Библиографическое описание:

Клементьева Е. Е. Перспективы развития творческого воображения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 92-94.

В докладе представлен материал из опыта работы по развитию творческого воображения детей с ОВЗ через использование инновационных педагогических технологий с применением элементов ТРИЗ.

Ключевые слова: фантазия, словотворчество, речь, воображение, поиск, продукт, деятельность, личность.

 

Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.

Г. С. Альтшуллер

 

Модель коррекционно-развивающей деятельности с детьми с общим недоразвитием речи включает в себя работу по повышению уровня речевого развития. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками относится формирование у них связной, устной (описательно-повествовательной, монологической, диалогической) речи, необходимой для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе.

Как известно, у детей с ограниченными возможностями здоровья речевое творчество развито слабо, их представления о предметах оказываются не точными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Наблюдается бедный активный словарь. Дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа. Возникает необходимость методики формирования речевых умений и навыков детей, опираясь на развитие воображения.

На сегодняшний день существуют множество методических разработок, научных статей по развитию речи дошкольников (А. М. Борович, В. И. Селеверстова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Е. И. Тихеева и др.). Тем не менее, вопросы формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР недостаточно освещены в литературе. Лишь в отдельных трудах приводятся примеры форм и приемов обучения связной речи и речевого творчества.

Одним из путей развития творческого воображения в дошкольном возрасте стало использование приемов и методов ТРИЗ — теория решения изобретательных задач (автор Г. С. Альтшуллер, 1946 г.) С 1987 года она успешно адаптирована к дошкольному возрасту. Эта система методик, направленных на развитие мыслительных операций, активизации воображения, принципов логического мышления, формирование творческой речевой деятельности детей логопатов.

Цель ТРИЗ — не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы [1, с 128]

ТРИЗ для дошкольников — это коллективные игры и занятия с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. ТРИЗ призвана, не заменить, основную программу, а максимально увеличить ее эффективность. На базе любой программы, по которой работает воспитатель, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ. [1, с 129]

Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий — ключ к творческому мышлению. [1, с 129]

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не дает детям готовые знания, не раскрывает перед ними истину, а учит ее находить. Если ребенок задает вопрос, не следует тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же ребенок не задает вопроса, тогда педагог должен указать на противоречие. Тем самым он ставит малыша в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой-то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. [1, с 129]

Многие взрослые воспринимают мир только в розовом или только в черном цвете. Нам есть чему поучиться у детей. Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многогранности, многообразии. ТРИЗ учит детей находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни. Не надо плакать и огорчаться, если тебе достался кислый лимон, — сделай из него лимонад. И может быть, тогда в мире станет на одного несчастного человека меньше и на одного счастливого больше. [2, с 13]

Очень интересно посмотреть через этот магический кристалл на сам ТРИЗ. Что в нем хорошо, мы уже знаем. А что в нем плохо? Известно, что в современном жестоком мире творческой личности жить не очень легко. Как это исправить? Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймет творца. И мир измениться к лучшему. [2, с 13]

Более десяти лет назад мною предпринята попытка создания своей системы обучения дошкольников с ОНР связной устной речи с элементами создания творческого продукта в речевой деятельности.

Исходя из этого, была поставлена цель работы — формирование навыков грамотной связной речи и речевого творчества у детей с ОНР, через использование инновационных педагогических технологий с применением элементов ТРИЗ.

В работе с детьми логопатами применяю следующие методы и приемы: метод фокальных объектов («Чудесные вещи»), игра «Да — Нетка» (Ресурсы), литературная игра Буриме, метод «Системный оператор», прием эмпатии, сочинение сказки — использую метод каталога и сказочные функции В. Я. Проппа, мозговой штурм.

А начиналось все с игры Л. Е. Белоусовой «Чудесные вещи» (метод фокальных объектов), по условиям которой дети самостоятельно придумывают необычную посуду, удивительные автомобили, чудесных животных и пр. в этой игре используются модели, отражающие способы передвижения, материалы, запахи, звуки. На основе моделирования дети придумывают необыкновенные предметы, сочиняют сказки, рисуют. Эта игра замечательно вписывается во все лексические темы. Тем самым обогащая и расширяя кругозор моих воспитанников. На основе этой игры возник открытый просмотр занятия «Поможем бабушке Федоре» для сотрудников нашего детского сада.

Метод «Системный оператор» — рассматривая лягушек и снежинки их части, развитие во времени (икра, головастик, лягушка), пространственные связи со средой, функции. Применение этих приемов позволило научить детей сочинять загадки на основе признаков предметов, их строения, частей и функций.

А метод синектики (аналогий)позволил сочинять загадки на основе комплексной аналогии.

Загадки, придуманные детьми о снежинках и лягушке.

Кружится, но не глобус,

Блестит, но не золото,

Молчит, но не рыба.

Что же падает с неба?

Воздушная, но не шарик,

Порхает, но не бабочка,

Легкая, но не пух,

Что же скрипит под ногами?

Зеленая, но не елка,

Прыгает, но не кузнечик.

Плавает, но не рыба.

Живет в болоте, громко квакает.

Пучеглазые глаза

И рот до ушей.

Кто же это?

Ответь скорее?

Прием эмпатии позволил детям представить себя на месте объекта загадки, оживить его, сочинить эмпатический рассказ от имени объекта, что помогло им осмыслить и передать в рисунке метафоричность загадки.

Эмпатический рассказ Вари Кудряшовой.

Я лягушка по имени Хохотушка. У меня большие глаза на макушке. Рот до ушей. Толстое брюшко. Четыре лапки, а на лапках перепонки. И маленький-маленький хвостик. Я очень люблю громко смеяться, поэтому меня назвали Хохотушкой. Особенно я люблю, когда мне дарят подарки, поэтому мой любимый праздник — День рождения. Мне дарят много вкусных подарков. Эмпатические рассказы имеют авторские иллюстрации.

С помощью игры «Да — Нетка» (Ресурсы), дети находились в ситуации, когда возникает необходимость быстро мыслить, четко следуя алгоритму постановки вопросов. Эта игра поддерживает детскую инициативу, создает игровую мотивизацию, повышает интерес ребят к занятиям: отгаданный предмет становится объектом для сочинения сказок — «В некотором царстве…», «Приключение двух снеговиков», «Сказка о принцессе снежинке» (Приложение 1

Буриме — литературная игра (с французского), заключающаяся в сочетании стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда на заданную тему.

Буриме, придуманное группой детей.

Зеленая макушка,

Лягушка хохотушка.

Живет она в болоте,

Не знает о работе.

Использование данных методов и приемов хорошо развивают не только речевое творчество и креативность воспитанников с ОВЗ, но и способствуют его психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания, вырабатывает смелость в фантазии. Позволяют направить фантазию ребенка на сочинение сказки и создание рисунков — иллюстраций по ее сюжету

ТРИЗ — приемы использовались и в работе с родителями, например в совместном, творческом досуге «Загадки на волшебной грядке» нужно было не только сочинить загадки о кабачке и огурце, но и придумать сказку «Однажды в овощном государстве…», зарисовать ее, а также изобразить портреты короля и королевы Овощей.

На детско-родительском мероприятии «Семейные досуги. Новогодние праздники», использовался прием фантастические мысли. Родители и дети получили домашнее задание: придумать «наряд» для необычной елки. Елки и вправду оказались не совсем обычными: «Елка — торт», «Елка — шишечная», «Сахарная елка», «Елка бумажная с семейными фотографиями», «Фанерочка» (фанерная), елка — книжка «Новогодний теремок», елка — светильник (соленое тесто) — «Новогодний свет звезды», елка из бисера.

Комбинированные нововведения — конструктивное соединение элементов существующих методик в новом сочетании — повышают инновационный потенциал. Так для развития креативных компетенций детей и коррекции речевых нарушений соединяю на одном занятии («Придумаем сказку об огурце», «Придумаем сказку о снежинке», «В гости кошка к нам пришла…», «Придумаем сказку о лягушке») несколько ТРИЗ — приемов: эмпатию, мозговой штурм, метод фокальных объектов. Дети составляют сказку о находящемся в фокусе наблюдения объекте. Воображают, придумывают, фантазируют. Воображение вербализуется, развивается монологическая и диалогическая речь.

Использование на занятиях игровой мотивации показала хороший результат. Введение игровых моментов, поддержала положительный эмоциональный настрой детей, интерес к занятиям вырос. Игры-путешествия, этюды, игры-импровизации помогли вербализировать активное воображение. Дети научились создавать творческий речевой продукт, конструировать оригинальный сказочный сюжет, овладели умением провести цепочку рассуждений во время игры «Да-нетка». В совместной коррекционной работе методы и приемы ТРИЗ — педагогики позволили, в сравнении с традиционными упражнениями, обогатить и активизировать словарный запас детей, сделали работу со словарем более увлекательной, стимулирующей речевое творчество детей.

 

Литература:

 

1.         Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/Под ред.Т. И. Ерофеевой. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.-344с.

2.         Белоусова Л. Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста / Под редакцией Б. Б. Финкельштейн. — СПб.: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2002. — 128 с.

3.         Дмитрова Т. В. Сто фантазий в голове. Материал для практической работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе идей семинара по РТВ и ТРИЗ преподавателя Ульяновского пединститута Сидорчук Т. А. Издательство СПКРО, САМАРА, 1996. -131 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle