Особенности организации досуговой деятельности подростков | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Андреева, А. А. Особенности организации досуговой деятельности подростков / А. А. Андреева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7546/ (дата обращения: 19.04.2024).

Проблема свободного времяпрепровождения подростков является актуальной на сегодняшний день и одним из важнейших направлений с социально-педагогической деятельности. Свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и психическое, духовное и эмоциональное развитие человека.

Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно важно его значение в подростковом возрасте, который в онтогенезе человека, является периодом интенсивного развития и формирования личности. Подростка не сложно заинтересовать, сложнее сохранить, поддержать и развить интерес. Формирование у подростков умений и навыков самоорганизации — актуальная социально-педагогическая задача, представляющая собой один из важнейших уровней на пути к овладению ими культурой досугового времяпрепровождения.

Одно из главнейших направлений подросткового досуга — помощь при выборе профессии. Подготовка к выбору профессии важна и потому, она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, психологическим, интеллектуальным, духовным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.

В современных, меняющихся социально-экономических условиях необходимо наиболее полноценно, систематично и эффективно реализовывать социально-педагогический потенциал свободного времени подростков. Существенно расширять обыденные направления и формы, а также технологии и методы работы с детьми и подростками вне учебное время. Досуг для современных подростков-это одна из первостепенных ценностей, так как досуг-это сочетание и объединение и отдыха и труда. В этой сфере реализуются многие их социокультурные потребности и удовлетворяются определенные желания и интересы. Именно в сфере досуга подростки более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей, принимают самостоятельный выбор, проявляют навыки контроля и самоконтроля.

Досуг (внеучебная занятость) — это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах во внеучебное время. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники — благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми [1, с. 75].

К определению понятия досуга можно подойти с четырех точек зрения:

1.       Досуг как созерцание, которое напрямую связанно с высоким уровнем интеллекта и культуры, иными словами это состояние ума и души.

2.       Досуг как деятельность — обычно характеризуется конкретной деятельностью, которая никак не связана с рабочей деятельность, отдавая, преимущество процессу самореализации личности.

3.       Досуг как свободное время, время выбора — это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанной с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью [2, с. 86].

4.       Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах, описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятие времени и отношение к времени. Макс Каплан считает, что досуг-это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики [3, c. 45].

Досуг при определенных обстоятельствах может и стать важнейшим фактором физического развития детей, так как занимаясь интересным и любимым делом дети поддерживают свое эмоциональное здоровье, а также досуговая деятельность напрямую способствует выходу из стрессов, снятию агрессии, тревожных состояний, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше превращать задатки в способности, реализовать то лучшее, что в нем есть.

Досуг детей — свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и другими видами полезной деятельности по собственному влечению детей [4, с. 83].

Досуг для подростков, значит многое — это сфера, в которой, выступая в новых социальных ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно полноценно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении.

Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг.

1.      Реальный досуг — это вид досуга, который характеризуется, единством интереса личности и общества и никак не в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Иными словами, это состояние деятельности, создание относительной свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.

2.      Мнимый досуг — это вид досуга, который характеризуется прежде всего насилием, либо над собой, либо над обществом, и конечным результатом данного вида досуга, является разрушение себя и общества. Мнимый досуг, обусловлен, неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.

Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и юношества:

-     досуг имеет четко выраженные физиологический, социальный, и психологический;

-     досуг базируется на свободе при выборе занятий и степени активности;

-     досуг предполагает не регламентированную и формальную, а свободную, активную, творческую деятельность;

-     досуг формирует и развивает личность, тем самым раскрывает скрытый потенциал и задатки, превращая их в способности;

-     досуг способствует самовыражению, самоактуализации, самовоспитанию, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранную деятельность;

-     досуг формирует потребность детей в самостоятельности, свободе и независимости;

-     досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков [5, с. 62];

-     досуг стимулирует творческую инициативу детей;

-     досуг есть сфера удовлетворения собственных потребностей личности;

-     досуг способствует формированию ценностных ориентации, установок;

-     досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых и окружающей среды»;

-     досуг способствует объективной самооценке детей, адекватному восприятию окружающего мира;

-     досуг формирует позитивную «Я — концепцию»;

-     досуг обеспечивает удовлетворение, отличное настроение и персональное удовольствие, удовлетворение от конечного результата своей деятельности;

-     досуг формирует социально значимые потребности личности, а также эталон и нормы поведения в социуме [6, с. 74].

Досуг подростков, процесс наполненный сложностями и противоречиями. Это объясняется тем, что подростки имеют полное право наполнить свою досуговую деятельность по собственному желанию, согласно своим интересам и потребностям, но зачастую они не готовы к осознанному выбору виду деятельности, которая будет способствовать их полноценному формированию и становлению как личности. А так же стремление к самостоятельному выбору различных форм досуга, подростки, все таки ограничены определенным кругом социальных ролей. Можно сделать вывод, что с одной стороны, не обладая устойчивостью интересов и потребностей в плане наполнения досуга, подростки более охотно принимают формы организации досуга от взрослых, стоит заметить, что такой способ не всегда положительный и соответствует уровню их физического и психического развития.

Дети оценивают себя, анализируют поступки и действия, при этом стараются придерживаться социально принятых норм и традиций, эталонов общества, так как самосознание является социальным по своему содержанию, и невозможно вне процесса межличностной коммуникации. Таким образом, именно досуг формирует некий микро социум, дающий детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных ролях, ребенок учится, принимает определенные правила и нормы, тем самым облегчая процесс адаптации и социализации.

 

Литература:

 

1.      Воловик, А. Ф. Педагогика досуга [Текст]: учебник / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик.- М.: МПСИ Флинта, 2008. — 232 с.

2.      Гридчин, М. М. Проблемы влияния информационных технологий на молодёжь [Текст]/ М. М. Гридчин // Власть. — 2012. — № 9.- 18 с.

3.      Гальченко, А. Б. О типологии досуговых программ и не только [Текст] / А. Б. Гальченко. — М.: Знание, 2012. — 320с.

4.      Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 2008. -342 с.

5.      Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников [Текст]: учебное пособие / В. А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 2009. — 280 с.

6.      Гребенюк, О. С. Педагогика индивидуальности [Текст]: учебно-метод. пособие / О. С. Гребенюк. — Калининград: Просвещение, 2009. — 126 с.

Основные термины (генерируются автоматически): досуг, подросток, вид досуга, свободное время, время, выбор профессии, конечный результат, мнимый досуг, Реальный досуг, самостоятельный выбор.

Похожие статьи

Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты...

Особенности организации досуговой деятельности подростков. досуг, подросток, вид досуга, свободное время, конечный результат, выбор профессии, время, Реальный досуг, самостоятельный выбор, мнимый досуг.

Досуговые предпочтения воспитанников подростковых клубов

Особенности организации досуговой деятельности подростков. досуг, подросток, вид досуга, свободное время, конечный результат, выбор профессии, время, Реальный досуг, самостоятельный выбор, мнимый досуг.

Досуг, как свободное времявремя выбора. Это время может...

Ключевые слова: досуг, культура досуга, досуговая деятельность, студенческая молодежь. В настоящее время происходят перемены в экономической

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале... ‒ Досуг, как свободное времявремя выбора.

Эффективная организация свободного времени человеком...

Соколов Э. В. Свободное время и культура досуга — М., 2011.

планирование, досуговая деятельность, свободное время.

Для подтверждения и выявления более подробных предпочтений студентов в выборе литературы использовался второй метод — анкетирование.

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале...

Досуг, как свободное времявремя выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности, связанной с работой или не связанно с ней.

Роль межвузовских культурно-досуговых программ в процессе...

досуг, студенческая молодежь., социально-культурная деятельность, культурно-досуговые программы, межвузовские программы, молодежный досуг.

свободное время, молодое поколение, Россия, Досуг, игра, сфера досуга, время, группа населения, молодежный досуг...

Роль культурно-досуговой деятельности в социальном...

Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты... респондент, свободное время, молодой человек, студенческая молодежь, вид досуга, сфера досуга, досуг, молодежный досуг, программное.

Теоретические основы организации досуговой деятельности кадет

Досугдеятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности...

Степень научной разработанности социокультурного...

самостоятельный вид деятельности

Ключевые слова: досуг, культура досуга, досуговая деятельность, студенческая молодежь.

Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты...

Похожие статьи

Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты...

Особенности организации досуговой деятельности подростков. досуг, подросток, вид досуга, свободное время, конечный результат, выбор профессии, время, Реальный досуг, самостоятельный выбор, мнимый досуг.

Досуговые предпочтения воспитанников подростковых клубов

Особенности организации досуговой деятельности подростков. досуг, подросток, вид досуга, свободное время, конечный результат, выбор профессии, время, Реальный досуг, самостоятельный выбор, мнимый досуг.

Досуг, как свободное времявремя выбора. Это время может...

Ключевые слова: досуг, культура досуга, досуговая деятельность, студенческая молодежь. В настоящее время происходят перемены в экономической

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале... ‒ Досуг, как свободное времявремя выбора.

Эффективная организация свободного времени человеком...

Соколов Э. В. Свободное время и культура досуга — М., 2011.

планирование, досуговая деятельность, свободное время.

Для подтверждения и выявления более подробных предпочтений студентов в выборе литературы использовался второй метод — анкетирование.

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале...

Досуг, как свободное времявремя выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности, связанной с работой или не связанно с ней.

Роль межвузовских культурно-досуговых программ в процессе...

досуг, студенческая молодежь., социально-культурная деятельность, культурно-досуговые программы, межвузовские программы, молодежный досуг.

свободное время, молодое поколение, Россия, Досуг, игра, сфера досуга, время, группа населения, молодежный досуг...

Роль культурно-досуговой деятельности в социальном...

Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты... респондент, свободное время, молодой человек, студенческая молодежь, вид досуга, сфера досуга, досуг, молодежный досуг, программное.

Теоретические основы организации досуговой деятельности кадет

Досугдеятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности...

Степень научной разработанности социокультурного...

самостоятельный вид деятельности

Ключевые слова: досуг, культура досуга, досуговая деятельность, студенческая молодежь.

Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты...