Возможности дидактических инструментов ОТСМ-ТРИЗ в начальной школе при организации продуктивного обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2015)

Дата публикации: 26.03.2015

Статья просмотрена: 406 раз

Библиографическое описание:

Ярмоленко, Г. Г. Возможности дидактических инструментов ОТСМ-ТРИЗ в начальной школе при организации продуктивного обучения / Г. Г. Ярмоленко, О. Л. Эпова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 193-197. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7688/ (дата обращения: 23.04.2024).

В данной статье описывается возможности использования дидактических инструментов проблемно-ориентированного на базе ОТСМ-ТРИЗ в начальной школе как одно из условий организации продуктивного обучения.

 

Одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее ООП НОО) являются планируемые результаты освоения предметных программ и междисциплинарных программ. Именно «планируемые результаты уточняют и конкретизируют Требования стандарта к результатам освоения основных образовательных программ для каждого учебного предмета». Само содержание планируемых результатов отражает одну из основных целей образования ступени начального общего образования: «формирование обобщенных способов действий с учебным материалом, позволяющих учащимся успешно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи» [5].

На сегодняшний день многие учителя начальных классов понимают важность формирования такой ключевой компетенции как умения учиться [5] и поддерживают идеи концепции развития универсальных учебных действий, но всё же испытывают определенные трудности в организации образовательного процесса с учетом системно-деятельностного подхода, ориентированного на достижения планируемых результатов как предметных, так и метапредметных. Именно последние вызывают большую трудность, именно здесь большое количество вопросов возникает у педагогов. Одной из основных причин наряду с недостаточностью знаний в области планируемых результатов мы считаем и недостаток знаний и умений в области применения современных образовательных технологий, которые позволяют организовать образовательный процесс младших школьников, ориентированный на достижение заявленных в стандарте планируемых результатов. Кроме этого, существуют, на наш взгляд, проблемы в содержании образования младших школьников. Во-первых, рост объема содержания, а время на его усвоение ограничено. Во-вторых, часто полученные знания не связаны с практикой и не являются значимыми для ребенка. В-третьих, содержание образования должно готовить к жизни в будущем, а оно не содержит таких знаний. Из всего выше сказанного вытекает вопрос: «Как организовать образовательный процесс младших школьников, чтобы обеспечить решение данных проблем?»

Традиционная технология, при которой учитель транслирует учащимся знания, а дома они отрабатывают навыки, не обеспечивает необходимого уровня образования, которое отвечает запросам современного общества. Значит, необходимо использовать такие технологии и методики обучения младших школьников, которые должны:

-                   обеспечить интенсификацию образовательного процесса;

-                   согласовываться с требованиями ФГОС НОО;

-                   отвечать основным положениям Л. С. Выготского «о необходимости определения динамической картины развития на основе выделения уровня актуального развития и ближайшей перспективы развития — зоны ближайшего развития» [3];

-                   гарантировать развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей, «реализации личностного потенциала» (по А. В. Хуторскому);

-                   создать условия для творческого самовыражения и формирования ключевых компетенций учащихся, то есть умения использовать знания при решении различных проблем.

М. С. Гафитулин отмечает, что «в технологию образования надо внести процесс производства новых знаний» [1]. Реализация этого процесса может быть осуществлена в продуктивном обучении.

Термин «продуктивное обучение» был введен в оборот более 20 лет назад немецкими учеными и педагогами Ингрид Бём и Йенсеном Шнайдером и в их понимании «продуктивное обучение есть процесс образования, целью которого является развитие личности в сообществе, а также совершенствование самого сообщества. Этот процесс нацелен на успешность в деятельности, ориентированный продукт и осмысление этой деятельности в группе учащихся при поддержке педагогов». В России, благодаря работам Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, М. А. Холодной, термин «продуктивное обучение» используется давно. По словам А. Н. Леонтьева в продуктивном обучении «учащиеся получают информацию и знание, прежде всего реального мира, а после завершения каждого образовательного блока производят конкретный продукт», при этом основной целью обучения является «не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся» [3].

Основными принципами организации образовательного процесса в продуктивном обучении являются:

-                   принцип личностного целеполагания;

-                   принцип выбора индивидуальной образовательной траектории;

-                   принцип метапредметных основ содержания образования;

-                   принцип личностного образовательного приращения;

-                   принцип первичности образовательной продукции учащихся;

-                   принцип ситуативности обучения;

-                   принцип образовательной рефлексии.

Одним из основных инструментов продуктивного обучения является «продуктивный учитель». В нашем понимании это учитель, в арсенале которого есть наличие средств для организации продуктивного образовательного процесса. Такими средствами мы считаем, в частности, дидактические инструменты проблемно-ориентированного обучения, модели ОТСМ-ТРИЗ (общая теория сильного мышления — теория решения изобретательских задач). «Под проблемно-ориентированным обучением мы понимаем такое обучение, содержание которого включает метапредмтеные средства, позволяющие структурировать и преобразовывать информацию с целью выявления, анализа и решений проблем в различных областях знаний» [4].

Работа с моделями ОТСМ-ТРИЗ формирует у учащихся начальной школы такие качества как быстрое ориентирование в нестандартной ситуации, умение определить и сформулировать проблему, продуктивность и системность мышления, изобретательность. В процессе работы с моделями ОТСМ-ТРИЗ учащиеся создают внешний образовательный продукт: выдвигают собственные гипотезы при проведении исследований на информационных копилках с целью вывода закономерностей; создают собственные модели и тексты при проведении исследования на копилке с целью синтеза нового объекта; самостоятельно генерируют свои идеи, проекты, сооружают различные макеты, работая с такими инструментами, как многоэкранная схема талантливого мышления (системный оператор), морфологический ящик, фантограмма, метод фокальных объектов — самостоятельно формулируют и разрешают противоречия. В работе над внешним образовательным продуктом учащиеся учатся определять цели и задачи, планировать свою деятельность, а также находить новые способы своей деятельности, осуществляют анализ её результатов.

Почему мы считаем, что дидактические модели ОТСМ-ТРИЗ являются одним из инструментов продуктивного обучения?

В свое время последователь Г. П. Шедровицкого и В. В. Давыдова, Ю. В. Громыко с целью обучения продуктивному мышлению как деятельности, разработал четыре метапредмета — «ЗНАНИЕ», «ЗНАК», «ПРОБЛЕМА», «ЗАДАЧА». «Основная особенность метапредметов состоит в том, что них учащемуся предъявляется рефлексивная теоретическая действительность, позволяющая выявлять и описывать работу со знаками, проблемами, знаниями, задачами — организованностями мыследеятельности…» [2].

Одна из целей проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ — это необходимость научить детей строить ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ. От игр и экспериментов с различными объектами окружающего мира, сбора и организации фактической информации об их признаках учащиеся переходят к осознанному, целенаправленному использованию данных объектов. При работе над достижением данной цели, кроме информационных копилок и картотек, используем МОДЕЛИ «эффекты и события», «разрешение противоречий». Следующей целью проблемно-ориентированного обучения мы считаем необходимость научить детей рассматривать объект как систему. Здесь мы подключаем МОДЕЛЬ многоэкранной талантливой схемы талантливого мышления, которая позволяет формировать системный взгляд на мир, «инструмент — изделие» и МОДЕЛЬ «универсальный план ответа». Третья цель проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ — это необходимость научить детей использовать признаки объектов в контексте ПРОБЛЕМНЫХ ситуаций. С этой целью мы используем специальные инструменты для описания и решения ПРОБЛЕМ: морфологический ящик, противоречие элемента, противоречие признака, трехходовка Камина, алгоритм решения задач на обнаружение, адаптированный Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).

Как отмечает А. В. Хуторской, в продуктивном обучении развиваются три вида личных качеств учащихся:

-                   креативные качества: эмоционально-образные, инициативность, изобретательность, неординарность, самобытность, способность к генерации идей и их продуцированию, раскованность мысли, чувств и движений и т. д.;

-     когнитивные качества: умение видеть, слышать, осязать, чувствовать изучаемый объект, любознательность, эрудированность, вдумчивость, сообразительность, склонность к эксперименту, умение задавать вопрос, видеть противоречие, формулировать проблемы и гипотезы, выполнять теоретические и экспериментальные исследования, способность обозначать свое понимание и непонимание по любым возникающим вопросам, наличие личностного понимания смысла, каждого из изучаемых предметов, способность воплощения добываемых знаний в духовные материальные и деятельностные формы и т. д.;

-     оргдеятельностные качества: знание учеником своих индивидуальных способностей, черт характера, осознание и умение пояснить цель своих занятий, наличие новой или недостигнутой цели, план её достижения, упорство в доведении дела до конца, способность в умении формулировать правила деятельности, спрогнозировать результат деятельности и смысловое видение изучаемых объектов, навыки самоорганизации и т. д. [6].

Эти же качества развиваются в образовательном процессе с использованием инструментов проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ.

Используя модель для выявления закономерности «Если…, то…», эффекта «Было — стало — изменилось», мы можем давать задания когнитивного типа на вывод закономерности в математике, русском языке, окружающем мире, сформулировать правила поведения в школе, в природе. Применение информационной копилки и технологии работы с ней, тренингов-игр ОТСМ-ТРИЗ по работе с признаками, позволяет помимо исследования с целью вывода закономерности (когнитивное задание), провести также исследование с целью синтеза нового объекта (креативное задание). Так в результате исследовательской работы с копилкой скороговорок, небылиц, загадок, лимериков с целью синтеза нового объекта, учащиеся заполняют паспорт объекта, отыскивают принципы построения заданных единиц и создают их модели, после чего сочиняют собственные тексты. Происходит личностное образовательное приращение из внешних и внутренних образовательных продуктов деятельности.

Использование на уроках литературного чтения, окружающего мира модели «Точка зрения», «Лестница ценностей», «Досье на героя» позволяет дать задания на «проживание» событий и явлений, поставить в ситуацию выбора, осознание своего выбора — это задание можно отнести к заданиям креативного и оргдеятельностного типа.

Как инструменты проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ позволяют реализовать принципы продуктивного обучения?

Принцип метапредметных основ содержания образования — обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ включает метапредметные средства, которые используются на разных предметах и позволяют структурировать и преобразовывать информацию с целью выявления, анализа и решения проблем в различных областях знаний [4].

Принцип первичной образовательной продукции — инструменты проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ позволяют учить создавать свою продукцию: исследование копилки с целью вывода закономерности, исследование копилки с целью синтеза объекта.

Принцип ситуативности обучения — инструменты, которые есть у учителя и детей, позволяющие решить возникшую проблему, позволяют идти от интереса ребенка.

Принцип личностного образовательного приращения — в результате организации образовательного процесса с использованием инструментов проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ позволяет формировать универсальные учебные действия.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что модели и инструменты ОТСМ-ТРИЗ могут выступать эффективными инструментами продуктивного обучения в начальной школе. Организация образовательного процесса младших школьников на принципах продуктивного обучения позволяет достичь планируемых результатов освоения ООП НОО, заявленных в ФГОС НОО.

 

Литература:

 

1.                 Гафитулин М. С. Модель перспективного образования // Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика. — 2003. — № 12. — С. 15

2.                 Громыко Ю. В. ВЕК МЕТА: Современные деятельностные представления о социальной практике и общественном развитии. — М., 2006. — 504 с.

3.                 Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 302 с.

4.                 Нестеренко А. А. Мастерская знаний: Проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ. Учеб. пособие для / под редакцией А. А. Нестеренко. — М.: BOOKINFILE, 2013. — 591с.

5.                 Планируемые результаты начального общего образования / Под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2010. — 120 с.

6.                 Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. — М.: Владос, 2000. — 230 с.

Основные термины (генерируются автоматически): продуктивное обучение, проблемно-ориентированное обучение, образовательный процесс, инструмент, модель, принцип, личностное образовательное приращение, начальная школа, решение проблем, цель синтеза нового.

Похожие статьи

Проблематика личностно-ориентированного подхода...

Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современной системе образования. Hе секрет, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение многих десятков лет, обезличивает ученика...

Личностно-ориентированное обучение на основе современных...

Личностно-ориентированное обучение — это обучение, в основе которого ставится личность обучаемого, ее индивидуальность

Исследовательская (проблемно-поисковая). Особенной чертой этой технологии есть выполнение учителем модели «обучение путём открытия».

Интерактивное обучение в личностно-ориентированном...

Интерактивное обучение в личностно-ориентированном образовательном процессе. Авторы: Худайкулов Холи Джумаевич, Махсудов Пулат Махсудович, Усмонова Хурсаной Махмуд кизи.

Технология личностно-ориентированного обучения

Ключевые слова: личностно-ориентированное обучения, объект и субъект, образовательного процесса, индивидуализации обучения, личностные качества, развитее, познавательная деятельность.

Личностно-ориентированный подход как основа реализации...

педагогический процесс, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное образование, становление личности, ориентированное обучение

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обозначает следующие основные принципы дошкольного.

Современные педагогические технологии на основе личностной...

3. на основе личностной ориентации педагогического процесса! 4. На основе дидактического усовершенствования и

2. Индивидуальноориентированное обучение. Целью данного типа педагогических технологий является развитие.

Современные образовательные технологии...

Личностно-ориентированный подход предусматривает пристальное внимание к таким составляющим учебного процесса как содержание обучения, педагогическую задачу или модель личностно-ориентированной учебной ситуации, специальные технологии.

Особенности технологии проблемного обучения в условиях...

Так, проблемное обучение понимается как совокупность определенных действий (В. Оконь), участие обучающихся в решении учебных проблем (И. Лернер)

Проблемно-диалогическое введения нового знания через противоречия. 2. Урок применения знаний.

Личностно-ориентированное обучение в современной...

Организация личностно-ориентированного обучения в начальной школе опирается на индивидуальный и дифференцированный подходы, как в обучении, так и в воспитании. Работа с использованием данного подхода дает возможность осуществления...

Похожие статьи

Проблематика личностно-ориентированного подхода...

Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современной системе образования. Hе секрет, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение многих десятков лет, обезличивает ученика...

Личностно-ориентированное обучение на основе современных...

Личностно-ориентированное обучение — это обучение, в основе которого ставится личность обучаемого, ее индивидуальность

Исследовательская (проблемно-поисковая). Особенной чертой этой технологии есть выполнение учителем модели «обучение путём открытия».

Интерактивное обучение в личностно-ориентированном...

Интерактивное обучение в личностно-ориентированном образовательном процессе. Авторы: Худайкулов Холи Джумаевич, Махсудов Пулат Махсудович, Усмонова Хурсаной Махмуд кизи.

Технология личностно-ориентированного обучения

Ключевые слова: личностно-ориентированное обучения, объект и субъект, образовательного процесса, индивидуализации обучения, личностные качества, развитее, познавательная деятельность.

Личностно-ориентированный подход как основа реализации...

педагогический процесс, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное образование, становление личности, ориентированное обучение

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обозначает следующие основные принципы дошкольного.

Современные педагогические технологии на основе личностной...

3. на основе личностной ориентации педагогического процесса! 4. На основе дидактического усовершенствования и

2. Индивидуальноориентированное обучение. Целью данного типа педагогических технологий является развитие.

Современные образовательные технологии...

Личностно-ориентированный подход предусматривает пристальное внимание к таким составляющим учебного процесса как содержание обучения, педагогическую задачу или модель личностно-ориентированной учебной ситуации, специальные технологии.

Особенности технологии проблемного обучения в условиях...

Так, проблемное обучение понимается как совокупность определенных действий (В. Оконь), участие обучающихся в решении учебных проблем (И. Лернер)

Проблемно-диалогическое введения нового знания через противоречия. 2. Урок применения знаний.

Личностно-ориентированное обучение в современной...

Организация личностно-ориентированного обучения в начальной школе опирается на индивидуальный и дифференцированный подходы, как в обучении, так и в воспитании. Работа с использованием данного подхода дает возможность осуществления...