Автор: Корчагина Гульназ Айратовна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2015)

Библиографическое описание:

Корчагина Г. А. Проблемы и перспективы рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 237-240.

Рекреация и экология стали основными проблемами современного общества, вошедшего в новую, экологическую эру, когда ни ученые, ни практики не смогли решить назревшие экологические проблемы. Крайне негативная экологическая ситуация в мире требует от общества особого типа хозяйствования и изменения отношения к подготовке кадров для сфер, профессионально связанных с состоянием окружающей среды.

Россия — одна из самых загрязненных в экологическом отношении стран на планете. Обостряют негативное состояние окружающей среды интенсивно развивающаяся экономика, преобладание добывающей промышленности, устаревшие производственные фонды, недостаточный контроль над выбросами от сферы производства. Помимо вышеизложенного, в Российской Федерации отсутствует последовательная система экологического образования и воспитания, формирования экологического мировоззрения, культуры, самосознания, что приводит к преобладанию потребительской психологии у населения, и как следствие к росту экологических проблем государства.

В настоящее время общество испытывает постоянные стрессы и потребность в оздоровлении и укреплении здоровья, то есть в рекреации. Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. [8] и Федеральной Целевой Программе (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011–2018 гг». [9], восстановление работоспособности населения страны, повышение качества жизни, развитие индустрии отдыха и туризма являются важнейшими задачами государства. Однако, необходимо видеть связь между организацией рекреации и состоянием окружающей среды. По словам Д. В. Николаенко, «рекреация в развитой форме губит самое себя» [7, с. 138], поэтому необходимо рационально осваивать дестинации, и постоянно поддерживать экологический баланс территорий. Эффективное функционирование туристской индустрии в России тесно связано с положительной экологической ситуацией окружающей среды, и становится невозможной в состоянии экологического кризиса.

Рекреационно-экологическая подготовка специалистов по туризму позволит готовить работников туриндустрии, обладающих экологической культурой и экологическими знаниями, для организации рекреации населения без нанесения вреда окружающей среде в результате оказания туристских услуг.

Цель настоящего исследования — разработка системы и условий эффективной реализации рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму.

Согласно обновленному ФЗ-273 «Об образовании в РФ» [10], «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г». [8], и Государственной программе «Развитие образования» на 2013–2020 гг. [11], необходимо реформирование всего учебно-воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования, с целью повышения качества образования. Необходима актуализация и адаптация существующих образовательных программ, с учетом современного мирового уровня научных и технологических знаний, назревших глобальных проблем, политической, экономической и экологической конъюнктуры.

Современные исследования в области подготовки специалистов по туризму ведутся в рамках выявления наиболее актуальных компетенций будущих работников туриндустрии. В последние годы во всем мире наибольший интерес представляют изыскания по подготовке кадров туриндустрии в рамках устойчивого развития, экологического туризма и рационального использования туристских ресурсов. За рубежом данное направление изучали В. Ламанаускас [16], Г. Дженнингс, С. Кенсбок, У. Качел, Э. Уилсон, Б. Ф. Канзиани, Б. Б. Болей и ряд других, публикующих свои изыскания в официальном журнале Международного общества педагогов по туризму (ISTTE) «Journal of Teaching in Travel and Tourism» [14]. Виктором Т. С. Мидлтоном и Р. Хоукинс была написана книга «Устойчивый туризм» (1998 г.) [15].

Отечественную науку также волнуют современные тенденции туристского образования в ключе устойчивого экологического развития. Так, К. С. Воронова изучала подготовку специалистов Высшего профессионального образования (ВПО) в области туризма к использованию экотуристского потенциала [1], Д. С. Ермаков исследовал устойчивое развитие [2] и формирование экологической компетенции [3], А. Н. Кондрашкин разработал рекреационно-дидактическую модель туристской деятельности для магистров [4], Т. А. Нечаева — формирование геоэкологической компетенции у специалистов по туризму для среднего профессионального образования (СПО) [6], В. Н. Фефелова — формирование управленческой компетенции специалиста по рекреации и туризму [13]. Изучается и советский опыт подготовки кадров в сфере туризма: Ю. В. Копылов исследовал советский опыт подготовки кадров в сфере туризма [5], Е. Л. Пименова анализировала историю становления экологического туризма [12].

Из вышеописанного можно сделать вывод о том, что рекреационно-экологическая подготовка специалистов по туризму не изучалась в полной мере, а существующие исследования, даже приняв во внимание связь рекреации и экологии, не развивают данную мысль в полностью. Большинство исследований проводилось для ВПО, в то время как прогноз потребностей в специалистах туриндустрии в разрезе уровня образования, представленный в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011–2018 гг» [9], свидетельствует о необходимости подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, обладающих компетенциями в соответствии с конъюнктурой рынка, и согласно требованиям Федерального образовательного стандарта (ФГОС) 3-го поколения.

Реализация рекреационно-экологической подготовки возможна при определении требуемых знаний, умений и навыков (ЗУНов) ведения соответствующей деятельности, установлении содержания компетенций в подтверждении данной системы, и нахождении места рекреационно-экологической подготовки в учебных планах специальности 43.02.10 Туризм. Также в соответствии с ФГОС 3-го поколения необходимо создать условия для реализации практико-ориентированного подхода рекреационно-экологической подготовки, а также согласование полученной программы с рынком работодателей.

ФГОС 3-го поколения, равно как и профессиональный стандарт специалиста по организации и предоставлению туристских услуг, не содержат требования к уровню ЗУНов по экологичной организации рекреационной деятельности. В то время как зарубежные образовательные учреждения выпускают кадры для туриндустрии с присвоением степени магистра, бакалавра и мастера бизнес администрирования (MBA) по устойчивому и экологическому туризму. Следовательно, существует отставание российской системы образования от общемировых тенденций в области устойчивого образования, развития общества и страны в целом.

В декабре 2013 г. Президент Российской Федерации поставил задачу актуализировать ФГОС и образовательные программы с учетом профессиональных стандартов. При разработке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования рекомендовано углубленное изучение профессионального модуля, расширение знаний и умений, предусмотренных ФГОС 3-го поколения, введение в программу профессионального модуля и профессиональных компетенций, расширение практического опыта, дополнение перечня компетенций с учетом требований профессиональных стандартов, а также согласование вышеперечисленного с работодателями. Включение рекреационно-экологической подготовки в учебные планы специалистов по туризму, в рамках дисциплин профессионального блока, позволит заложить основу экологически ответственного ведения профессиональной туристско-рекреационной деятельности. Так, в рамках блока «Технология и организация сопровождения туристов на маршруте», необходимо внести приобретение ЗУНов по способам рационального использования туристских ресурсов, экологичной организации рекреации населения, путем проектирования экологичной рекреации и безопасному сопровождению туристов на протяжении всего тура.

Рекреационно-экологическая подготовка может стать необходимым стандартом профессиональной годности современных специалистов по туризму. В настоящее время туризм во всем мире используется с целью сохранения наследия страны, повышения качества жизни населения и уровня экономического развития. Данного пути следует придерживаться и России. Глобальные экологические проблемы требуют особого рационального подхода к жизнедеятельности, а значит и к уровню и содержанию образовательного процесса для сфер, ответственных за состояние окружающей среды в результате своей профессиональной деятельности.

Рекреационно-экологическая подготовка кадров туристской индустрии позволит организовать технологический цикл обслуживания туриста без ухудшения состояния колоссального рекреационного потенциала Российской Федерации, а также повысит уровень экологической культуры и экологического самосознания населения страны.

 

Литература:

 

1.      Воронова К. С. Подготовка специалистов в области туризма к использованию экотуристского потенциала Ставропольского края: Автореф. … канд. пед. наук. — Ставрополь, 2011. — 27 с.

2.      Ермаков Д. С. Образование для устойчивого развития: содержание, модели, технологии // Устойчивый мир: на пути к экологически безопасному гражданскому обществу: тез. докл. XII международн. конф. по экологич. образованию. — Владимир, 2006. — С. 21–29.

3.      Ермаков Д. С. Формирование экологической компетентности учащихся. — М.: Изд-во РУДН, 2008. — 159 с.

4.      Кондрашкин А. Н. Профессиональная подготовка специалистов по рекреационному ресурсоведению в туристском вузе: Дис. … канд. пед. наук. — Сходня, 2002. — 212 с.

5.      Копылов Ю. В. Советский опыт подготовки кадров в сфере туризма: Автореф. … канд. ист. наук. — М., 2011. — 22 с.

6.      Нечаева Т. А. Формирование геоэкологической компетентности при подготовке специалистов по туризму в образовательных учреждениях среднего профессионального образования: Дис. … канд. пед. наук. — СПб., 2014. — 176 с.

7.      Николаенко Д. В. Рекреационная география: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 288 с.

8.      О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р// [Электронный ресурс]: www.garant.ru.

9.      О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 гг.)». Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644// [Электронный ресурс]: www.garant.ru.

10.  Об Образовании в РФ. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ // [Электронный ресурс]: www.garant.ru.

11.  Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г № 295 г. Москва// [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2014/04/24/obrazovanie-site-dok.html (дата обращения 10.03.2015).

12.  Пименова Е. Л. История становления и развития экологического туризма в России на рубеже XX-XXI веков: на примере Удмуртской Республики: Дис. … канд. ист. наук. — Ижевск, 2006. — 204 с.

13.  Фефелова В. Н. Формирование управленческой компетентности специалиста по рекреации и туризму: Автореферат дис. … канд. пед наук. — М, 2010. — 24 с.

14.  B. Bynum Boley. Sustainability in Hospitality and Tourism Education: Towards an Integrated Curriculum. Journal of Hospitality & Tourism Education. Volume 23, Issue 4, 2011. p. 22–31.

15.  Middleton, V. T. C. and Hawkins, R. (1998), Sustainable Tourism: a Marketing Perspective, Butterworth Heinemann, Oxford.

16.  Vincentas Lamanauskas. Ecology education as an integral component of primary natural science education: some relevant issues// Problems of education in the 21st century. Volume 21, 2010. p. 5–11.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle