Библиографическое описание:

Алешкина О. В., Миналиева М. А., Рачителева Н. А. Проблема самообразования педагога [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 273-275.

Данная статья об особенностях самообразования педагога на современном этапе развития общества.

Ключевые слова: самообразование, компетенции, педагог

 

Актуальность темы данной работы заключается в том, что в современному обществу нужны мобильные во всех отношениях люди. Мобильной может быть по нашему мнению постоянно развивающаяся личность, причем в большей степени саморазвивающаяся. Саморазвитие личности обеспечивает ее самообразование. Заниматься самообразованием никогда не поздно.

В данной статье хотелось бы рассмотреть особенности самообразования педагогов.

Заострим внимание на процессе самообразовании как источнике образованности личности. Изначально мотивация к самообразованию возникает в ответ на потребность в знаниях.

Однако какие виды и формы знания обуславливают и определяют процесс, посредством которого человек становится образованным существом?

Традиционно сложившийся подход к образованию (также и в деле самообразования) как к наполнению учащегося отчужденным знанием, обнаруживает свою несостоятельность в реализации вышеуказанных характеристик педагога (исследовательская компетентность, коадаптивное мастерство, медиаобразованность). Образование в логике информирования чаще всего имеет репродуктивный характер.

Подчеркнем, что самообразование педагога будет заключаться не в том, чтобы «тащить» обучаемого от целого к частям объекта. Важно, чтобы сам обучающийся осознавал и усваивал такой ход познания.

Очевидно, что самовоспитание и самообразование возникают тогда, когда у человека вырабатывается способность анализировать свои поступки, ставить перед собой общественно значимые цели, вопросы и проблемы, определяющие необходимость поиска, самостоятельного открытия или приобретения в форме самообразования системы новых знаний [1, с. 89].

Осознание будет означать, что внесен некоторый вклад в формирование у педагога не просто очередных новых знаний об изучаемой реальности, а формирование именно его деятельности.

Существенным звеном этого вклада является методологическое знание, так как педагог, таким образом, начинает знать, как двигаться от незнания к знанию.

При системном рассмотрении объектов, они предстают более широко и многосвязно, возникает перспектива дальнейшего самостоятельного движения от незнания к знанию.

На начальном этапе своего развития самообразование является ситуативной, стихийной, неосознаваемой активностью, возникающей на основе ориентировочного рефлекса. Она носит нецеленаправленный, несистематический характер и самим субъектом нередко не осознается и не контролируется. Такое познание нередко характеризуется диффузностью интересов, отсутствием четкой направленности на определенный предмет или область знаний.

Побудителями такой активности являются стихийно возникающие факторы внешней среды, порождающие непроизвольное внимание и ситуативный интерес.

На следующем этапе эта активность приобретает внешнюю детерминацию, выполняется под действием внешних факторов, в частности, под влиянием педагога и приобретает некоторую целенаправленность (но при этом цель задается извне и может не осознаваться самой личностью), систематичность (также под внешним управлением). Такое самообразование характеризуется экстринсивной (внешней) мотивацией, побуждается требованием педагога (в случае самообразования специалиста — требованием вышестоящего руководства или настоятельной необходимостью практики профессиональной деятельности).

В дальнейшем происходит нарастание субъектности, целенаправленности самообразовательной активности, ее самоуправляемости; она приобретает качество деятельности. На этапе самообразовательной деятельности процесс познания становится полностью самостоятельным, то есть в нем присутствуют как самоуправляемость, так и внутренняя детерминация, которая проявляется в интринсивной (внутренней) мотивации познавательного процесса [2, с.15].

Педагогический процесс, нацеленный на развитие и формирование самообразовательной деятельности педагогов, должен обладать следующими характеристиками:

1)      энтузиазм преподавателя, его заинтересованность в предмете, непрерывный научный поиск;

2)      разнообразие педагогических действий, творческий характер обучения, организация группового взаимодействия на занятиях;

3)      создание благоприятного психологического климата, вера в его силы и способности, высокие ожидания, вера в успех, интерес к студентам, их талантам и способностям, диалогический характер взаимодействия, снятие страха перед ошибкой, снижение роли оценки, сотрудничество, а не конкуренция;

4)      включение элементов самообразования в педагогический процесс, вооружение студентов приемами самостоятельной познавательной деятельности, оказание им помощи, создание ситуации успеха.

Закономерности процесса самообразования вытекают из стремления педагога реализовать свои образовательные потребности, которые способствуют деятельности профессионала. Они обозначают характер, структуру и меру потребности преподавателя в различных направлениях, видах, формах образовательной деятельности. Выраженность этих потребностей находится в прямой зависимости от уровня нравственного и умственного развития, образования и профессиональной квалификации человека. Она растет по мере удовлетворения его познавательной потребности и интересов путем самообразовательной деятельности, опирается на наличие у педагога самообразовательных умений и осознание им самоценности образования, которая выражается в том, что человек видит смысл и получает удовлетворение от самого процесса освоения социально-культурного опыта.

Обоснованность необходимости самовоспитания и самообразования исходит из активной и творческой природы человека, а также из понимания преподавателем процесса воспитания как организации такого взаимодействия, в ходе которого личность раскрывает свои потенциальные возможности. При этом имеется в виду личность не только студентов, но и самого педагога.

Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Движущей силой и источником самовоспитания учителя может стать потребность разрешить противоречие между тем, что предъявляют общество, современная школа к учителю, и уровнем его профессионализма. Однако сама эта потребность не возникает автоматически, а решение противоречий необязательно стимулирует самовоспитание.

Отдельные учителя довольствуются тем, что записываются на курсы повышения квалификации и как бы снимают с себя ответственность. Другие прибегают к «компенсаторным механизмам» (рационализация, инверсия и др.), так называемой «внешней активности». Самосовершенствование — процесс сугубо индивидуальный, во многом зависит от уровня развития самооценки (заниженная, адекватная, завышенная) и четко осмысленной реальной цели [4, c.45].

Идеалом для профессионального самосовершенствования должны стать собственная индивидуальность, непохожесть на других, полное профессиональное самовоспитание начинается тогда, когда мотив самоизменения стал целью внутренней деятельности. Кроме того, должно быть развито чувство профессионального долга, профессиональной чести, здорового самолюбия.

Большой список дистанционных курсов, на которых могут обучаться педагоги, предлагает факультет мультимедиа технологий образовательного портала «Мой университет». Кроме того, данный университет проводит много конкурсов среди учителей, что тоже позволяет повышать свой уровень знаний и умений. Учитель может выбрать форму участия в конкурсе: можно быть участником, а можно, пройдя отбор, стать экспертом конкурса. Участие в конкурсе позволяет анализировать, повышать свои знания и умения в области ИКТ. По результатам конкурса выдается сертификат.

Одним из способов повышения уровня знаний можно назвать обучение в магистратуре. Обучение в магистратуре коренным образом отличается от учебы в университете по курсу бакалавриата. Вы получаете наукоориентированное образование, занимаетесь исследовательской деятельностью. Самой главной трудностью является совмещение учебы с работой. Результатом будет получение знаний и диплома об образовании.

Приобретенные знания на курсах, конкурсах, в магистратуре применяю на практике. На уроках использую электронные образовательные ресурсы, программы: Power Point, Notebook, «Фабрику кроссвордов», интегрированный программный продукт «КМ школа» и другие; советую пользоваться данными ресурсами школьникам; где нужно, оказываю посильную помощь.

Предлагаю всем, кого заинтересовали вопросы самообразования, обратиться к ресурсам, расположенным на сайтах: http:// moi-mummi.ru; http://www.diqital-edu.ru/socnet/101/; http://wwwdiqital-edu.ru/socne; http://www.openclass.ru/; http://www.interqu.ru/; http:// www.socobraz.ru/; http://moodlefree.ru/; http://www.uchportal.ru/; http:/ /club-edu.tamb; http://uchim.info/

Обязательно нужно учитывать здоровьесберегающие условия обучения учащихся и рационально использовать компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения.

Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании ИКТ на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, что значительно облегчает эту подготовку к урокам в дальнейшем, дает возможность делиться наработанными ресурсами с коллегами.

Мы уверены в том, что современный учитель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, занимаясь самообразованием, а также для того, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.

 

Литература:

 

1.                  Ижанов, Б. Некоторые аспекты непрерывного самообразования специалиста [Текст] / Б. Ижанов; отв. ред. Г. Н. Котельникова // Мат-лы междунар. заоч. научно-практической конференции «Самообразование личности в информационной среде». — 20 мая 2010 г. -Ханты-Мансийск: АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования», 2010. — С. 279.

2.                  Климов Е. А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): учеб. пособие [Текст] / Е. А. Климов. — М.: Флинта, 2003. — с. 115.

3.                  Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования [Текст] / Г. М. Коджаспирова. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. –С. 119.

4.                  Педагогика понимания: учеб. пособие [Текст] / Ю. К. Сенько, М. Н. Фроловская. — М.: Дрофа, 2007.- С. 120.

5.                  Стефановская, Т. А. Классный руководитель. Функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Т. А. Стефановская. — 3-е изд., стер. — М.: Изд. центр «Академия», 2008. — 192 с.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle