Библиографическое описание:

Нимаева Е. Г. Проектная деятельность в начальной школе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 182-184.

Новое время диктует новые задачи и заставляет нас уже не на словах, а на деле переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального и творческого потенциала личности ребёнка. Одним из инновационных средств является проектная деятельность. В ней содержится огромный потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на формирование ключевых компетентностей, формирование творческой личности средствами образования.

Несколько лет назад я начала использовать во внеурочной деятельности метод проектов. Анализируя свою деятельность как учителя начальной школы, я столкнулась с проблемой, затрудняющей достижение намеченных федеральными стандартами результатов, а значит, и переход обучающихся на следующую ступень образования. У учащихся наблюдается отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную и низкий уровень самостоятельности.

Проект -это мысленное прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого действия.

Термин «проект» выходит далеко за пределы сферы образования. В повседневной жизни и в производственных процессах этот термин обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков, делающие их проектами:

-        они направлены на достижение конкретных целей;

-        они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

-        они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

-        все они в определенной степени неповторимы и уникальны.

При этом ведущим видом профессиональной деятельности в проектах может быть любая ее разновидность:

-                       экспериментально-исследовательская,

-                       проектно-конструкторская,

-                       производственная,

-                       информационно-аналитическая,

-                       диагностическая,

-                       научная,

-                       методическая,

-                       образовательная.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать структуру работы. Участниками разработки проектов являются как учащиеся и учителя, так и родители.

Проект для ученика. Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект — это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

Проект для учителя. Проект — это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектировать. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.

Проект для родителей. Поддержание мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности, помощь советом, информацией, проявление заинтересованности. Необходимо знать суть проектной деятельности, её этапы, требования к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится за помощью.

Как и любая деятельность, проект имеет свои этапы:

1.      Погружение.

2.      Планирование деятельности.

3.      Осуществление деятельности по решению проблемы.

4.      Оформление результатов.

5.      Презентация результатов.

Работа над темой проекта начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Критериями выбора темы, могут быть и специфические источники информации (возможность экскурсии на предприятия, отраслевая ориентация района, республики, опыт учителя по работе с конкретной темой). Коллективный выбор детьми единой на всех темы может и должен регулироваться учителем (наводками и подсказками).

Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать ее. Основная задача учителя, на этапе сбора сведений по теме — это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности.

После завершения работы над проектом детям надо предоставить возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Существуют универсальные и комбинированные проекты. Это спектакли, концерты, викторины и игры с применением знаний по теме, тематические выставки, макеты, игрушки, видеофильмы, книги, журналы.

Проектная деятельность развивает у детей универсальные учебные действия:

-                ориентация на самостоятельную поисковую работу, самоанализ, самооценивание;

-                организация самостоятельной работы учащихся, творческих групп, стимуляция межпредметных действий, анализа достигнутых результатов и оценки их;

-                формирование личностных качеств школьника;

-                формирование умений самостоятельного планирования действий ученика и их последовательности;

-                формирование коммуникативных действий.

Работа над проектами обогащает детей новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в них интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, выйти на уровень обобщений, развивает творческий потенциал. В классах заметно повышается статус учеников, склонных к творчеству, фантазированию, — «романтиков» и мечтателей. Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде.

Это ведет к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся, создает обстановку общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, становится более самостоятельным и ответственным.

 

Литература:

 

1.                 Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников/Е. Н. Землянская//начальная школа. — 2005 г.- № 9.

2.                 Пахомова Н. Ю. Обучение проектной деятельности в начальных классах. 2009.

3.                 Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle