Компетентностный подход в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС СПО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2015)

Дата публикации: 26.03.2015

Статья просмотрена: 3840 раз

Библиографическое описание:

Князева, О. Г. Компетентностный подход в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС СПО / О. Г. Князева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 236-237. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7683/ (дата обращения: 18.04.2024).

В современном обществе образование является одной из самых значимых сфер человеческой деятельности. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития, как отдельного человека, так и общества в целом. Ведущей целью образования в новых экономических условиях является подготовка личности, конкурентоспособной в условиях рынка труда, обладающей личностными и профессиональными качествами, обеспечивающими умение решать задачи во всех видах ее деятельности (от профессиональных до лично-бытовых) и отвечать за их решение. В этой связи основная педагогическая задача на всех этапах непрерывного образования есть поиск и реализация оптимальных путей развития личности, способной к самоактуализации в процессе многолетней интеллектуально-активной социальной, трудовой жизни [1].

Анализ требований Федерального государственного образовательного стандарта показал, что обучающиеся образовательных учреждений среднего профессионального образования должны обладать общими и профессиональными компетенциями.

Общие компетенции — универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда.

Среди общих компетенций в содержании ФГОС выделяются следующие:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач из известных, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, приниматьрешения, нести за них ответственность.

ОК 4. Использовать информационно — коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 5. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами и руководством;

ОК 6. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных) [2].

Общие компетенции носят надпрофессиональный характер и выражаются через такие качества личности, как самостоятельность, умение принимать ответственные решения, постоянно учиться и обновлять знания, гибко и системно мыслить, осуществлять коммуникативные действия, вести диалог, получать и передавать информацию различными способами.

Профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у выпускников, освоивших основную образовательную программу по специальности, стандартом описываются с учётом особенностей профессий.

Взаимосвязи рассмотренных выше категорий, способствующих формированию конкурентоспособности, представлена на Рисунке 2.

Рис. 2. Формирование конкурентоспособного специалиста в свете современных тенденций развития профессионального образования

 

Итак, именно компетентность выпускника является основой конкурентоспособности работника. В связи с этим основной тенденцией развития среднего профессионального образования на сегодняшний день является реализация компетентностного подхода, направленного на развитие общих ипрофессиональных компетенций студентов колледжа.

 

Литература:

 

1.      Костенко А. Ф. Проблема становления и развития среднего профессионального образования в малом городе // Исследования в области образования, молодежной политики и социальной политики в сфере образования / [Электронный ресурс]. URL: http://econf.rae.ru/article/5521

2.      Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: 2010. — 71 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): ОКА, профессиональное образование, компетенция.

Похожие статьи

Формирование общих и профессиональных компетенций...

В ФГОС среднего профессионального образования к различным специальностям в разделе 5 указано что, специалист должен обладать общими компетенциями (далее ОК), включающими в себя способности (далее из ФГОС)...

Формирование профессиональных компетенций при подготовке...

ОКА, профессиональная деятельность, профессиональное образование, техническое обслуживание, Российская Федерация, образовательная деятельность, ремонт автотранспорта, компетенция...

Оценка уровня сформированности общих и профессиональных...

профессиональная деятельность, профессиональное образование, электромеханическое оборудование, профессиональное самообразование, ОКА, компетенция, дисциплина, профессиональный...

К вопросу об особенностях формирования профессиональных...

ОКА, профессиональная деятельность, профессиональное образование, техническое обслуживание, Российская Федерация, образовательная деятельность, ремонт автотранспорта, компетенция...

Компетентностный подход как стратегическая основа организации...

ОКА, профессиональная деятельность, профессиональное образование, техническое обслуживание, Российская Федерация, образовательная деятельность, ремонт автотранспорта, компетенция...

Проверяемые общие компетенции (ОК)

ОКА, профессиональное образование, внеаудиторная самостоятельная работа, задача, внеаудиторная самостоятельная

образовательное учреждение, комплексная безопасность, компетенция, профессиональная компетентность, учебно-воспитательный процесс...

Особенности преподавания математики в среднем...

Библиографическое описание: Егорова Н. В. Особенности преподавания математики в среднем профессиональном образовании

Общие компетенции (ОК) формируются в процессе учебной и внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов при изучении предмета.

Образовательные технологии в преподавании дисциплин...

ОКА, профессиональная деятельность, профессиональное образование, техническое обслуживание, Российская Федерация, образовательная деятельность, ремонт автотранспорта, компетенция...

Формирование общих компетенций через нетрадиционные...

компетенция, ОКА, мероприятие, студент, профессиональное образование, виртуальная экскурсия, интерактивная игра, личностное развитие, личностное самосовершенствование, образовательный процесс.

Похожие статьи

Формирование общих и профессиональных компетенций...

В ФГОС среднего профессионального образования к различным специальностям в разделе 5 указано что, специалист должен обладать общими компетенциями (далее ОК), включающими в себя способности (далее из ФГОС)...

Формирование профессиональных компетенций при подготовке...

ОКА, профессиональная деятельность, профессиональное образование, техническое обслуживание, Российская Федерация, образовательная деятельность, ремонт автотранспорта, компетенция...

Оценка уровня сформированности общих и профессиональных...

профессиональная деятельность, профессиональное образование, электромеханическое оборудование, профессиональное самообразование, ОКА, компетенция, дисциплина, профессиональный...

К вопросу об особенностях формирования профессиональных...

ОКА, профессиональная деятельность, профессиональное образование, техническое обслуживание, Российская Федерация, образовательная деятельность, ремонт автотранспорта, компетенция...

Компетентностный подход как стратегическая основа организации...

ОКА, профессиональная деятельность, профессиональное образование, техническое обслуживание, Российская Федерация, образовательная деятельность, ремонт автотранспорта, компетенция...

Проверяемые общие компетенции (ОК)

ОКА, профессиональное образование, внеаудиторная самостоятельная работа, задача, внеаудиторная самостоятельная

образовательное учреждение, комплексная безопасность, компетенция, профессиональная компетентность, учебно-воспитательный процесс...

Особенности преподавания математики в среднем...

Библиографическое описание: Егорова Н. В. Особенности преподавания математики в среднем профессиональном образовании

Общие компетенции (ОК) формируются в процессе учебной и внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов при изучении предмета.

Образовательные технологии в преподавании дисциплин...

ОКА, профессиональная деятельность, профессиональное образование, техническое обслуживание, Российская Федерация, образовательная деятельность, ремонт автотранспорта, компетенция...

Формирование общих компетенций через нетрадиционные...

компетенция, ОКА, мероприятие, студент, профессиональное образование, виртуальная экскурсия, интерактивная игра, личностное развитие, личностное самосовершенствование, образовательный процесс.