Библиографическое описание:

Дубаков А. В. Персональный сайт учителя иностранного языка: содержательные характеристики и особенности создания [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 288-291.

В статье рассматриваются составляющие процесса создания сайта учителя иностранного языка. Автор делает акцент на основных причинах создания сайта, уточняет его возможную структуру, осуществляет аналитический обзор наиболее доступных для учителей иностранного языка конструкторов сайтов.

Ключевые слова:сайт учителя иностранного языка, структура сайта учителя иностранного языка.

 

Компьютеризация охватывает практически все сферы жизнедеятельности современного человека. В данном ключе внимания заслуживает и образовательный процесс, в рамках которого компьютерные технологии используются в нескольких направлениях. В качестве одного из подобных направлений рассматривается сеть Интернет, которая является информационной средой и дает учителю возможность самостоятельно создавать различные образовательные продукты. Так, во всемирной сети сегодня можно найти множество профессиональных сайтов учителей предметников. Учителя иностранного языка не являются исключением. Более того, увеличение желающих изучать тот или иной иностранный язык, изменение статуса и роли иностранного языка как учебного предмета, являются причинами, по которым современные учителя иностранного языка создают собственные сайты. Посредством сайта возможно воплощение творческих замыслов, трансляция сути профессиональных идей до педагогического сообщества. Однако, при разработке сайта возникают самые разнообразные вопросы. Здесь нужно четко осознавать целевые установки будущего сайта, ясно представлять его содержание и структуру, овладеть минимальными навыками сайтостроения. Раскрытию обозначенных вопросов посвящена данная статья.

Прежде всего, отметим, что различные теоретические и практические вопросы, посвященные созданию сайта учителя иностранного языка, практически не являются раскрытыми. Некоторые аспекты создания персональных сайтов учителя в общем контексте, представлены в работах Т. А. Громченко, Т. В. Ульяновой и др. [1]. Лишь исследование О. Н. Сухановой посвящено непосредственно созданию сайта учителя иностранного языка [5]. Автор анализирует комплекс возможностей персонального сайта учителя иностранного языка, указывая, что реализация персонального Интернет-ресурса способствует развитию профессионального опыта учителя на трех уровнях — дидактическом, компетентностном, уровне рефлексии [5].

По каким причинам учитель иностранного языка создает сайт? Для получения ответа на данный вопрос нами было проведено анкетирование среди учителей английского языка школ г. Шадринска Курганской области. Опираясь на полученные результаты, мы пришли к выводу, что основными мотивами создания сайта являются следующие:

1)      обмен профессиональным опытом,

2)      установление зарубежных контактов,

3)      создание портфолио достижений,

4)      создание библиотеки собственных разработок,

5)      организация взаимодействия с обучающимися,

6)      организация дистанционного обучения.

Выше представлены лишь некоторые из существующих возможностей персонального сайта учителя иностранного языка, а данный список может быть значительно расширен. Все учителя сходятся во мнении, что сайт это отражение современной реальности, дань времени, показатель достаточного уровня ИКТ-компетентности. Сайт может стать одним из действенных инструментов, который поможет добиться признания в профессиональных кругах, заявить о себе профессиональному сообществу.

У любого учителя иностранного языка, создающего сайт, возникает вопрос о его возможной структуре, которая может быть самой разнообразной и зависит от того, что учитель желает разместить на сайте, каким он видит его миссию. Исходя из специфики педагогической деятельности, в общем, и особенностей профессиональной деятельности учителя иностранного языка, мы предлагаем возможную структурную композицию сайта учителя иностранного языка. Сделаем оговорку, что данная структура не является оптимальной и даже не носит рекомендательный характер. Она лишь отражает одну из возможных моделей сайта учителя иностранного языка.

1)      Главная страница. В рамках раздела, в кратком виде, может быть представлено приветствие к посетителям сайта, обозначена его миссия. Можно кратко обосновать все те разделы, которые составляют структуру сайта учителя иностранного языка.

2)      Мое профессиональное портфолио. В контексте профессионального портфолио целесообразно представить информацию об учителе: фамилию, имя, отчество; место работы; образование; курсы повышения квалификации. Можно представить и профессиональные достижения: участие в конференциях, проектах и конкурсах; публикации; достижения обучающихся; интересные работы обучающихся и т. д.

3)      Методическая копилка или обмен опытом. В данном разделе сайта могут быть представлены различные методические разработки. Здесь может быть организован дистанционный обмен опытом.

4)      Этот увлекательный английский (немецкий, французский, испанский и т. д.). В разделе можно разместить различные полезные советы по изучению конкретного иностранного языка, видео-уроки, игры (в том числе интерактивные), ссылки на on-line уроки, ребусы, викторины, тесты (в том числе ссылки на тесты и литературу для подготовки к международным языковым экзаменам). Материалы могут быть структурированы в зависимости от возрастной ступени обучения иностранному языку.

5)      ЕГЭ по иностранному языку. Согласно статистике, ЭГЭ по иностранным языкам является наиболее комплексным и вызывает различные затруднения у многих обучающихся. По данной причине необходимость раздела оправдана. В рамках раздела можно разместить: общую информацию о ЕГЭ по конкретному иностранному языку; практические советы для тех, кто сдает экзамен; детальный анализ каждой составляющей ЕГЭ по иностранному языку; обзор литературы для подготовки к ЕГЭ; анализ ошибок наиболее часто допускаемых при сдаче ЕГЭ; ответы на вопросы, которые наиболее часто возникают у тех, кто сдает ЕГЭ по иностранному языку и т. д.

6)      ИКТ в помощь учителю иностранных языков. В связи с тенденциями компьютеризации современного образования данный раздел также необходим. В нем представлены аналитические обзоры работ и учебно-методических пособий, посвященных применению ИКТ в процессе обучения иностранным языкам; приемы работы с интерактивной доской; советы по созданию веб-квестов; медиатека полезных для создания обучения материалов и т. д.

7)      Сайты для изучающих иностранный язык. Здесь может быть представлен подготовленный обзор полезных сайтов для учителей конкретного иностранного языка и изучающих данный язык. Сайты могут быть структурированы тематически.

8)      Классный руководитель. Практически любой учитель иностранного языка еще и классный руководитель. В разделе могут быть помещены полезные советы для родителей: профилактика ПАВ; общение с ребенком; пути избежания конфликтов и т. д.

9)      Фотоальбом. В разделе могут быть представлены фотографии памятных профессиональных мероприятий (конкурсов, олимпиад и т. д.).

10)  Гостевая книга. В данном разделе посетители сайта могут задавать вопросы и оставлять комментарии.

Выше перечислено лишь несколько возможных разделов сайта учителя иностранных языков. Данный список может быть детализирован, или, наоборот, сокращен. Все зависит от конкретных замыслов учителя иностранного языка, его целей. До создания сайта его автор заранее мысленно рисует его структурный портрет, продумывает и анализирует каждый раздел, видит его в перспективе.

Ключевым моментом в работе над сайтом является деятельностный компонент, т. е. его непосредственное техническое создание. Этот шаг, для многих является достаточно проблематичным, так как здесь учителю иностранного языка нужно владеть достаточным уровнем ИКТ-компетентности, наличие которой предполагает владение основами сайтостроения. Тем не менее, далеко не все учителя иностранного языка владеют подобными навыками. Для овладения основами сайтостроения можно пройти специальные курсы, а можно и овладеть такими умениями самостоятельно, т. к. многие современные конструкторы сайтов достаточно просты в обращении и сопровождаются доступными и понятными технологическими алгоритмами работы над созданием сайта. Большинство педагогических сайтов в России создается на платформе ucoz, которая позволяет разрабатывать качественные сайты. Автором статьи были проанализированы и другие конструкторы сайтов, которые более просты в обращении. Остановимся на нескольких, которые, без больших затруднений, учитель иностранного языка может использовать для создания сайта.

1)       Конструктор сайтов www.jimdo.com появился сравнительно недавно. Он достаточно легок в управлении. Бесплатная версия позволяет создавать достаточно качественные продукты. Ограничение будет проявляться лишь в графическом оформлении и нескольких других составляющих, которые будут не очень заметными.

Платформу jimdo.comотличает быстрота в том плане, что сразу же после регистрации на электронную почту приходит пароль, и вы уже можете начинать создавать сайт. В создании сайта здесь можно разобраться и самим — достаточно лишь несколько часов. Вы можете сделать меню вашего сайта, внести тот текст, который необходим, оформить страницу так, как вы хотите [2], [3], [4].

2)       www.a5.ru — новый конструктор сайтов. Позволяет создать простые персонально-профессиональные страницы. Достаточно элементарных навыков, чтобы сделать страницу самому. В последнее время конструктор набирает все большую популярность.

3)       www.umi.ru — дает возможность создать простую, стандартную страницу, которая получается достаточно функциональной.

4)       Отечественный портал для педагогов www.rusedu.net дает учителю возможность создать собственную страницу. Создать ее несложно, она будет находиться в галерее других сайтов непосредственно на портале, и, вместе с тем, выступать как отдельный сайт.

После того, как сайт будет готов, нужно заявить о нем и в дальнейшем постоянно развивать, совершенствовать, работать с ним. Дальнейшая работа с сайтом является необходимым условием его эффективного функционирования.

В качестве общего вывода отметим, что сайт учителя иностранного языка является отражением современной реальности, для которой характерна поистине глобальная компьютеризация. Сайт — это инновационный образовательный продукт, который позволяет учителю организовать виртуальное учебно-воспитательное пространство, управлять им. Сайт также можно обозначить в качестве средства профессиональной самореализации учителя иностранного языка.

 

Литература:

 

1.         Громченко, И.А Сайт учителя в организации учебного процесса / И. А. Громченко, Т. В. Ульянова // Народное образование. — 2011. — № 1. — С. 210–212.

2.         Дубаков, А. В. Технология веб-квест в процессе практической языковой подготовки будущих переводчиков / А. В. Дубаков // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам: сб. науч. ст. — Шадринск: ШГПИ, 2012. — C. 3–7.

3.         Дубаков, А. В. Научно-методическое сопровождение развитие ИКТ-компетентности учителя английского языка / А. В. Дубаков, Д. К. Ефимов, А. В. Качалов // Вестник Шадринского государственного педагогического института. — 2013. — № 1.

4.         Дубаков, А. В. Персональный веб-сайт как средство профессиональной самореализации учителя иностранного языка / А. В. Дубаков // Zbior raportów naukowych. “Nauka dzis: teoria, metodologia, praktyka”. (28.09.2013–30.09.2013) — Wrocłw: Wydawca: Sp. z.o.o. “Diamond trading tour”, 2013.

5.         Суханова, О. Н. Личный сайт учителя иностранного языка как императив современного образования / О. Н. Суханова // Иностранные языки в школе. — 2013. — № 3. — С. 47–51.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle