Библиографическое описание:

Сизов Д. С., Арешин Д. Н. Сущностная и содержательная характеристики умений и навыков обучения и воспитания курсантов в структуре педагогического мастерства сержантов военных вузов [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 258-262.

В статье рассматриваются основные тенденции в формировании и развитии сержантского корпуса Вооруженных Сил Российской Федерации. Актуализируется проблема профессиональной подготовки сержантов военного вуза, определяется значение профессиональной подготовки сержантов военного вуза для развития высшего профессионального военного образования.

Ключевые слова:военный вуз, профессиональное военное образование, сержанты, профессиональная подготовка, педагогическое мастерство

 

Основным фундаментом, на котором держалась старая армия, был унтер-офицерский состав, который обучал, воспитывал и цементировал солдатскую массу. Кандидатов на подготовку унтер-офицеров отбирали тщательно. Отобранные проходили обучение в специальных учебных командах, где, как правило, была образцово поставлена боевая подготовка…

Моя многолетняя практика показывает, что там, где нет доверия младшим командирам, где над ними существует постоянная опека старших офицеров, там никогда не будет настоящего младшего командного состава, а, следовательно, не будет и хороших подразделений.

Маршал Советского Союза Г. К. ЖУКОВ

Одной из важнейших задач военного строительства в России становится создание корпуса кадровых младших командиров (сержантов). По мнению специалистов, это является ключом к модернизации Вооруженных Сил и других войск, и воинских формирований на современном этапе военного строительства. Причем речь идет о том, что их подготовка должна вестись в целях укомплектования этой категорией контрактников не только частей постоянной готовности, но и Вооруженных Сил в целом.

Проблема обозначена не сегодня и даже не вчера. В своем Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин заявил, что сержантский состав армии и флота будет переводиться на профессиональную основу опережающими темпами. По последним данным, военное ведомство страны нацелено на то, чтобы доля контрактников среди сержантов превысила 50,7 процента. Планы военных готовы поддержать политики и общественные деятели. По мнению директора Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексея Арбатова, «создание полноценного, профессионального сержантского корпуса при внешней скромности подобной задачи является ключом к модернизации Вооруженных Сил».

Как признают многие высокопоставленные военные, сержантский корпус составлял основу царской армии, а любой анализ современных западных армий подтверждает, что сержанты остаются ключевым компонентом воинских структур. В разных странах у них разные задачи, но в целом они выполняют ключевые функции. Сержанты играют важную роль на тактическом уровне, а также в формировании высоких стандартов в обучении подчиненных и повышении их морального облика.

Сержантский состав представляет собой самое разветвленное тактическое звено военного управления, модернизация которого признается ключом к решению проблемы качества Вооруженных Сил Российской Федерации [3].

Учитывая характер педагогических задач, решаемых сержантами военных вузов и способы их решения, кроме педагогических знаний, кругозора и интуиции, способностей, а также пр. качеств и образований личности, на передний план изучения выдвигаются умения и навыки сержанта:

-        в организации индивидуальной и коллективной учебной деятельности курсантов;

-        в мотивации и стимулировании учебной деятельности;

-        в передаче знаний и формировании опыта военно-профессиональной и учебной деятельности;

-        в самообразовании и самостоятельном профессиональном развитии;

-        в прочих сферах применения педагогического мастерства.

Развитие умений и навыков сержантского состава военных вузов в обучении и воспитании курсантов, таким образом, можно определить в качестве необходимого и важного направления формирования их педагогического мастерства, и, в целом — профессиональной подготовки. Одновременно с этим, развитие умений и навыков сержантов военных вузов в обучении и воспитании курсантов можно считать научной проблемой, ожидающей своего разрешения. Разработка этого процесса в теории и организация его на практике требуют обращения к природе умения и навыка, определения содержания умений и навыков сержантов военных вузов в обучении и воспитании личного состава, а также выявления психологических механизмов их развития в условиях образовательного процесса.

Психологическую сущность умения и навыка определяет современная психологическая теория, которая рассматривает их в русле личностно-деятельностного подхода, причем заметны три плана изучения сущности умения и навыка.

На первом, наиболее глубоком плане, умение и навык рассматриваются непосредственно в структуре деятельности человека, как отдельное действие. Если сама деятельность выступает как специфический вид активности человека, с ее целенаправленностью, предметностью и стремлением преобразовать предмет деятельности, то содержание этой активности можно представить, как совокупность осознанных, частично осознанных и не осознанных действий, операций или актов. Умения в этом случае выступают как действия, которые человек осуществляет сознательно, на основе знания — правила. Навыки же, рассматриваемые в таком ключе, образуют простые подсознательные акты деятельности и позволяют распределять высвободившуюся активность человека на осознание и планирование более сложных задач. Сложность и эффективность решения задач в той, или иной деятельности, таким образом, зависит от умений и навыков, которыми обладает ее субъект.

На втором плане, на котором рассматриваются регуляторы и способы человеческой деятельности, умения и навыки, а также привычки изучаются в единой триаде приемов действий, и определяются как автоматические и полуавтоматические способы планирования, организации и контроля действий.

Умения на этом уровне определяются как способ действий, освоенный субъектом на основе полученных им знаний, которые, преобразовываясь в правило, алгоритм действия, приобретают некоторую операциональность. В отношении же навыков, единого понимания нет, они могут трактоваться как образования, одной природы с рефлексом, или же, что гораздо ближе нам, как способ проявления активности человека, основанный на работе его нервной системы, но формируемый на основе активной работы сознания.

Навыки, имеют субъективную сторону, в процессе их формирования велика роль личности. Навыки не «прописываются» извне, а, следовательно, вопрос их формирования не решается только тренировками (в этом как раз и кроется типичное заблуждение военной практики), здесь необходим целесообразный процесс освоения деятельности от осмысления до автоматизации регулирования. Можно, как мы считаем, утверждать, что любые попытки упростить подходы к формированию навыков сержантского состава заранее обречены на неудачу. Чем сложнее навык, и регулируемая им деятельность, тем более сложной является система его формирования и развития.

Третий план рассмотрения умения и навыка связан с изучением процесса освоения человеком определенного вида деятельности или действий. Здесь психология умения и навыка как научная область наиболее тесно соприкасается с теоретической и практической педагогикой, решающей задачи подготовки субъекта деятельности.

С. Л. Рубинштейн, например, считал, что, когда речь идет о простых действиях, навык представляет собой высшую степень овладения ими, а, следовательно, его наличие может служить характеристикой субъекта деятельности [5].

Л. Б. Ительсон, в свою очередь, пишет о навыках как об устойчивых связях между определенными свойствами — ситуациями окружающей индивида реальности и определенными автоматическими ответными реакциями организма [4].

Прежде, чем переходить к умениям и навыкам определенного вида деятельности, например, профессиональной, подчеркнем основные положения, характеризующие сущность этих явлений:

-        умение — способ действий, основанный на использовании знания — правила, алгоритма действия;

-        навык — высшая степень развития умения, как операциональной формы полученных знаний, и, одновременно — базис для формирования более сложных умений;

-        уровень развития умений и навыков выступает определяющим условием сложности решаемых задач деятельности.

В связи с профессиональной деятельностью умения и навыки редко рассматриваются как самостоятельное явление. Чаще всего, они исследуются в составе таких феноменов, как профессионализм, профессиональная компетентность, и пр. Общими являются следующие положения:

-        умения и навыки по своей сути определяются как профессионально важные качества и профессиональные отношения специалиста, непосредственно определяющие продуктивность и надежность профессиональной деятельности;

-        овладение профессиональными умениями и навыками является условием формирования профессионального мастерства, и более широких образований: профессиональной компетентности и профессионализма;

-        наличие профессиональных умений и навыков является критерием оценки профессионала и, одновременно, характеристикой его потенциальных возможностей в выполнении профессиональной деятельности и профессиональном развитии;

-        процесс формирования профессиональных умений и навыков выступает движущей силой и результатом профессионального становления субъекта труда.

Определяя профессиональные педагогические умения и навыки, используется функциональный подход, т. е. обосновываем сущность и совокупность профессиональных педагогических умений и навыков через основные функции, принадлежащие педагогу. Уровень владения профессиональными педагогическими навыками характеризует педагогическое мастерство педагога и его профессиональную компетентность, а совокупность умений и навыков, освоенных педагогов, формируют его педагогическую технику.

К сожалению, сегодня не так много работ, определяющих умения и навыки военного педагога, основываясь на специфике военно-педагогического труда, а она, несомненно, есть. Именно это обстоятельство, на наш взгляд, образует научный характер решаемой проблемы. Кроме того, умения и навыки не рассматриваются применительно к сержантам, которые, как мы писали выше, сегодня становятся одним из главных субъектов образовательного процесса военного вуза.

Целостный военно-педагогический процесс в условиях военного вуза, по-прежнему, включает в себя обучение, воспитание, развитие и морально-психологическую подготовку будущих офицеров к предстоящей военно-профессиональной деятельности. Курс на личностно-ориентированное и компетентностное высшее профессиональное военное образование вводит в этот перечень психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, помощь в профессиональном становлении военного специалиста, обеспечение подготовки его к непрерывному профессиональному образованию. Однако, можно установить, что для сержантского состава военных вузов основными направлениями военно-педагогической деятельности остаются:

-        обучение подчиненных курсантов;

-        воспитание подчиненных курсантов.

К специфике военно-педагогической деятельности сержантов военного вуза мы уже обращались выше. Следует отметить, что по функциям и содержанию она отличается от деятельности командиров курсантских подразделений незначительно. В отношении педагогических умений и навыков сержантского состава военных вузов специфика военно-педагогической деятельности проявляется в следующем:

-        состав умений и навыков, необходимых сержанту, в конечном счете, определяется его должностными обязанностями по выпуску из училища, однако, освоить их он должен значительно раньше, чем курсант. Так, технологиями обучения и воспитания курсантов уже на первом курсе предусмотрено привлечение сержанта к роли руководителя занятия на учебном месте (учебной точке), руководителя самостоятельной подготовкой курсанта, а также самостоятельное проведение ряда занятий и мероприятий воспитательной работы;

-        умения и навыки сержантов военных вузов в обучении и воспитании курсантов не только используются в военно-педагогической деятельности, они постепенно передаются рядовому курсанту.

Умения и навыки сержантов военных вузов в обучении и воспитании курсантов мы определили, как способы организации и регуляции целесообразной военно-педагогической деятельности сержантов военного вуза, не нуждающиеся в подкреплении дополнительными знаниями и внешнем контроле, с помощью которых они выполняют функции, установленные педагогическими технологиями и воспитательной системой военного вуза. Умения и навыки сержантов военного вуза, в силу специфики военно-педагогической деятельности, являются ключевой составляющей их педагогического мастерства и профессиональной характеристикой, определяющей сложность педагогических задач, которые способен решать сержант.

В соответствие с функциональным подходом к определению профессиональных педагогических умений и навыков, для того, чтобы определить перечень наиболее важных умений и навыков сержантов военных вузов в обучении и воспитании личного состава, нам следует обратиться к их основным функциям в образовательном процессе.

Функции субъектов военного образовательного процесса определены в работах А. В. Барабанщикова [1], В. И. Варварова, В. И. Вдовюка и В. П. Давыдова [2]. Основываясь на работах перечисленных авторов, мы выделили следующие функции сержантов военных вузов, связанные с обучением и воспитанием курсантов:

-        информационную, предполагающую передачу курсантам учебной информации и помощь им в её освоении, а также информации, несущей воспитательную нагрузку;

-        коммуникативную, заключающуюся в установлении и поддержании целесообразных взаимоотношений субъектов образовательного процесса военного вуза;

-        организационную, реализующуюся через организацию учебной и профессиональной деятельности курсантов и курсантских коллективов, предусмотренной технологиями обучения или воспитательной системой военных вузов;

-        развивающую, связанную с обеспечением развития курсантов как субъектов военно-профессиональной деятельности;

-        управляющую, направленную на достижение курсантами запланированных результатов профессиональной подготовки и поддержание динамических характеристик учебной и учебно-профессиональной деятельности.

Можно заключить, что позиции отличаются степенью детализации групп профессиональных умений и навыков педагога, а также тем аспектом педагогической деятельности, в связи с которым они разрабатывались. Так, можно выделить от трех до девяти основных групп умений:

-        гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные умения;

-        умения переносить знания в новую педагогическую ситуацию, находить решение в любой педагогической ситуации, создавать новые знания;

-        умения работать с педагогической проблемой, работать с учебным материалом, использовать психолого-педагогические знания, ставить и решать коммуникативные задачи, вести педагогическое общение, удерживать профессиональную позицию, организовывать собственное профессиональное развитие, оценивать и контролировать результаты учебной деятельности, «видеть» личность обучаемого в ее органичном единстве. Общей позицией является установленная необходимость наполнять структуру умений и навыков для конкретного субъекта педагогической деятельности и построение структуры через обобщенные умения и навыки.

В итоге, в структуре умений и навыков сержантов военных вузов в обучении и воспитании курсантов выделены информационные, коммуникативные, организационные, развивающие и управляющие группы.

Умения и навыки субъекта военно-педагогической деятельности, как мы установили, могут быть определены через его роль и функции в этой деятельности, специфические условия в которых они осуществляются. В отношении сержантов военного вуза сущность и структура умений и навыков в обучении и воспитании курсантов установлена еще советской военной наукой и сегодня не полностью соответствует их новым функциям в педагогических технологиях и системе воспитательной работы военного вуза. При их определении, необходимо учитывать также тенденции, определяющие развитие сержантского корпуса Вооруженных Сил Российской Федерации и их проекцию на систему военного образования и профессиональной подготовки сержантов. Сущность и структура умений и навыков в обучении и воспитании курсантов, определенная нами, может являться основой при организации профессиональной подготовки сержантов военных вузов.

 

Литература:

 

1.      Барабанщиков, А. В. Педагогика и психология высшей военной школы / А. В. Барабанщиков. — М.: Воениздат, 1989. — 365 с.

2.      Варваров, В.И., и др. Психология и педагогика высшей военной школы / В. И. Варваров, В. И. Вдовюк, В. П. Давыдов. — М.: Воениздат, 1989. — 366 с.

3.      Военное строительство и модернизация Вооруженных Сил России [Электронный ресурс] / Доклад Совета по оборонной и внешней политике / Военно-промышленный курьер. — № 14. — Режим доступа: http://vpk-news.ru/articles/382 (дата обращения 16.02.2014)

4.      Ительсон, Л. Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения / Л. Б. Ительсон. — Владимир: Мир, 1972. — 264 с.

5.      Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2007. — 720 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle