Библиографическое описание:

Пистун Ю. В., Ковачева Г. П., Григорян К. И. Влияние дидактической игры на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 104-106.

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка не просто интересное времяпровождение, но и способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает модель взаимоотношений со сверстниками.

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра способствует развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей. [2. с.45]

В особенности сложное педагогическое явление представляет собой дидактическая игра. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А. П. Усовой, Е. И. Радиной, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, З. М. Богуславской, Е. Ф. Иваницкой, А. И. Сорокиной, Л. А. Венгером, А. К. Бондаренко, Е. И. Удальцовой.

Дидактическая игра как практический метод широко применяется при обучении математике на занятиях в детском саду. Она повышает эффективность восприятия детьми учебного материала, вносит в него элемент занимательности. Основная цель формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы дать им начальные понятия, научить простым способам выполнения математических действий, подготовить к самостоятельному применению этих умений. С помощью дидактических закрепляются и углубляются те знания и умения, которые изучались на занятиях по математике.

В настоящее время проблема обучения математике в детском саду приобретает все большее значение. Вследствие чего перед нами была поставлена цель — определить теоретические основы дидактических игр и их влияние на формирование математических представлений у детей.

В своей работе мы использовали множество дидактических игр различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Анализ соответствующей литературы помог условно разделить дидактические игры на следующие группы:

1.                  Игры с геометрическими фигурами

2.                  Игры на логическое мышление

3.                  Игры на ориентирование в пространстве

4.                  Игры с числами и цифрами

5.                  Игры путешествия по времени

К первой группе можно отнести игры на закрепление знаний о форме геометрических фигур. Детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?». Проводится игра «Лото». Детям предлагаются картинки (по 3–4 штуки на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем детям предлагается назвать и рассказать, что они нашли. Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Использование вышеперечисленных игр способствует закреплению у детей памяти, внимания мышления.

Вторая группа математических игр направлена на развитие логического мышления.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. [1. с. 84] Это такие игры как «Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются предметы», «Мельница» и другие. Это и задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление — цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент.

Кроме того, даются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагается выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

Данные задания направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому [5. с.60]

Например, справа от куклы — заяц. Слева от куклы — пирамида и т. д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра «Найди игрушку» начинается с прилета Карлсона, который любит пошутить и спрятал игрушку, которую нужно найти. Для этой игры можно использовать любой сказочный персонаж. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Художник», «Мастерская ковров», «Путешествие по комнате» и другие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

К четвертой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, детей знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Играя в такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число, как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет, какой игрушки не стало?» и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления [4. с.41]

Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Винни — Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй? и т. д.

Последняя группа математических игр служит для знакомства детей с днями недели. Детям объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник — первый день после окончания недели, вторник — второй день, среда — середина недели, четверг — четвертый день, пятница — пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления дней недели и их последовательности. Дети старшего возраста удовольствием играют в игру «Живая неделя». Для игры вызываются 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающийся первый день недели — понедельник и т. д.

В дальнейшем, можно использовать следующие игры «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

Таким образом, нами был сделан вывод о том, что с помощью дидактических игр при изучении математики можно добиться максимальной результативности. Дидактические игры повышают эффективность педагогического процесса, способствуют развитию памяти, логики и оказывают огромное влияние на умственное развитие ребенка.

Если при проведении работы по математическому развитию детей использовать дидактическую игру, то это позволяет сделать работу с детьми более продуктивной, улучшить их внимание, воображение и сенсорное развитие.

 

Литература:

 

1.                  Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В. П. Математика для дошкольников. — М.: Просвещение, 1997. — 175 с.

2.                  Сорокина, А. И. Дидактическая игра в детском саду. — М.: Просвещение, 1982. — 98 с.

3.                  Лозина, В. А. Формирование элементарных математических представлений, Мозаика –Синтез, 2012. — 80с.

4.                  Пидкастый, П. И. Технология игры в обучении — М.: Просвещение, 1992. — 238 с.

5.                  Смоленцева, А. А. Сюжетно- дидактические игры. — М.: Просвещение, 1987. — 96 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle