Библиографическое описание:

Сапрыкина А. О. Возможности использования электронного портфолио как средства обучения и оценивания в сочетании с традиционным подходом к процессу обучения [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 293-296.

Данная статья рассматривает возможности электронного портфолио как многофункционального средства обучения и оценивания, его достоинства и недостатки, а также возможности по его эффективному использованию вместе с традиционными средствами обучения.

Ключевые слова: портфолио, электронное портфолио, процесс обучения, высшая школа.

 

Увеличение интереса педагогического сообщества к возможностям комбинирования традиционных средств обучения и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) привело к появлению различных методик использования электронного портфолио в процессе обучения, в том числе как средства обучения и оценивания образовательных достижений студентов высших учебных заведений. Электронное портфолио в высшей школе является рационально отобранным собранием работ студентов, которое отображает усилия, приложенные ими для выполнения конкретных образовательных задач, процесс постепенного развития их знаний, умений и навыков (ЗУН), а также наглядно демонстрирует их учебные достижения [1]. Эффективность использования электронного портфолио была уже неоднократно отмечена, например, в 2001 году в Образовательной программе Квебека (QEP) были приведены следующие преимущества [2]:

1. основные:

1.1)      возможность более активного включения студентов в образовательную деятельность с помощью рефлексии;

1.2)      развитие самооценки и умения концентрироваться на своих сильных сторонах (осуществление индивидуально-личностного подхода);

1.3)      развитие умения выбирать и принимать решения самостоятельно;

1.4)      активизация процесса обратной связи (рефлексия, основанная на комментировании работ другими студентами) и поиска путей самосовершенствования;

1.5)      развитие умения выстраивания индивидуальной образовательной траектории;

2. интеллектуальные или развивающие (поощрение студентов к нестандартному решению проблемных задач, проявлению креативности и объективному оцениванию);

3. методические (поощрение анализа всех средств обучения и демонстрации работ и достижений с точки зрения их эффективности в каждой отдельно взятой ситуации и их индивидуального отбора, рационально-критического подхода к оцениванию используемых подходов и методик);

4. индивидуальные и социальные (поощрение обмена опытом и мнением с другими студентами, развитие умения социальной адаптации и повышение уровня толерантности).

Однако при всех потенциальных преимуществах использования электронного портфолио стоит также отметить и возможные трудности внедрения его в процесс обучения. Условно разделив подходы к осуществлению данного процесса на традиционный (с использованием бумажных носителей, классической формой преподнесения нового материала, практических упражнений на занятии и домашнего задания) и инновационный (с использованием электронного портфолио), следует определить в каком соотношении данные они будут представлены в каждом отдельно взятом случае [4]. На данное решение может повлиять большое количество разных факторов, таких как специфика дисциплины (например, студенты математических специальностей в силу обилия формул и уравнений могут более эффективно использовать демонстрационные возможности электронного портфолио, в то время как студенты-филологи получат большее преимущество от электронного портфолио как от средства хранения их работ и достижений), уровень технической оснащенности студентов и учебных заведений (т. е. возможность получать доступ к своему электронному портфолио как дома, так и на занятии), сформированность методологии по внедрению технологии электронного портфолио как средства обучения и оценивания, психологическая готовность студентов к расширению их ИКТ-инструментария и прочее. Полная замена традиционного процесса обучения инновационным представляется невозможной в краткосрочной перспективе, в то время как и полное отрицание новых технологий в наше время инноваций нерационально. В попытке балансировать между этими двумя крайностями следует быть особенно осторожными, так как при комбинировании традиций и инноваций студенты могут оказаться в ситуации, когда при неизменных традиционных видах контроля (самостоятельных и контрольных работах, выполняемых в классе, зачетах и экзаменах) на них ляжет дополнительная нагрузка по заполнению своего электронного портфолио, и вместо того, чтобы данные подходы дополняли друг друга, они скорее будут неразумно увеличивать нагрузку на студентов и заставлять их выбирать один вид обучения, пренебрегая другим [4]. В таком случае процесс обучения станет неэффективным.

Известный американский психолог Ли Шульман, занимающийся проблемами психологии образования, отмечал пять основных видов опасностей, связанных с использованием портфолио в процессе обучения [3: 23–34]:

1. «ламинирование» — портфолио становится лишь средством демонстрации и саморекламы, теряя свою образовательную ценность;

2. «неподъемный труд» — качественное и эффективное портфолио требует большой затраты сил и времени;

3. «тривиализация» — в портфолио накапливаются документы и работы, не несущие образовательной ценности и не представляющие собой потенциальные предметы рефлексии;

4. «искажение» — попытки стандартизировать оценивание студентов по их портфолио может привести к тому, что основная идея портфолио будет утрачена, превращая данную технологию в усложненную версию обычного тестирования;

5. «ложная интерпретация» — акцент учителя на избранных лучших работах некоторых студентов превращается в рекомендацию для создания другими студентами аналогичных по структуре и содержанию работ, что уничтожает индивидуально-личностный подход.

В противовес данным опасностям Шульман приводит и пять положительных моментов использования портфолио [3: 35–37]:

1. возможность хранения, расположения в хронологическом порядке и обращения к документам за более долгий срок, чем при традиционном процессе обучения;

2. наличие выраженной связи между процессом обучения и его результатами, что позволяет студентам полностью осознавать цели и эффективность образовательного процесса;

3. широкие возможности для сотрудничества между студентами и рефлексии;

4. функциональность портфолио как портативного хранилища данных с возможностью индивидуальной структуризации;

5. возможности портфолио по расширению взаимодействия между студентами, создающими наполнение, и преподавателями, организующими весь процесс и определяющими примерную структуру и содержание портфолио.

Как мы видим, использование электронного портфолио в образовательном процессе требует тщательно разработанной методологии, которая позволила бы сбалансировать его слабые и сильные стороны, обеспечивая постепенный переход от чисто традиционного процесса обучения к обучению с большой долей использования ИКТ. Такой подход к процессу обучения позволил бы сочетать сильные стороны обоих систем, минимизировав при этом их недостатки. Для подтверждения данной точки зрения обратимся к Рис. 1, на котором приведено распределение некоторых видов учебной деятельности по принципу наибольшей эффективности.

Данная диаграмма представляет собой пример сочетания в процессе обучения как традиционного, так и инновационного подходов. Практически все виды контроля, а именно текущий, промежуточный (в виде контрольных и самостоятельных работ) и итоговый контроль эффективны при традиционном подходе к процессу обучения. Однако некоторые виды работ, например, презентации и доклады, наиболее эффективно могут быть представлены с использование ИКТ и, в частности, электронного портфолио. Существуют также и такие виды работ, которые одинаково эффективно могут быть представлены и в той, и в другой форме (например, тестирование и творческие работы, которые не обязательно должны быть рукописными или обязательно электронными). Именно этим видам работ следует уделить особое внимание в силу того, что именно с ними на студентов и может лечь двойная нагрузка, например, в ситуации, когда сочинение нужно сдать в рукописной форме, но при этом сохранить его в хранилище документов электронного портфолио и там же обсудить с другими студентами.

Рис. 1. Пример эффективного комбинирования традиционного подхода к обучению и обучения с использованием электронного портфолио

 

Таким образом, мы видим, что электронное портфолио является многофункциональным и гибким инструментом обучения в широком смысле (подача материала, контроль над усваиванием, рефлексия и оценивание), но также не стоит отказываться и от преимуществ традиционного подхода к процессу обучения. В силу того, что рассмотренные подходы могут быть использованы параллельно и с большей эффективностью, чем по отдельности, необходимой представляется разработка методологии их комбинированного использования в процессе обучения студентов высших учебных заведений и исследование возможностей применения данной технологии и на других ступенях образования.

 

Литература:

 

1.         MacIsaac, D., & Jackson, L. Assessment processes and outcomes: Portfolio construction. / New Directions for Adult and Continuing Education. — 1994. P. 62–72.

2.         Québec Education Program: New directions for success together (Approved ver.). / Québec, QC: MEQ. — 2001. P. 13, 26, 35

3.         Shulman, L. Teacher Portfolios: A Theoretical Activity. / With Portfolio in Hand. Lyons N. (ed.), New York: Teachers College Press. — 1998. P. 23–34.

4.         Wade, A., Abrami, P., Sclater, J. An electronic portfolio to support learning. / Canadian Journal of Learning and Technology, 31 (3). — 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle