее современная стратегия базируется на образе личности, способной к саморазвитию и самоорганизации жизни, достойной Человека. Сегодня поговорим о единстве воспитания и обучения в рамках целостного процесса образования. Важно то, что воспитание в системе педагогической действительности является обучающим только в том случае, если бок обок будут решаться как воспитательные задачи, так и задачи обучения. И наоборот, обучение является воспитывающим. Если наряду с учебными задачами будут осуществляться и задачи воспитательного воздействия на личность. Хочу рассмотреть взаимодействие воспитания и обучения в моей педагогической системе образования младших школьников на примере реализации целей и задач проводимой в настоящее время в городе акции «Покормите птиц зимой». Городская акция проводится в течение всего учебного года. Здесь имеет место воспитание в широком педагогическом смысле, когда организуется воспитание целенаправленно. Прежде всего, мною решается задача пробуждения у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность младшего школьника в признании, общении, получении новых знаний. Дети помощью учителей и совместно с родителями смастерили 75 кормушек, причем ни одна из них не была похожа на другую. Использовался самый различный, так называемый «бросовый» материал: коробки из-под сока, молока, обуви, пластиковые бутылки, а также традиционный — дерево, фанера. Были и совершенно неожиданные, оригинальные «столовые» для пернатых: кормушка, связанная из веревочек по технологии «макраме», кормушка — из обыкновенного веника, в которой можно не только «отобедать», но и укрыться от непогоды.. А Сорокотягин Алеша сначала сделал из дерева расписанную под хохлому подставку, а затем прикрепил пластиковую бутылку — чем не произведение искусства?

Все кормушки — действующие, они были развешаны в школьном дворе, под окнами класса. Дети регулярно кормят птиц, наблюдают, как довольные и сытые воробьи чирикают и резвятся, а синички озорно посматривают на ребят. Дома у учеников моего класса тоже появились птичьи столовые, об этом свидетельствуют и фотографии, и рассказы детей. Внутри классного коллектива мною были организованы конкурсы: на лучшее стихотворение

1 команда — 1 место, Мерцалов Сережа

Мороз крепчает.

Зима пришла,

Но это не мешает –

Хлопочет детвора

И помогает птахам.

Морозам скажем — нет!

Слетаются со страхом все птицы на обед.

Скорей! Скорей! Проснитесь!

Спешим скорей к друзьям!

Никто не помешает –

Спасибо скажут вам!

2 команда — Чернова Аня

На улице мороз крепчает.

Снежная зима пришла.

Мороз и снег нам не мешает –

Резвится детвора.

Но страшно нашим птахам:

Еды-то у них нет,

Глядят на нас со страхом,

Хотят к нам на обед.

Эй, люди все! Проснитесь!

Пора идти к друзьям.

Их покормить не поленитесь.

Они спасибо скажут вам

 

Конкурс на лучшее прозаическое произведение пришелся по душе всем учащимся класса: тема заботы о птицах в зимнее время взволновала детей, и они не остались равнодушными. Сочинения получились разных жанров: описание, наблюдение, заметка в газету, сообщение, репортаж с места событий. Самые лучшие нашли отражения в отчетах команд. Таким образом, незаметно и оправданно воспитание перешло в обучение. На уроках русского языка предлагаю учащимся отгадать загадки о птицах, провожу тематическую словарную работу.

А в пятницу на кормушке побывало много птиц:

Кто в берете ярко-красном,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит-

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)

Северные гости,

Клюют рябины грозди,

Так нарядны и ярки,

На головах — хохолки! (Свиристели.)

И схватить мышонка хочет? (Сова.)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица.)

Нами подобраны и составлены тексты о пернатых друзьях человека для проведения предупредительных, объяснительных, свободных, контрольных диктантов.

Предупредительные и объяснительные диктанты (2–3 классы)

Птичьи домики

Разные бывают птичьи домики. Самое большое гнездо у орла. Орел делает его из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки. Она вьет его на ветках березы. Найдет пеночка в саду цветную бумагу и украсит свое жилье.

Друзья птиц.

Солнце льет на землю яркие лучи. Весело бегут по дорожкам и канавкам говорливые ручейки. Зазеленела молодая травка. Летят с юга стаи птиц. У школьников праздник. Ребята встречают пернатых друзей. Группа ребят вешает на березу и осину птичьи домики. Кричат грачи — первые вестники весны. Скоро звонкие голоса птиц разбудят тишину полей и лесов.

Свободные диктанты.

Воробьи помогли.

В саду над деревьями кружились бабочки. Они положили яички на листья. Из яичек вывелись гусениц. Они ползли по сучьям и с жадностью ели свежие листья.

В сад прилетели воробьи. Птицы поклевали всех гусениц. Она спасли сад.

Творческие диктанты.

Составить с данными и записать рассказ из 4–5 предложений.

Заботы о птицах.

Птичьи, домики, снег, мороз, холод, кормушки, зернышки, крошки, птички, ребята, заботятся.

Контрольные диктанты

День птиц.

В начале апреля ребята встречали птиц. Веселой гурьбой пришли они в парк. Он украшен флажками. На плакатах написано, что ребята берут птиц под охрану. На высоком клене сидит скворец. Он объявляет птицам о празднике.

В руках у ребят домики для птиц. Это очень уютные квартиры. Окошко служит и дверью. Удобно будет в новом домике семье синиц.

Начинается математика, и наши ученики решают составленные нами разноуровневые тематические задачи.

1 вариант (3–4 классы)

Задача 1.

Семья скворцов за 1 день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. Сколько вредителей уничтожит семья за год?

Задача 2.

Кукушка за месяц поедает до 90 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Сколько вредителей поедает кукушка за 5 лет?

Задача 3.

Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2— 3 кг зерна, а суслик — до 16 кг. Составьте свою задачу.

1 вариант (2 класс)

Задача 1.

Семья скворцов за 1 день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. Сколько вредителей уничтожит семья за 2 дня?

Задача 2.

Поползень способен уничтожить за день 300 червей, вредителей деревьев. Сколько червей уничтожат 2 поползня?

Задача 3.

Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых. Сколько вредителей уничтожает 2 ласточки за лето?

На уроках литературного чтения расширяем кругозор учащихся, ведь о птицах можно прочитать не у всех детских писателей. Так ненавязчиво в читательский круг наших учеников вошли произведения Э.Шима, Н. Сладкова, В.Бианки, М.Пришвина, А.Баркова.

Задание: закончи пословицу

1.      Всякая птица своим клювом…(сыта).

2.      Всякая птица свое…(гнездо любит).

3.      Мала синичка, да…(коготок остер).

Привлекли внимание ребят и народные приметы, составленные когда-то нашими наблюдательными предками.

-        Мелкие птички собираются в кучу — к дождю.

-        Сова кричит — на холод.

-        Осенью птицы летят низко — к холодной, высоко — к теплой зиме.

-        Ворона кричит зимой — к метели.

-        Птицы перед теплом садятся на верхушки деревьев.

-        Снегирь зимою поет — на снег, вьюгу и слякоть.

Здесь обучение и воспитание решают одну и ту же задачу — передачу подрастающему поколению социального опыта, состоящего из знаний, способов деятельности.

На уроках окружающего мира дети готовили сообщения о птицах. Групповая форма работы с первого класса позволяет максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям обучаемых. Класс разделен по желанию детей на три команды. Каждая придумала себе название и девиз. «Синички»: «Мы — синички, умные птички», «Снегири» — «Мы — снегири, красненькие грудочки, не отстанем мы от вас ни на одну минуточку» и «Пташки» — «Пташки, пташки, пташки зернышки клюют и всегда с тобою праздник проведут». По результатам работы групп появились отчеты в виде плакатов. Таким образом, мною созданы ситуации, направленные на освоение, выработку учащимися соответствующего содержания в соответствии с заданными критериями. Создана такая образовательная среда, которая стала пространством возможностей для данного ребенка, где и происходит превращение этих возможностей в феномены развития ребенка. Обогащение ими своего образка мира и образа себя. Каждый ребенок нашел дело по плечу, соизмеряя его со своими способностями и желаниями: имеющий литературные задатки поэта помог одноклассникам и оформил девизы команд в стихотворной форме; умеющий рисовать изобразил птиц и эстетично оформил лист ватмана; умеющий каллиграфически грамотно писать записывал все общие наблюдения, тексты; кто-то клеил, кто-то вырезал, а кто-то в это время веселил и подбадривал других. В результате дети приобретали опыт эмоционально-ценностных отношений, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности.

Кульминацией стал праздник Птиц, на котором были подведены итоги участия ребят в акции «Покормите птиц зимой». Каждый ребенок бал поощрен, его старания замечены, оценены, и как результат — повышение мотивации учения. И если осуществится перевод действий хотя бы одного ребенка или нескольких детей в ПОСТУПОК, — это и будет критерием ценности педагогической системы образования, создаваемой нами, как учителями и классными руководителями.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle