Библиографическое описание:

Балашов Ю. В. Методические особенности построения процесса обучения математике в национальных школах Севера [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 151-157.

В статье рассматриваются особенности процессуального компонента процесса обучения математике учащихся национальных школ российского Севера, охарактеризована обучающая деятельность учителя и описана учебно-познавательная деятельность учащихся.

Ключевые слова: принцип региональности, этнопсихологические особенности учащихся, когнитивно-визуальный подход к обучению математике, субъектный опыт.

 

Повышение социокультурной роли этнического фактора во всех сферах общественного устройства, в том числе и в сфере образования, явилось важной особенностью современного мира,что инициировало кардинальное изменение характера образовательных потребностей коренных народов Сибири, и особенно коренных малочисленных народов Севера. Пройдя в советский период истории путь, равный столетиям, коренные малочисленные народы активно включаются в международные связи, овладевают информационными технологиями, достойно представляют родные культуры в мировом культурном пространстве. Одним их следствий достигнутого исторического статуса стала актуализация потребностей в реформировании и совершенствовании системы образования для коренных малочисленных народов Севера, сориентированной на повышение уровня и качества их образования в контексте социальной адаптации и перспективных потребностей каждой личности. Сегодня мы понимаем, что успешное решение многих задач, лежащих в основе современной образовательной стратегии, требует смены парадигмы образования и формирования нового мышления, определяющего качественно другие подходы к организации образовательного процесса в национальных школах российского Севера.

И, как показывает образовательная практика, учет этнического фактора в организации образовательного процесса позволяет минимизировать те противоречия, которые вызваны мировоззренческими позициями коренных народов Севера с одной стороны и законами техногенного общества — с другой стороны. Кроме этого ориентация на этнокультурную направленность образования открывает широкие возможности для выбора оптимальных подходов к методикам предметного обучения, формирует реальные представления об изучаемом предмете, его месте и роли в познании окружающего мира.

Обучение представителей различной этнической принадлежности (особенно представителей традиционных обществ) зависит от учета закономерностей проявления их этнопсихологических особенностей, поскольку они влияют на восприятие и усвоение получаемых знаний, на степень эффективной адаптации учащихся к педагогическому процессу.

Организация процесса обучения в национальных школах Севера имеет свою специфику, которую необходимо принимать во внимание. Этнопсихологические особенности являются тем фундаментом, на котором и зиждется эта специфика, поскольку она лежит в основе поведения и поступков конкретных участников образовательного процесса, этнического своеобразного восприятия ими воспитательных и учебных воздействий. Эти факторы и нужно учитывать при организации процесса обучения, что позволит наиболее эффективным образом адаптировать учащихся к воспитательным и образовательным мероприятиям, повысить уровень образовательной деятельности педагога.

Существующая система обучения и воспитания формирует ценностные ориентации, которые недостаточно органично сочетаются с традиционной иерархией ценностей в духовной культуре северных народов. В силу этого в процессе предметного обучения происходит ослабление естественных механизмов воздействия на формирующуюся личность, которое, в свою очередь, существенно снижает результативность образовательного процесса особенно по предметам естественно-математического цикла.

Современные исследователи северного этноса, например, В. В. Аршавский, У. А. Винокурова, В, В. Х. Нерадовский, Н. Г. Хайруллина Т. Г. Харамзин, считают, что основная причина низкой общеобразовательной подготовки учащихся национальных школ Севера связана с ориентацией учебно-воспитательного процесса на традиционные методики обучения, которые не принимают во внимание специфические особенности северного этноса, в частности не учитывают этнопсихологические особенности учащихся при выборе технологии обучения.

В структуру этнопсихологических особенностей представителей различных этнических общностей входят интеллектуально-познавательные, мотивационно-фоновые, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие особенности, проявляющиеся как результат непосредственного реагирования их психики на воздействия окружающего мира (в том числе, на воспитательные и учебные воздействия).

В связи с этим целесообразно конкретизировать и детализировать образовательные стратегии с достаточно высокой степенью точности применительно к этнопсихологическим особенностям различных коренных народов, составляющих моноэтнические и полиэтнические группы. Решение данной задачи будет способствовать построению личностно-ориентированного подхода в обучении, формированию благоприятной образовательной среды, в рамках которой образовательный процесс будет направлен на развитие личности ученика, актуализацию его субъектного потенциала в соответствии с его природными способностями.

Выделим те этнопсихологические особенности представителей коренных народностей Севера, которые положительно влияют на результативность учебного процесса и те, которые отрицательно сказываются на этих результатах.

Положительно влияющие: трудолюбие, дисциплинированность, исполнительность и аккуратность во всех видах деятельности; доброта, отзывчивость, скромность; неприхотливость в учебе, повседневной жизни и в быту; твердость, рассудительность, неторопливость и последовательность в действиях и поступках; практический склад ума; ориентация на высокую оценку и похвалу; высокий уровень творческих и художественных способностей.

Отрицательно влияющие: низкий уровень интеллектуально-познавательной активности, мотивации и коммуникативных способностей в системе «ученик-учитель»; доминирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; недостаточная активность в абстрагировании; низкая скорость мыслительных операций; низкий уровень речевой активности, интровертность, скрытность, обидчивость и вспыльчивость.

Принцип этнокультурной направленности учебно-воспитательного процесса в национальных школах позволяет полнее учитывать условия социально-культурной среды, воспитательный потенциал народной педагогики и этнопсихологические особенности учащихся при организации учебно-воспитательного процесса. При этом следует подчеркнуть, что региональный подход в обучении (или принцип региональности), в основе которого лежит этнокультурная направленность образования, является основополагающим фактором совершенствования всего учебно-воспитательного процесса в национальной школе на основе органичной взаимосвязи общего (государственного) и специфического (регионального).

Мы считаем, что принцип региональности в обучении является частным дидактическим принципом организации учебного процесса и представляет собой основополагающее требование к практической организации процесса предметного обучения в условиях национальной школы.

С одной стороны, этот принцип предполагает использование в предметном обучении региональной информации. С другой стороны, данный принцип открывает путь для широкой диверсификации учебного процесса в национальной школе, позволяет учитывать объективные закономерности и специфику его построения, определяет выбор технологий, методов, форм и средств обучения математике с учетом этнопсихологических особенностей учащихся.

Учитывая психолого-педагогические особенности организации обучения в национальной школе, выделены главные направления реализации принципа региональности в предметном обучении:

1.      Усиление личностно-ориентированного подхода в учебном процессе через устойчивый режим психолого-педагогического сопровождения и индивидуальную направленность образования.

2.      Соотнесение предметной организации содержания образования и учебного процесса с этнопсихологическими особенностями учащихся.

3.      Усиление практической направленности предметного обучения.

4.      Наполнение содержания предметного обучения этнокультурным компонентом — региональной информацией, фактами, явлениями, наиболее близкими и знакомыми учащимся, отражающие особенности региона и способствующие формированию умственного кругозора и практической компетентности учащихся.

Приведем примеры задач по теме «Задачи на проценты».

Задача 1. В национальных школах Ханты-Мансийского округа обучается 5655 учащихся коренных национальностей. Из них ханты — 3461 ученик. Какой процент от общего количества учащихся занимают ханты? Ответ округлите до единиц.

Задача 2. Всего за год взрослый лось съедает 7 т пищи, из которых 60 % — побеги лиственных и хвойных пород, 21 % — листья деревьев и кустарников, 9 % — кора, 10 % — трава. Сколько тонн корма каждого вида съедает лось за год?

Образовательная практика показывает, что качественная реализация содержательных компонентов предметного обучения может осуществляться только при условии соответствия процессуального компонента обучения личностным особенностям учащегося. Процессуальный компонент обучения мы понимаем как механизм реализации образовательной стратегии через формы, методы и средства обучения в условиях национальной школы.

Известно, что учебный процесс, с точки зрения компонентной структуры, следует разделить на несколько взаимосвязанных последовательных этапов:

I.               Организационно-подготовительный этап(установка на предполагаемую деятельность). Основная задача: обеспечение организации занятия; подведение учеников к активному восприятию учебного материала; формирование у них мотива достижения цели; создание ситуации успеха.

Известно, что на подготовительном этапе учебной деятельности значимую роль играют пространственная и цветовая организация учебного занятия. Учет этой специфики продиктован, прежде всего, спецификой мышления (правополушарный тип) и особенностями среды проживания учащихся школ Севера. По мнению А. Л. Сиротюк, вне этих условий потеря информации может составлять до 32 %.

II.            Операционный этап. Основная задача: выбор дидактических приемов обучения при работе с теоретическим и задачным материалом.

Основные направления деятельности учителя на операционном этапе:

Направление 1. Учет особенностей восприятия учебного материала учащимися национальных школ Севера (опора на образ).

Основной целью данного направления является достижение оптимального уровня восприятия и обработки (усвоения) учащимися учебной информации. В связи с этим, при рассмотрении понятия (правила, задачи, процесса, процедуры и т. п.) целесообразно создать его визуальный образ через использование элементов когнитивно-визуального (зрительно-познавательного) подхода в обучении. Это позволяет увидеть связь изучаемого понятия с другими объектами, актуализировать субъектный опыт учащегося, осуществить осознанный выбор математической модели реального процесса.

В качестве примера представим методический прием работы с учебным материалом по теме: «Сложение дробей с равными знаменателями».

Как показывает педагогическая практика, отсутствие опоры на образ приводит к тому, что многие учащиеся воспринимают операции с дробями как некий набор непонятных действий, последовательность выполнения которых нужно запомнить.

Для формирования образа правила целесообразно выполнить серию конкретных примеров (один из них приведен на рисунке. 1), после этого целесообразно изобразить данное правило с помощью рисунка 2.

Рис. 1.

 

Рис. 2.

 

Далее, используя буквенную символику, следует сделать запись данного правила:

Направление 2. Работа с абстрактными понятиями на основе их взаимосвязи с конкретной реальностью.

Одной из характерных этнопсихологических особенностей учащихся национальных школ Севера является недостаточная активность в абстрагировании. Учитывая это обстоятельство, необходимо любой учебный материал, связанный с изучением различных абстрактных понятий, выразить с помощью более простых понятий и образов, которые являются отражениями знакомых реальных предметов и процессов, функционирующих в рамках природного и культурно-предметного окружения. Такой подход будет способствовать «оживлению» абстрактных понятий.

По мере накопления опыта через решение различных задач у школьников формируется содержательный образ абстрактного понятия. Так, например, в случае изучения понятия «обыкновенная дробь», процесс абстрагирования понимаем как способ перехода от реальных объектов к схематизированной реальности, обеспечивающей изучение отдельных частей целого (дроби) в чистом виде. В результате такого подхода можно визуализировать информационную составляющую любого объекта (территория болот, объем древесины, масса животного, количество патронов и т. п.) в виде схемы-рисунка, пренебрегая целым рядом свойств объекта, выделяя в них, прежде всего, те, которые имеют непосредственное отношение к реальности.

Направление 3. Использование на уроках практических задач с региональным содержанием.

Образовательная практика показывает, что практические задачи с региональным содержанием следует использовать:

1)      в качестве пропедевтического средства при изучении трудных тем курса математики;

2)      на различных этапах урока: изучение нового материала, применение знаний, закрепление, контроль и усвоение знаний, повторение;

3)      в организации проблемной ситуации с целью повышения мотивационной активности учащихся;

4)      для формирования умений, навыков в практическом применении математических знаний;

5)      для реализации внутрипредметных и межпредметных связей.

Практические задачи с региональным содержанием решаются как устно, так и письменно, во время коллективной, групповой и индивидуальной самостоятельной работы, а также в виде домашних контрольных работ.

Направление 4. Реализация элементов проблемного обучения.

Под проблемным обучением понимаем такой метод обучения, который предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, с целью овладения более продуктивными способами приобретения знаний, умений и навыков, а также интеллектуального и творческого развития учащихся.

Приведем пример создания проблемной ситуации способом варьирования и переформулировки условия и вопроса задачи (табл. 1).

Таблица 1

Способ создания проблемной ситуации (варьирование, переформулировка условия и вопроса задачи)

Задача закрепляющего и тренировочного характера

Задача познавательного характера

Длина тела самца лося может достигать 3 м, а размах его рогов составляет  длины тела. Найдите длину размаха рогов лося.

Длина тела самца лося может достигать 3 м, а размах его рогов составляет  длины тела. Сможет ли пройти лось между двумя деревьями, растущими на расстоянии 1 м?

 

 

Направление 5. Организация общения и групповой деятельности через предметное обучение.

Условия существования народов Севера способствовали формированию определенных личностных качеств: высокого уровня групповой сплоченности, взаимопомощи, трудолюбия и др. Чтобы эти качества стали частью образовательного потенциала учащегося, необходимо придать процессу обучения, его целям и задачам, мотивационной и организационной стороне коллективистскую направленность.

Эффективность использования этих качеств в учебном процессе определяется целевым переносом в процесс обучения таких форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые стимулируют мотивационную активность, целеустремленность и коллективизм для достижения продуктивных результатов в обучении.

Педагогический опыт показывает, что одной из таких форм организации учебно-познавательного процесса является групповая форма работы на уроке. Такая форма работы предполагает функционирование разных малых групп учащихся, работающих как над общими, так и над индивидуальными заданиями.

Участники групп объединены общей целью, их деятельность пронизывает непосредственное взаимодействие между ними, требующее согласованности, взаимовыручки и коллективистских устремлений для достижения поставленной цели. Роль учителя при такой форме работы становится менее заметной и активной.

Направление 6. Установление субъект-субъектных отношений между учителем и учащимися через особенности информационного и межличностного взаимодействия между ними.

Активное использование элементов этнопедагогики (именно в обстоятельствах возникающих трудностей) является эффективным средством для установлении адекватных отношений между учителем и учеником.

Автор выделил ряд этнопедагогических особенностей традиционной педагогики народностей Севера, которые следует использовать в педагогической практике:

1.           Домашний характер воспитания ребенка, исключающий создание изолированных и отчужденных от семьи детских коллективов.

2.           Отсутствие ведущей роли кого-либо в воспитании, так как воспитанием занимаются все взрослые без исключения.

3.           Слитность образования и повседневной жизнедеятельности. Образовательный процесс опирается на удовлетворение потребности ребенка в подражании взрослым в непосредственном общении с ними.

4.           В воспитательном процессе не используются меры принуждения, физические наказания, контроль за поведением детей ненавязчив и незаметен.

Направление 7. Учет субъектного опыта учащихся через визуализацию природной и культурно-предметной среды.

Учет субъектного опыта учащегося использовался при введении нового понятия, для изучения различных свойств, при решении задач.

Основными приемами, способствующими реализации этого направления, являются:

1.         Изучение основных математических понятий, утверждений и правил с использованием дидактических возможностей визуальной учебной среды, которая конструируется на основе визуального восприятия знакомых объектов и процессов культурно-предметного и природного окружения.

2.         Эвристическая беседа по выявлению личностного смысла изучаемого понятия.

Покажем использование орнаментального искусства при изучении некоторых геометрических понятий.

Орнаменты, представленные на рисунке (рис. 3), следует использовать при изучении темы «Осевая и центральная симметрии».

Рис. 3.

 

III. Результативный этап. Задача учителя на этом этапе состоит в выборе методов проверки результатов обучения, и в организации самой проверки результатов обучения.

Выбор методов проверки результатов обучения проводился с учетом этнопсихологических особенностей учащихся экспериментальных классов и включал следующие приемы: устный опрос; задания с ограниченным сроком выполнения; собственный развернутый ответ. Такой формой контроля, которая учитывает вышеперечисленные приемы, являются тематические зачеты.

В таблице (табл. 2) показано, каким образом в процессе реализации методики обучения математике учащихся национальных школ Севера по указанным основным направлениям были учтены этнопсихологические особенности учащихся по каждому из компонентов (интеллектуально-познавательный, мотивационно-фоновый, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческий).


Таблица 2

Динамические компоненты национальной психологии

Этнопсихологические особенности, влияющие на процесс обучения

Дидактические приемы обучения

Основные направления организации обучения математике учащихся национальных школ Севера (на примере национальных школ ХМАО) с учетом их этнопсихологических особенностей

Интеллектуально-познавательные

-Образность мышления.

-Недостаточная активность в абстрагировании.

-Низкая скорость мыслительных операций.

-Практический склад ума.

-Познавательный практицизм.

-Высокий уровень творческих и художественных способностей.

1.  Организация рабочего места.

2.  Использование визуального подхода в обучении

3.  Подача учебного материала крупными блоками с постепенным увеличением темпа подачи.

4.  Использование на уроках регионального материала через решение практических математических задач с региональным содержанием.

5.  Дифференцированный подход к учебным возможностям учащихся..

-    Пространственная и цветовая организация учебного занятия.

-    Учет особенностей восприятия учебного материала учащимися национальных школ Севера (опора на образ).

-    Работа с абстрактными понятиями на основе их взаимосвязи с конкретной реальностью.

-    Использование на уроках разноуровневых практических задач с региональным содержанием.

-    Организация тематических зачетов, обеспечивающих контроль над крупными учебными блоками.

Мотивационно-фоновые

-Трудолюбие, дисциплинированность, исполнительность, аккуратность во всех видах деятельности, неприхотливость.

-Низкий уровень учебной мотивации.

1.    Решение и составление практических математических задач с региональным содержанием формирует устойчивую мотивационную сферу учащегося.

2.    Практические математические задачи ориентируют учащихся на применение знаний.

3.    Организация проблемного обучения.

4.    Учет субъектного опыта учащегося.

5.    Использование ИКТ.

-    Использование на уроках практических математических задач с региональным содержанием.

-    Реализация элементов проблемного обучения.

-    Учет субъектного опыта учащихся через визуализацию природной и культурно-предметной среды, в том числе с использованием ИКТ.

Эмоционально-волевые

-Твердость, рассудительность.

-Способность переносить большие трудности.

-Упрямство, обидчивость, скрытность.

-Непритязательность,

-нецелеустремленность.

1.  Наличие режима устойчивого психолого-педагогического сопровождения, опирающегося преимущественно на внутренние источники развития ученика.

2.  Использование этнопедагогического подхода в учебном процессе.

3.  Установление субъект-субъектных отношений между учителем и учащимися через особенности информационного и межличностного взаимодействия между ними.

-    Установление субъект-субъектных отношений между учителем и учащимися через особенности информационного и межличностного взаимодействия между ними.

-    Ориентация на поощрения и похвалу.

-    Создание ситуации успеха.

-    Активное использование элементов этнопедагогики.

Коммуникативно-поведенческие

-Низкий уровень речевой активности и коммуникативных способностей в системе «ученик — учитель».

-Коллективистская направленность, высокий уровень групповой сплоченности

-Ориентация на высокую оценку и похвалу.

1.  Идентификация познавательных стилей учителя и ученика ведет к взаимопониманию, к более легкой коммуникации, к бесконфликтности во взаимодействии.

2.  Повышение роли процессуально-деятельностного компонента процесса обучения и воспитания.

3.  Организация общения и групповой деятельности через предметное обучение.

4.  Создание ситуации успеха.

-    Активизация речевой активности учащихся посредством эвристических бесед.

-    Организация общения и групповой деятельности через предметное обучение.

-    Организация и проведение устных зачетов.

Основные направления организации процесса обучения математике учащихся национальных школ Севера с учетом их этнопсихологических особенностей.


 

Эффективность методических разработок была подтверждена многолетней педагогической практикой, проводимой автором в национальных школах Севера.

 

Литература:

 

1.       Балашов Ю. В. Организация процесса обучения математике учащихся 5–6 классов национальных школ Севера с учетом их этнопсихологических особенностей (на примере национальных школ Ханты-Мансийского автономного округа) [Текст]. Дис. канд. пед наук. — Омск, 2011 г. — 187 с.

2.       Балашов Ю. В. Разноуровневые задачи по математике с региональным содержанием для учащихся 5–6 классов: сборник задач [Текст]. / Ю. В. Балашов — Ханты-Мансийск: Редакционно-издательский отдел АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования», 2010. — 52 с.

3.       Воспитание и образование коренных малочисленных народов Севера [Электронный ресурс]. http://www.admhmao.ru/socium/sinse/frame.htm

4.       Нерадовский В. Х., Нерадовская Э. В. К вопросу о природосообразном обучении детей Севера [Текст]. // Педагогика. — 2000. — № 7. — С. 32.

5.       Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей [Текст]. М.: ТЦ Сфера, 2001. — 128 с.

6.       Якиманская И. С. Образное мышление и его место в обучении [Текст] // Советская педагогика, 1968. № 12. С. 72−76.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle