Библиографическое описание:

Васютина И. В., Попова Е. В., Саркисова К. Л. Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольника [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. 66-

Сегодня дошкольное образование выдвигает на передний план цели по охране жизни и здоровья детей, заботу об эмоциональном благополучии, психическом и физическом развитии, а также интеллектуально-личностное развитие ребёнка.

Американский психолог Ллойд Демоз считает, что человека следует рассматривать не как хомо экономикус или хомо политикус, а хомо релатенс, т. е. ищущего взаимоотношений, любви больше, чем денег или власти. Пытаясь выделит периоды с разными стилями воспитания детей, Л. Демоз признает, что психогенная эволюция с неодинаковой скоростью протекает в разных генеалогических линиях, что многие родители как будь то «застряли» на более раннем этапе, что даже в наши дни есть люди, которые бьют, убивают и насилуют детей. Кроме того, существуют классовые и региональные различия, ставшие особенно. Демоз, анализируя имеющиеся в истории сведения о воспитании детей, сформировал периодизацию типов отношений родителей и детей. Эти периоды показывают постепенное сближение ребенка и родителя по мере того как поколение за поколением родители медленно преодолевают свои тревоги и начинают развивать способность распознавать и удовлетворять потребности ребенка. Эта классификация дает так же представление и о современных тенденциях в воспитании детей в семье.

Таким образом, Л. Демоз подводит нас к мысли о том, что полноценное воспитание гармоничных, психически здоровых детей может осуществляться только психологическими зрелыми родителями, обладающими, прежде всего, педагогической рефлексией.

Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, направлено на повышение педагогической культуры родителей.

Родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения — помочь родителям в воспитании детей. Но педагоги не все готовы к этой деятельности в силу ряда причин.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, современна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Поэтому перед дошкольным учреждением стоит задача правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребёнка.

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является барометром социально-экономического развития страны.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Необходимость комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении уже ни у кого не вызывает сомнения.

Важность работы по сохранению здоровья детей отражена во многих документах международного и отечественного уровня.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает, что одним из приоритетных направлений в образовании является сохранение и укрепление здоровья детей и один из принципов предполагает осуществление партнерства дошкольного образовательного учреждения с семьей. Сохранение и укрепление здоровья детей − необходимый фактор успешности в дальнейшем обучении.

Вопросом здоровья детей занимались и занимаются многие ученые в различных областях знаний: Н. А. Берштейн, А. А. Ухтомский (физиология), А. В. Запорожец, В. П. Зинченко В. Т. Кудрявцев (психология), Л. Н. Волошина (педагогика), Э. В. Ильенков (философия), Ю. Ф. Змановский (педиатрия и педагогика) и др.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения широко обсуждается педагогами и психологами И. А. Витвицкой, Т. В. Кротовой и др. Л. М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи.

Педагоги и психологи обращают внимание на то, чтобы в систему воспитания общей культуры человека было включено в качестве ее неотъемлемого компонента воспитание культуры здоровья.

Следует отметить, что понятие «культура здоровья» разрабатывается в современных исследованиях в области валеологии и акмеологии как междисциплинарная категория, интегрирующая знания антропологических наук в культурологическом аспекте.

Л. Н. Волошина отмечает, что культура здоровья — это не только информированность в области здоровьесбережения, достигаемая в процессе обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих.

Как считает С. Н. Горбушина, «феномен культуры здоровья, включающий исторически закрепленную человечеством программу организации безопасной жизнедеятельности и преемственности воспитания здорового поколения.

Появляются и новые термины, связанные по смыслу с культурой здоровья. Например, Д. Алхасов предлагает термин «ортобиотическая культура здоровья». Ортобиотика — это наука о здоровье, путях его самосбережения, основанных на построении рационального образа жизни, в основе которого лежит многолетнее сохранение и укрепление здоровья и осознание самоценности собственной жизни.

Мы считаем, что культура здоровья дошкольника − это совокупность ценностно-потребностных, практически приобретенных и усвоенных знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, направленной на сохранение и преумножение здоровья, проявляющейся в способности формирования индивидуальной стратегии здоровьесбережения. В качестве структурных компонентов культуры здоровья мы рассматривали:

1)   когнитивный компонент (система знаний о здоровье и его составляющих, здоровом образе и стиле жизни, способах оздоровления и повышения резервов здоровья как сложных социально-личностных и психофизиологических явлениях);

2)   ценностно-потребностный компонент (ценностные ориентации на здоровье; потребность и готовность деятельностно-практического участия в формировании здорового образа и стиля жизни);

3)   эмоционально-волевой компонент (ответственное и позитивное отношение к собственному здоровью; чувство удовлетворения и радости от здоровьесбережения, настойчивость в достижении цели по сохранению, укреплению и формированию своего здоровья);

4)   деятельностно-практический компонент (творческая деятельность в сохранении и преумножении своего здоровья, самостоятельность в здоровьесбережении; способность к переносу индивидуального опыта здоровьесбережения в повседневную практику).

В образовательном процессе необходимо учесть, что исходным моментом в становлении культуры здоровья ребенка дошкольного возраста является субъектное взаимодействие педагога, детей, родителей.

Cодержательные аспекты модели культуры здоровья дошкольников включают в себя комплекс качеств, обеспечивающих успешное обучение в школе.

В своем исследовании под «взаимодействием педагогического коллектива и семьи» мы понимаем систематический и длительный процесс взаимного воздействия друг на друга педагогов и родителей, имеющий целью координацию воспитательной деятельности семьи и детского сада, направленный на обеспечение полноценной социализации личности ребенка и с этой целью оказание семье необходимой профессиональной педагогической помощи.

Основными формами совместной работы педагога и семьи по вопросам воспитания культуры здоровья детей дошкольного возраста являются доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях; организация выставок наглядных пособий с описанием их использования; открытые занятия по физическому развитию для родителей; групповые и индивидуальные консультации; беседы; специализированная рубрика на страничке сайта и т. п.

В современных условиях основные задачи эффективного сотрудничества и взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи можно определить следующим образом:

−     воспитание уважения к детству и родительству;

−     повышение психолого-педагогической компетентности родителей:

−     воспитание привычки обращаться за помощью к специалистам в вопросах воспитания и обучения;

−     повышение уровня общей культуры семьи.

Современные требования к образовательной работе в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм ее организации, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Такой формой работы является проектная деятельность.

Метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основного на взаимодействии педагога, родителей и детей между собой и окружающей средой. Следовательно, метод проектов выступает как основа взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.

На первом этапе проекта, для выявления эмоционального отношения к физкультурным занятиям, можно использовать рисуночный тест «Отношение ребенка к физкультурному занятию», позволяющий выявить степень сформированности представлений о значении физкультурных занятий и характер их эмоционального отношения к данному виду деятельности.

На втором этапе реализации проекта «Культура здоровья» работа с родителями приобретает более углубленный и целенаправленный характер. Начинает работу Родительская академия «Энциклопедия здорового детства». Ее принципами является сотрудничество и взаимодействие на доверительных отношениях. Целью работы Родительской академии явилась повышение педагогической культуры родителей посредством пропаганды здорового образа жизни, расширения взаимосвязи с различными социальными институтами города, что в свою очередь широкие социальные контакты создают положительную эмоциональную атмосферу как для детей, так и для взрослых.

Дифференцированный подход к родителям реализовывался через психолого-педагогическую работу с родителями воспитанников в условиях дошкольного образовательного учреждения. Работа состояла из групповых и индивидуальных занятий. Занятия проводились педагогами в форме консультаций, увлекательных игр, включающих тренировку социальных и коммуникативных навыков. Основой организации физкультурно-оздоровительной деятельности станет совместная детско-родительская физкультурно-образовательная деятельность, при которой взрослые личным примером будут подкреплять осознанное отношение к физкультуре.

На контрольном этапе работы проекта целью является проверить эффективность организационно-педагогических условий взаимодействия педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья детей дошкольного возраста.

Семейное воспитание (то же самое — воспитание детей в семье) — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и дошкольное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и учреждения образования, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Важный фактор становления личности — осознание себя как представителя определенного пола и овладение соответствующим ролевым поведением. Ученые называют это формированием психологического пола и отмечают особую роль семьи в данном процессе. Ребенок видит пример поведения родителей, их взаимоотношений, трудового сотрудничества, строит свое поведение на основе подражания, сообразуясь со своим полом.

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, естественно, именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие здоровые, духовные семьи — мощное государство. Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. Очень важно, чтобы воспитание ребенка в семье отвечало тем требованиям, которые предъявляет человеку общество.

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи предполагает наличие у родителей ответственности, а у воспитателей — семейной центрированности педагогической деятельности, основанной на рассмотрении ребенка только в контексте семьи. Основной путь налаживания такого сотрудничества — организация образовательного взаимодействия, результатом которого станет реализация целей и принципов личностно ориентированного образования дошкольников.

Эффективность взаимодействия семейного и общественного воспитания определяется степенью удовлетворения дошкольными учреждениями потребностей родителей в услугах детского сада. Поэтому педагогические коллективы должны быть сориентированы на изучение потребностей, мотивационно-целевых установок, ценностных ориентации современных родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников, что позволит скорректировать эти установки на осуществление совместными усилиями главной цели дошкольного образования — разностороннего развития личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей и подготовки его к обучению в школе. В этой связи в центре внимания педагога ставится личность родителей, их представления о ребенке, каким они хотят его видеть и соответственно воспитать.

Систематическая и целенаправленная работа по организации взаимодействия педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья детей дошкольного возраста позволяют решать поставленные нами задачи в ходе осуществления педагогической деятельности.

 

Литература:

 

1.      Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. — М: Аркти, 1993–132 с.

2.      Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. − М., Изд-во МГУ. Изд-во Международного университета бизнеса и управления (Братья Карич), 2005. − 304 с.

3.      Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей // Управление ДОУ. − 2002. − № 4. — С. 66.

4.      Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. — 112 с.

5.      Виленский М. Я. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» / М. Я. Виленский, С. О. Авчинникова // Теория и практика физической культуры. − 2004. − № 11. − С. 2–7.

6.      Волошина Л. Н., Мусанова М. М. Проблемы многоуровневого управления физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении / Л. Н. Волошина, М. М. Мусанова // Культура физическая и здоровье. — Воронеж, 2010. — № 3(28). — С. 35

7.      Голицына Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. — 72 с.

8.      Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья − единое пространство детского развития. − М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, − 240 с.

9.      Дружинин В. Н. Психология семьи. — СПб.: Питер, 2006. — 206 с.

10.  Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. − М: Мозаика — Синтез, 2007–167 с.

11.  Образовательная программа дополнительного образования детей «За здоровый образ жизни» // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.voenpatriot.ru/

12.  Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Культура здоровья − важнейший компонент народного образования // Здоровьесберегающее образование. − № 1(29). 2013. − С. 88–94.

13.  Стожарова М. Ю. Психологическое здоровье старших дошкольников // Ребенок в детском саду. — 2005. − № 5. − С.19–25.

14.  Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учеб.-метод. пособие / Белгор. гос. ун-т, Центр развития ребенка — дет. сад № 57; авт. Н. М. Бутырина, С. Ю. Боруха, Т. Ю. Гущина и др. − Белгород, 2004. — 180 с.

15.  Хабибуллина Р. Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями // Дошкольная педагогика. — 2007. − № 7. — С. 70.

16.  Ярская Е. Р. Проблематизация семьи в социологии. — М., 2006. — 17 с.

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle