Библиографическое описание:

Лемберг Т. А. Сочинение загадок с детьми дошкольного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 101-104.

Пространствуем по миру слов. Сочинение загадок с детьми старшего дошкольного возраста.

Опираясь на опыт истории педагогики, концепцию Б. П. Юсова (политхудожественное развитие ребенка) и результаты современных психолого-педагогических исследований Институт художественного образования РАО выработал нетрадиционный подход к ознакомлению с искусством в детском дошкольном образовательном учреждении с позиций предметно-пространственного, политхудожественного направления (Савенкова Л. Г., доктор педагогических наук, зам.директора Института художественного образования по научной работе). Интегрированное обучение в современной Педагогике Искусств рассматривается как структурирование образовательного процесса и пространства, направленного на формирование у детей способности рассматривать любые явления и объекты с разных позиций; развития желания детей активно выражать себя в каком-либо виде творчества.

Слово ПРОСТРАНСТВО рассматривается, как реальная возможность пространствовать — ПРО-СТРАН-СТВО-ВАТЬ, то есть, прожить пространственный образ искусства (освоить, изучить и осознать его с разных позиций); про-стран-ство-вать по свету, по музею, ближайшему окружению и природе, по культуре своего региона и мира.

Пространствуем по миру слов, опираясь на «натуральные, то есть, данные от рождения способности ребенка» (Выготский Л. С.), такие, как языковое чутье, умение воспринимать окружающий мир с оптимизмом.

Проблема творческого развития ребенка дошкольного возраста сегодня — одна из актуальных. Психологи, педагоги, арт-терапевты, психотерапевты воплощают в практику нетрадиционные методы и способы работы.

«Слово «творить» в русском языке имеет два противоположных значения. Первое связано с созданием того, чего раньше не существовало, а потому имеет оттенок восхищения, преклонения перед этим новым явлением. Второе обозначает разрушение, того, что было создано другими и имеет дополнительное скептическое звучание, проявляющееся во фразе: «Ну, ты и натворил!».

В этих двух значениях заключается все многообразие детского творчества. В процессе созидания ребенок часто творит, разрушая.

Одной из особенностей детского творчества является его тотальность: оно свойственно всем без исключения детям дошкольного возраста». (Николаева Е. И., доктор биологических наук, профессор кафедры психологии и психофизиологии ребенка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена).

В детстве творят все, и реальная проблема этого возраста не проблема творчества, а проблема его отсутствия.

«Для ребенка дошкольного возраста характерно вариативное мышление, когда он обнаруживает и раскрывает массу возможностей, создает много видов одного и того же решения.

Если рассматривать творчество как создание нового, то можно утверждать, что все познавательное развитие ребенка происходит исключительно творческим путем». (Николаева Е. И.)

Игры со словом очень важны для детей. Игры со словом помогают развивать у ребенка его природное языковое чутье, подготавливая его к изучению сложных поэтических форм, которые изучаются в дальнейшем его обучении в школе.

Любовь к языку можно вызвать только через интерес к нему.

Загадки помогают активизировать мышление и речь ребенка, успешнее решать задачи его всестороннего гармонического развития.

Загадки обладают большими возможностями для наблюдений за окружающим миром, учат воспринимать жизнь многогранно, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание и память, развивают любознательность.

Загадки — это «секрет», удивительная игра, соревнование на смекалку.

Загадки — это сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Они кратки, выразительны, образны, легко запоминаются. Это маленькие поэтические произведения, построенные на прекрасных созвучиях и рифмах. Это — явление и языка, и искусства, приобщение к которому очень важно уже с малых лет. Это — как «живая вода» для детей, потому что народное искусство и вправду похоже на чудотворную сказочную воду. Оно приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам, точности высказывания.

Детей надо с ранних лет вводить в многоцветный мир слова, в разных ракурсах и аспектах знакомя их с тем, что составляет строительный материал родного языка. Можно научить детей придумывать, сочинять загадки.

Наверное, нет ни одного ребенка, который бы с раннего возраста не был знаком со стихотворениями А. Л. Барто из цикла «Игрушки». На материале этих простых, но чрезвычайно образных коротких стихотворений можно начинать работу по сочинению загадок. Например, «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу, потому что он хороший». Предлагаем детям заменить слово-предмет «мишка» на местоимение «он». Получается: «Уронили его на пол, оторвали ему лапу, все равно его не брошу, потому что он хороший». Получилась загадка, которую дети легко отгадывают. В дальнейшем, дети легко сочиняют загадки о зайке, слоне и других персонажах:

— Спать пора, уснул бычок,

Лег в коробку на бочок,

Сонный мишка лег в кровать.

Только он не хочет спать,

Головой кивает он,

И кому-то шлет поклон. (слон и слониха)

— Его бросила хозяйка,

Под дождем он оказался:

Со скамейки слезть не смог –

Весь до ниточки промок.(зайка)

Слово «творчество» в данном случае сочинения загадок выступает в противоположных значениях: были «разрушены» стихи из цикла «Игрушки», на этом же материале созданы загадки, которых еще никто не создавал.

Познакомив детей с такими загадками о цветах, как,

— Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыши)

— Вся земля глядит нас миллионом синих глаз. (пролески, фиалки)

Будут интересны для сочинения загадок короткие образные стихи, такие как стихотворение об одуванчике:

— Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет — нарядится

В беленькое платьице.

Весной и летом на прогулке дети наблюдают за одуванчиком, за изменениями его цвета, это интересно и необычно. Без труда сочиняется загадка:

— Этот цветочек

Носит желтый веночек.

Подрастет — нарядится

В беленькое платьице. (одуванчик).

Все дети знакомы с простым, незатейливым цветком — колокольчиком. Сочиняется по аналогии с загадкой об одуванчике такая загадка:

— Что за цветочек?

Синий звоночек.

(колокольчик)

Познакомив детей старшего дошкольного возраста с этимологией слова «тюрбан», сочиняется загадка:

Не голова — тюрбан,

Что за цветок? (тюльпан)

Впоследствии предлагаем сочинить загадку о перелетных птицах. Весной, беседуя об изменениях в жизни птиц, о признаках весны, обращаем внимание детей на то общее, что происходит с птицами, когда они прилетают в родные края: вьют гнезда, живут рядом с нами. А что же будет осенью: наступят холода, птицы соберутся в стаи и улетят, мы простимся с ними до весны.

Педагог, умело направляя детей, подводит их к сочинению загадки.

Примерные вопросы детям:

— Что делали птицы, когда прилетели весной к нам в город (село)?

(ответы: пели песни, вили гнезда)

— Правильно, вили гнезда. А как сказать ласково о гнездах?

(ответы: гнездышки)

— Вили гнездышки. А если мы поменяем местами слова, как прозвучит?

(ответы: гнездышки вили)

— А где же жили птицы по отношению к нам?

(ответы: около, рядом)

— Правильно, жили рядом с нами. А если опять поменять порядок слов, что получится?

(ответы: рядом с нами жили)

— Вот у нас уже готовы две строчки: Гнездышки вили. Рядом с нами жили.

А что же произошло осенью? Как изменилась погода?

(Стало холодно.)

— А как сказать, изменив слово «холодно» на слово-предмет?

(ответы: холод, холода)

— Правильно, холода. Холода что сделали?

(ответы: наступили, пришли, настали)

— Правильно, холода настали. И что мы делали, когда провожали птиц?

(ответы: прощались)

— Давайте, изменим слово «прощались», прибавив «мы стали» — что делать?

(ответы: мы стали прощаться)

— Правильно, мы стали прощаться. А что получится, если мы изменим порядок слов в этом предложении?

(ответы: мы стали прощаться, мы прощаться стали)

— Хорошо, холода настали и мы прощаться стали. Вот у нас и получилась загадка о перелетных птицах:

— Гнездышки вили,

Рядом с нами жили.

Холода настали,

Мы прощаться стали.

Другой пример: сочинение загадки о лифте.

Педагог: дети, мы познакомились с домом и его частями. Вы запомнили загадки о крыше, лестнице, трубе, балконе, двери, окне, но нет загадки о лифте. Давайте, попробуем сочинить ее сами. На что похож лифт?

Дети: на коробку, на комнату, на кабину.

Педагог: Правильно, на кабину, потому что комната больше по размеру, а у коробки нет двери. Что же мы делаем, когда подходим к лифту?

Дети: заходим.

Педагог: а если мы заменим слово «мы» на слово «я»?

Дети: я захожу в кабину.

Педагог: а если мы изменим порядок слов, что получится?

Дети: захожу в кабину я.

Педагог: А что дальше я делаю?

Дети: нажимаю на кнопку.

Педагог: Опять изменим порядок слов, что получится?

Дети: На кнопку нажимаю.

Педагог: Что же тогда делает кабина?

Дети: едет, поднимается.

Педагог: а как скажут дети, которые любят играть и иногда балуются?

Дети: мы катаемся в кабине, кабина нас катает.

Педагог: а если сказать про одного человека?

Дети: кабина меня катает.

Педагог: а куда же может катать меня кабина?

Дети: вверх и вниз.

Педагог: что же у нас вышло: меня кабина вверх и вниз катает, а как можно изменить это предложение, чтобы получилась рифма?

Дети: и кабина меня вверх и вниз катает.

Педагог: Послушайте, какая получилась загадка:

— Захожу в кабину я,

На кнопку нажимаю,

И кабина меня

Вверх и вниз катает.

После того, как дети познакомились с загадками, например, по теме «Домашние животные», можно предложить сочинить загадки, состоящие из одного слова. На что похожа кошка (собака, корова, лошадь)? Или, с чем можно сравнить собаку (кошку, корову, лошадь)? И дети на основе загадки: «Заворчал живой замок, лег у двери поперек», сочиняют загадку о собаке — «замок», на основе загадок о кошке, выясняется, что загадка о кошке одним словом, это «мышеловка», на основе знаний детей о корове сочиняется загадка — «кормилица», о лошади сочиняется загадка — «стрела», потому что лошадь мчится быстро.

Сочинение загадок можно проводить как на занятиях, так и в свободное от них время, например, на прогулке, наблюдая за явлениями природы, птицами, цветущими растениями. Это поможет сделать жизнь детей более интересной и радостной.

«Для творчества человек должен сметь, потому что творчество всегда есть переступление общепринятого, известного, признанного» (Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство).

При творчестве появляется ни с чем не сравнимая вещь, идея, в данном случае, загадки — стихи, которым «цены нет», потому что их действительно не с чем сравнивать, до этого не было такого. Платон в диалоге «Ион» говорит о том, что поэты сами не знают, как они творят. В полной мере это можно отнести к ребенку, который пытается сотворить словом.

Литературное творчество дошкольников имеет значение исключительно для них самих и для тех взрослых, чувствительных к тексту, которые могут воспринять литературное творение ребенка. Почувствовав равнодушие взрослых, ребенок теряет интерес к своим сочинениям, расценивая их как незначительные и неценные в мире, в котором ему предстоит жить.

 

Литература:

 

1.                 Емельянова Е. И. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. — 2009. — № 3

2.                Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет «Цветные ладошки». — М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. — 144 с., 24 л. вкл., переиздание дораб. и доп.

3.                Николаева Е. И. Психология детского творчества.- СПб.: Питер, 2010–240 с.

4.                http://lib.ru/KIDS/SUHOMLINSKIJ/serdce.txt

5.                 Паршукова Н. Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду// Дошкольная педагогика. — 2006. — № 1.

6.                 Разноцветная планета. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.- М.: Ювента, 2014.- С.247

7.                 Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. — Ярославль.: Академия развития, 2003.

8.                 Савенков А. И. Развитию исследовательских способностей детей. //Дошкольное образование -2004. -№ 7.

9.                 Савенков А. И. Исследовательское обучение — возможность преодолеть «образовательный предел» // Директор школы. — 2003. — № 10. С. 35–40

10.             Самолдина К. А., Маркова Е. П. Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников. — Новосибирск, НИПК и ПРО, 2007. — 65 с.

11.             Школяр Л. В., Савенкова Л. Г. Сад детства. Новый взгляд на дошкольное образование.-2014.- М. «Сфера».- 2014.

12.             Эстетика: Словарь/Под общ. Ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат. 1989. — 447с.).

13.             Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. − М.: Академия, 2002. — 256 с.

14.             Юсов Б. П. Живой мир искусства // Дошкольное воспитание. − 1993. − № 6. − С.35–40.

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle