Библиографическое описание:

Шинкарёва Н. А., Соловьева Н. А. Организация работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 138-139.

В статье рассматриваются особенности организации работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Ключевые слова:культура поведения, старший дошкольник, семья, методы и приемы.

 

Значение культуры поведения и ее формирование в дошкольном возрасте подчеркивалось во многих исследованиях Р. С. Буре, С. В. Петериной, Н. И. Формановской и др. Это обусловлено тем, что сформированность культуры поведения у ребенка оказывает большое влияние на развитие его межличностных отношений, на процесс социализации, на эффективность адаптации ребенка к изменяющимся социальным условиям [1;4;5].

Р. С. Буре, С. В. Петерина отмечают, что данный процесс не может протекать стихийно, он должен быть целенаправленно организован. При этом выделяют ряд ключевых факторов, влияющих на формирование культуры поведения. Прежде всего, это условия семейного воспитания, особенности трансляции родителями норм культурного поведения детям, используемые родителями методы и приемы воспитания культуры поведения в семье.

С. В. Петерина, С. А. Козлова, И. Н. Курочкина считают, что значимым фактором в эффективности организации процесса формирования культуры поведения является педагог. В большинстве программ, методических пособий, обозначаются те методы и приемы, которые может использовать педагог для формирования культуры поведения, обозначаются те умения и навыки культуры поведения, которыми должны владеть дети [2;3;4]. Но особенности организации работы с самими педагогами, к сожалению, рассматриваются редко.

В связи с этим, в рамках данной статьи мы решили рассмотреть вопрос организации работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование культуры поведения дошкольника представляет собой целостный процесс. Это означает, что у него есть цель, результат, есть средства достижения этой цели, пути и методы работы. В соответствии с этим педагоги дошкольных образовательных учреждений должны обладать определенной подготовкой.

С. В. Петерина считает, что, прежде всего, у педагогов должна быть сформирована система представлений о том, что такое культура поведения, чем характеризуется культура поведения детей старшего дошкольного возраста, какими методами и приемами можно формировать культуру поведения в педагогическом процессе [4].

В соответствии с этим, мы полагаем, что при организации работы с педагогами необходимо выделять несколько блоков. В соответствии со значимостью системы представлений о культуры поведения, целесообразно начинать работу с педагогами с теоретического блока.

Целью теоретического блока является уточнение, систематизация и обобщение знаний и представлений педагогов ДОУ о культуре поведения и ее формировании в старшем дошкольном возрасте.

В работе над этим блоком могут быть использованы разные формы работы с педагогами. Это могут быть: лекции, консультации, беседы. Это могут быть такие формы работы как анализ передового педагогического опыта, дискуссии и т. д. В результате работы над данным блоком, у педагогов будет сформирована целостная система знаний, на основании которых будут формироваться, совершенствоваться их профессиональные умения.

Следующим значимым аспектом организации работы по формированию культуры поведения является овладение педагогами практическими умениями и навыками использования разнообразных методов и приемов формирования культуры поведения.

В соответствии с этим, вторым блоком работы может быть блок практико-ориентированный. Целью этого блока будет являться формирование у педагогов ДОУ умений и навыков применения разнообразных педагогических методов и приемов работы по формированию культуры поведения.

В рамках данного блока могут проводиться открытые занятия педагогов с последующим анализом. Могут проводиться встречи с решением педагогических ситуаций, семинары, практикумы («Культура речи педагога», «Методы и приемы воспитания культуры поведения», «Воспитание культуры поведения в игровой деятельности») и другие практико-ориентированные формы работы, в ходе которых педагоги будут осваивать методы и приемы формирования культуры поведения.

В процессе организации работы с педагогами важное значение имеет также акцентирование на том, что эффективность работы по формированию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста зависит от того, насколько систематически проводится работа. Наличие четкого планирования позволит не только осуществлять контроль за эффективностью процесса формирования культуры поведения, но и осуществлять своевременные корректировки педагогической деятельности в соответствии с изменениями, происходящими в уровне культуры поведения детей.

Работа педагога предполагает организацию взаимодействия с семьей. В этом направлении необходимо познакомить педагогов с теми формами и методами взаимодействия, которые будут направлены на формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Например, родительское собрание «Воспитываем культурного человека», консультация «Ежели мы вежливы…», семейный праздник «Веселый этикет».

Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста является одной из важнейших задач гармоничного развития личности ребенка.

При этом важно, чтобы педагог мог решать поставленные задачи эффективно, и этому может помочь целенаправленно организованная работа по подготовке педагогов к формированию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

 

Литература:

 

1.                 Буре, Р. С. Как поступают друзья: воспитание гуманных чувств и отношений: пособие для проведения бесед с дошкольниками 5–7 лет / Р. С. Буре. — М.: Детство — Пресс, 2005. — 24с.

2.                 Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учебное пособие / С. А. Козлова. — М.: Академия, 1998. — 160 с.

3.                 Курочкина, И. Н. О культуре поведения и этикете / И. Н. Курочкина // Дошкольное воспитание.- 2003. — № 10. — С.30–34.

4.                 Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С. В. Петерина. — М., 1996.- 142 с.

5.                 Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения / Н. И. Формановская. М.: «Высшая школа», 1989. — 153 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle